Театр для детей и молодёжи в Старом Осколе в наши дни смотрится совершенным чудом. Туда надо ехать, на это надо смотреть. Судите сами… Национальный театральный фестиваль «Золотая маска» проводил здесь свои гастроли, представляя лучшие спектакли России (2002, 2003, 2004). В начале октября за спектакль «Жизнь Александра Пушкина. Лицей» коллектив получил Гран-при и премию «Лучшая работа художника-постановщика» международного театрального фестиваля «ПостЕфремовское пространство» (Березники, Пермский край). А уже в конце месяца впервые представил новую постановку «Горестная жизнь плута, или Осенний марафон» по киносценарию Александра Володина. В день премьеры с художественным руководителем СТДМ, театральным режиссёром, преподавателем актёрского мастерства для студентов Ярославского государственного театрального института на базе СТДМ Семёном ЛОСЕВЫМ побеседовала обозреватель «Белгородских известий» Екатерина ШАРОНОВА.
Я спросила режиссёра, почему именно с «Лицеем» театр участвовал в фестивале?
Семён Лосев: Анастасия Ефремова (театральный критик, президент Благотворительного фонда Олега Ефремова, директор театрального фестиваля «ПостЕфремовское пространство». - Е.Ш.) посмотрела несколько наших постановок - «Последний срок» по Распутину, «Мою старшую сестру» по Володину, «Вертинский и дамы» по Александру Вертинскому и «Лицей». И сказала: «Я бы взяла любой спектакль. У меня очень сложный выбор». Но Березники попросили «Лицей», они много слышали об этом спектакле.
- Как «Лицей» случился?
- Пушкиным надо заниматься долго. Я занимаюсь им вплотную с 1980-х годов - сделал краткий конспект всех писем поэта, стал изучать версии его смерти… Пока раздумывал над спектаклем, в котором бы столкнулись разные точки зрения на причины дуэли, подобный сделал Кама Гинкас в Москве (1999-й, Пушкин. Дуэль. Смерть. - Е.Ш.). Замечательная постановка. Я понял - моим замыслам кранты. Но материалов набралось столько, что я решил начать сначала - мы сделали спектакль «Жизнь Александра Пушкина. Детство». Это не о том, какой он был в пору детства. А о том, кто были его предки. Рассказываем и о Петре Первом, и об Арапе, и как Арап появился в России... Играем новеллы о его родных - маленький и взрослый Пушкин и его взаимоотношения с отцом, матерью, братом, сестрой... Инсценируем не литературные повести, романы сегодняшних авторов, а воспоминания, восстановленные по документам тех лет. В результате у нас получился трёхчасовой спектакль «Жизнь Александра Пушкина. Детство». Потом продолжение: «Лицей» - вторая часть пушкинской дилогии. Её мы играем в два вечера.
- Знаю, не в первый раз участвовали в «ПостЕфремовском пространстве». Правда, с другим театром…
- В Старый Оскол я переехал в начале «нулевых». До этого был режиссёром Рижского русского драматического театра (с 1981-го). И там же, в Риге, создал студию, в которую вошли мои ученики. Из неё вырос театр «ОСА» (Общество Свободных Актёров). В их репертуаре - много спектаклей, в том числе и моих. Так вот с ними мы сделали «Женя, а Вы знаете...» - песни на стихи Евгения Евтушенко. Михаил Задорнов, который нам финансово в этом помогал (платил за обучение студентов в Ярославском театральном институте), пообещал: «Если получится, приглашу Евтушенко из Америки». Евгений Александрович действительно прилетел, посмотрел - и на следующий день мы играли его уже в Доме Москвы вместе с ним. А потом его выдвинули на «ПостЕфремовское пространство». На фестивале познакомился с Анастасией Ефремовой. И спросил: «Не хотите в Старый Оскол приехать? Там у нас тоже Евтушенко. Только уже другой». Я «развернул» спектакль - вместо 50 минут около полутора часов. Она приехала - и трижды посмотрела постановку.
- Евтушенко ведь тоже посмотрел эту версию. В 2010-м
он посетил Старый Оскол. Для горожан, с некоторыми из них удалось поговорить, его визит стал огромным событием…
- Да, настоящим потрясением. Посмотрев «Женя, а Вы знаете...», Евгений Александрович выступал около двух часов (получилось второе отделение). И, высоко оценив наш театр, предложил нам выступить на своём юбилейном концерте в Москве. Мы играли в знаменитом Политехническом музее, где когда-то вместе с ним выступали Рождественский, Ахмадулина, Вознесенский, Окуджава…
- У вас особое отношение к Пушкину, Тургеневу, Евтушенко, Розову, Шукшину, Мамлину, думаю, ко всем авторам, к которым вы обращаетесь… А с авторами 60-70-х годов XX века ещё и особая связь. Кто для вас Володин? Что его тексты?
