Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Партнёры

shuh.jpg

 kino31_160x225.jpg

 Unise.ru

Художественный руководитель Старооскольского театра для детей и молодёжи Семён ЛОСЕВ: Тема нашего театра - совесть...

Театр для детей и молодёжи в Старом Осколе в наши дни смотрится совершенным чудом. Туда надо ехать, на это надо смотреть. Судите сами… Национальный театральный фестиваль «Золотая маска» проводил здесь свои гастроли, представляя лучшие спектакли России (2002, 2003, 2004). В начале октября за спектакль «Жизнь Александра Пушкина. Лицей» коллектив получил Гран-при и премию «Лучшая работа художника-постановщика» международного театрального фестиваля «ПостЕфремовское пространство» (Березники, Пермский край). А уже в конце месяца впервые представил новую постановку «Горестная жизнь плута, или Осенний марафон» по киносценарию Александра Володина. В день премьеры с художественным руководителем СТДМ, театральным режиссёром, преподавателем актёрского мастерства для студентов Ярославского государственного театрального института на базе СТДМ Семёном ЛОСЕВЫМ побеседовала обозреватель «Белгородских известий» Екатерина ШАРОНОВА.

Я спросила режиссёра, почему именно с «Лицеем» театр участвовал в фестивале?

Семён Лосев: Анастасия Ефремова (театральный критик, президент Благотворительного фонда Олега Ефремова, директор театрального фестиваля «ПостЕфремовское пространство». - Е.Ш.) посмотрела несколько наших постановок - «Последний срок» по Распутину, «Мою старшую сестру» по Володину, «Вертинский и дамы» по Александру Вертинскому и «Лицей». И сказала: «Я бы взяла любой спектакль. У меня очень сложный выбор». Но Березники попросили «Лицей», они много слышали об этом спектакле.

- Как «Лицей» случился?

- Пушкиным надо заниматься долго. Я занимаюсь им вплотную с 1980-х годов - сделал краткий конспект всех писем поэта, стал изучать версии его смерти… Пока раздумывал над спектаклем, в котором бы столкнулись разные точки зрения на причины дуэли, подобный сделал Кама Гинкас в Москве (1999-й, Пушкин. Дуэль. Смерть. - Е.Ш.). Замечательная постановка. Я понял - моим замыслам кранты. Но материалов набралось столько, что я решил начать сначала - мы сделали спектакль «Жизнь Александра Пушкина. Детство». Это не о том, какой он был в пору детства. А о том, кто были его предки. Рассказываем и о Петре Первом, и об Арапе, и как Арап появился в России... Играем новеллы о его родных - маленький и взрослый Пушкин и его взаимоотношения с отцом, матерью, братом, сестрой... Инсценируем не литературные повести, романы сегодняшних авторов, а воспоминания, восстановленные по документам тех лет. В результате у нас получился трёхчасовой спектакль «Жизнь Александра Пушкина. Детство». Потом продолжение: «Лицей» - вторая часть пушкинской дилогии. Её мы играем в два вечера.

- Знаю, не в первый раз участвовали в «ПостЕфремовском пространстве». Правда, с другим театром…

- В Старый Оскол я переехал в начале «нулевых». До этого был режиссёром Рижского русского драматического театра (с 1981-го). И там же, в Риге, создал студию, в которую вошли мои ученики. Из неё вырос театр «ОСА» (Общество Свободных Актёров). В их репертуаре - много спектаклей, в том числе и моих. Так вот с ними мы сделали «Женя, а Вы знаете...» - песни на стихи Евгения Евтушенко. Михаил Задорнов, который нам финансово в этом помогал (платил за обучение студентов в Ярославском театральном институте), пообещал: «Если получится, приглашу Евтушенко из Америки». Евгений Александрович действительно прилетел, посмотрел - и на следующий день мы играли его уже в Доме Москвы вместе с ним. А потом его выдвинули на «ПостЕфремовское пространство». На фестивале познакомился с Анастасией Ефремовой. И спросил: «Не хотите в Старый Оскол приехать? Там у нас тоже Евтушенко. Только уже другой». Я «развернул» спектакль - вместо 50 минут около полутора часов. Она приехала - и трижды посмотрела постановку.

- Евтушенко ведь тоже посмотрел эту версию. В 2010-м
он посетил Старый Оскол. Для горожан, с некоторыми из них удалось поговорить, его визит стал огромным событием…

- Да, настоящим потрясением. Посмотрев «Женя, а Вы знаете...», Евгений Александрович выступал около двух часов (получилось второе отделение). И, высоко оценив наш театр, предложил нам выступить на своём юбилейном концерте в Москве. Мы играли в знаменитом Политехническом музее, где когда-то вместе с ним выступали Рождественский, Ахмадулина, Вознесенский, Окуджава…

- У вас особое отношение к Пушкину, Тургеневу, Евтушенко, Розову, Шукшину, Мамлину, думаю, ко всем авторам, к которым вы обращаетесь… А с авторами 60-70-х годов XX века ещё и особая связь. Кто для вас Володин? Что его тексты?

- Что касается связи - я из тех лет. Я ленинградец, и
60-70-е - это мои ленинградские годы. Естественно, к ним обращён. Что касается Володина: для меня он - очень загадочный и крайне многослойный драматург, недаром его называют «вторым Чеховым». По скромности они очень похожи. Чехов говорил: «Я не писатель». Володин: «То, что я пишу, это плохо».

Как в нашем репертуаре появился Володин? Это счастье, что я работаю в Старом Осколе. В условиях сложившейся монополии (улыбается) мы ни с кем не соревнуемся, не гонимся за кассой, а знакомим зрителя с театром - таким, каким его понимаем и любим. Мы пытаемся творить Театр Души. Берём и делаем только высочайшую драматургию. А произведения Володина именно такие. Они для меня не только история, а современные пьесы на историческую тему, причём драматургия Володина не просто современная, а актуальная.

- Спектакль «Горестная жизнь плута» вы поставили по одноимённому киносценарию (фильм Георгия Данелия 1979-го). Насколько я знаю, до этого его никто не инсценировал - ваша постановка первая.

- Вообще мы разрабатывали совсем другую пьесу Володина - «Назначение». Потом я понял, что всё-таки форма будущей постановки рассчитана на Большую сцену, - и резко перешёл на «Осенний марафон». Мы не знали, когда точно выпустим спектакль, но репетировали его где-то с января. Нам так было интересно искать театральный эквивалент. Почти 9 месяцев работы - как рождение ребёнка. Считаю, что достаточно быстро его сделали.

- Пушкинская дилогия есть. Теперь получилась володинская - ваши спектакли «Моя старшая сестра» и «Горестная жизнь плута». Не собираетесь представить её на Всероссийском театральном фестивале имени Александра Володина «Пять вечеров» в Санкт-Петербурге?

- Марина Дмитриевская, его арт-директор, писала мне, что наслышана о «Моей старшей сестре». Писала: «Почему не сообщили, я бы прислала критиков». Но мне бы хотелось показать спектакли самой Марине Юрьевне. Договорились так: мы сделаем «Осенний марафон», и, если он получится, отстоится, тогда пригласим её сразу на два спектакля. А после решим - стоит ехать или нет. И вот буквально на днях Дмитриевская написала, что готова приехать в конце февраля или в марте.

- Этот фестиваль рассчитан на коллективы, которые сохраняют традиции русского завоевания культуры XX века - психологического театра. Вы возвращаете нам его, возвращаете театр переживаний, поэтический театр…

- Я учился у Георгия Александровича Товстоногова - человека, который соединил в себе Станиславского, Мейерхольда, Вахтангова, Таирова… Личность такого масштаба приходит раз в столетие. И всё же я не мог ограничиться только его влиянием. Поэтому, будучи студентом, приезжал в Москву и по студенческому попадал в «Современник» на спектакли с участием Олега Ефремова. Смотрел постановки рождающегося тогда Театра на Таганке и с Владимиром Высоцким, и с Валерием Золотухиным (кстати, последний приезжал к нам). И, конечно, видел шедевры Бориса Равенских. Это «Драматическая песня», и «Алый камень», и «Царь Фёдор Иоаннович», и «Возвращение на круги своя», и, конечно, «Власть тьмы»... В своём творчестве я обращаюсь и к Товстоногову, и к Ефремову, и к Любимову, и к Равенских… Кстати, когда я узнал, что в здании нашего театра в пору школьных лет Борис Иванович Равенских играл в драматическом коллективе и в аттестате отмечен за особую актёрскую одарённость, захотел, чтобы у нас была мемориальная доска в память о нём.

- У старооскольского театра есть метатема?

- Безусловно. Мы ищем драматургию катарсиса. Шукшин, Володин, Тургенев, Горький… - она может быть разной, но должна непременно вести к очищению. Тема нашего театра - совесть. И мы ищем и воплощаем её в каждой постановке.

- Вот уже несколько лет вы вынуждены существовать в условиях двух малых сцен. Большая закрыта, когда она будет реконструирована - неизвестно. С её закрытием потеряны 15 спектаклей. Понимаю, что мечта театра - в открытии Большой сцены. Но что ещё входит в этот комплекс мечты?

- При всех тех трудностях, которые мы переживаем, в первую очередь связанных с отсутствием Большой сцены, я верю в то, что на малых сценах актёры проходят школу искренности существования. Там никак нельзя врать - каждый виден насквозь. Восстановим «Русалочку» (её придётся трансформировать для Малой сцены), «Эй, ты, здравствуй!» по пьесе Геннадия Мамлина. Подготовим музыкально-поэтический спектакль по стихотворениям уникального детского писателя Агнии Барто и песням на них. Успешно проведём новогоднюю кампанию, создав эксклюзивную зимнюю сказку. Главное, чтобы наш творческий коллектив не утратил веру. Я каждый день стараюсь её поддерживать...

 

Фото Екатерины ШАРОНОВОЙ

Новости

27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина
15.11 12 белгородских школьников победили во всероссийском конкурсе «Большая перемена»
12.11 В Алексеевке Белгородской области реконструируют памятник Даниилу Бокареву
12.11 В Красногвардейском районе отремонтируют ещё одну школу
08.11 Жительница посёлка Новосадового Белгородского района Анна Трегубенко отметила 95-летие
08.11 Новооскольский военно-патриотический клуб «Гранит» взял третье место на областных соревнованиях курсантов
02.11 Вейделевский школьник Андрей Евдокимов стал победителем Всероссийской олимпиады по краеведению