- Что касается связи - я из тех лет. Я ленинградец, и
60-70-е - это мои ленинградские годы. Естественно, к ним обращён. Что касается Володина: для меня он - очень загадочный и крайне многослойный драматург, недаром его называют «вторым Чеховым». По скромности они очень похожи. Чехов говорил: «Я не писатель». Володин: «То, что я пишу, это плохо».
Как в нашем репертуаре появился Володин? Это счастье, что я работаю в Старом Осколе. В условиях сложившейся монополии (улыбается) мы ни с кем не соревнуемся, не гонимся за кассой, а знакомим зрителя с театром - таким, каким его понимаем и любим. Мы пытаемся творить Театр Души. Берём и делаем только высочайшую драматургию. А произведения Володина именно такие. Они для меня не только история, а современные пьесы на историческую тему, причём драматургия Володина не просто современная, а актуальная.
- Спектакль «Горестная жизнь плута» вы поставили по одноимённому киносценарию (фильм Георгия Данелия 1979-го). Насколько я знаю, до этого его никто не инсценировал - ваша постановка первая.
- Вообще мы разрабатывали совсем другую пьесу Володина - «Назначение». Потом я понял, что всё-таки форма будущей постановки рассчитана на Большую сцену, - и резко перешёл на «Осенний марафон». Мы не знали, когда точно выпустим спектакль, но репетировали его где-то с января. Нам так было интересно искать театральный эквивалент. Почти 9 месяцев работы - как рождение ребёнка. Считаю, что достаточно быстро его сделали.
- Пушкинская дилогия есть. Теперь получилась володинская - ваши спектакли «Моя старшая сестра» и «Горестная жизнь плута». Не собираетесь представить её на Всероссийском театральном фестивале имени Александра Володина «Пять вечеров» в Санкт-Петербурге?
- Марина Дмитриевская, его арт-директор, писала мне, что наслышана о «Моей старшей сестре». Писала: «Почему не сообщили, я бы прислала критиков». Но мне бы хотелось показать спектакли самой Марине Юрьевне. Договорились так: мы сделаем «Осенний марафон», и, если он получится, отстоится, тогда пригласим её сразу на два спектакля. А после решим - стоит ехать или нет. И вот буквально на днях Дмитриевская написала, что готова приехать в конце февраля или в марте.
- Этот фестиваль рассчитан на коллективы, которые сохраняют традиции русского завоевания культуры XX века - психологического театра. Вы возвращаете нам его, возвращаете театр переживаний, поэтический театр…
- Я учился у Георгия Александровича Товстоногова - человека, который соединил в себе Станиславского, Мейерхольда, Вахтангова, Таирова… Личность такого масштаба приходит раз в столетие. И всё же я не мог ограничиться только его влиянием. Поэтому, будучи студентом, приезжал в Москву и по студенческому попадал в «Современник» на спектакли с участием Олега Ефремова. Смотрел постановки рождающегося тогда Театра на Таганке и с Владимиром Высоцким, и с Валерием Золотухиным (кстати, последний приезжал к нам). И, конечно, видел шедевры Бориса Равенских. Это «Драматическая песня», и «Алый камень», и «Царь Фёдор Иоаннович», и «Возвращение на круги своя», и, конечно, «Власть тьмы»... В своём творчестве я обращаюсь и к Товстоногову, и к Ефремову, и к Любимову, и к Равенских… Кстати, когда я узнал, что в здании нашего театра в пору школьных лет Борис Иванович Равенских играл в драматическом коллективе и в аттестате отмечен за особую актёрскую одарённость, захотел, чтобы у нас была мемориальная доска в память о нём.
- У старооскольского театра есть метатема?
- Безусловно. Мы ищем драматургию катарсиса. Шукшин, Володин, Тургенев, Горький… - она может быть разной, но должна непременно вести к очищению. Тема нашего театра - совесть. И мы ищем и воплощаем её в каждой постановке.
- Вот уже несколько лет вы вынуждены существовать в условиях двух малых сцен. Большая закрыта, когда она будет реконструирована - неизвестно. С её закрытием потеряны 15 спектаклей. Понимаю, что мечта театра - в открытии Большой сцены. Но что ещё входит в этот комплекс мечты?
- При всех тех трудностях, которые мы переживаем, в первую очередь связанных с отсутствием Большой сцены, я верю в то, что на малых сценах актёры проходят школу искренности существования. Там никак нельзя врать - каждый виден насквозь. Восстановим «Русалочку» (её придётся трансформировать для Малой сцены), «Эй, ты, здравствуй!» по пьесе Геннадия Мамлина. Подготовим музыкально-поэтический спектакль по стихотворениям уникального детского писателя Агнии Барто и песням на них. Успешно проведём новогоднюю кампанию, создав эксклюзивную зимнюю сказку. Главное, чтобы наш творческий коллектив не утратил веру. Я каждый день стараюсь её поддерживать...
- Комментировать
- 3556 просмотров
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 14 недель назад