Белгородские педагоги оценили преимущества новых федеральных образовательных стандартов
Все говорят: «Мы вводим стандарт!». Нет, это стандарт вводит всех нас - учителей, детей, родителей, методистов, министров - в современную жизнь, в стремительно меняющийся мир.
Четыре буквы «ФГОС» сопровождают нас и наших коллег уже третий год. Отворив двери стандартов, мы не знали, что нас ждёт. Сейчас можно подвести некоторые первые итоги. Стандарт каждый понимает по-разному. И внедряет его по-разному. И конечно, оценивает его по-разному. Может быть, каждый видит в нём то, что хочет видеть, и не видит того, чего видеть не хочет.
Одно и то же? Это не про нас!
Мы иногда слышим о синдроме выгорания учителя школы. Из года в год одно и то же. Никакого развития. Так вот для нас стандарт - это лесенка в нашем профессиональном развитии и переосмыслении роли учителя в современной начальной школе. Стандарт изменил педагогическую деятельность многих учителей, в том числе и нашу. В чём?
Во-первых, учебная деятельность стала на сегодняшний день не просто научным термином, а необходимым условием введения стандарта. Собственное осознание и проживание каждого её этапа помогает выстраивать совместную работу учеников и учителя на принципиально новой основе.
Второе изменение состоит в удивительной возможности всесторонне развиваться и повышать своё мастерство в самых разнообразных областях. Вводя стандарт, мы каждый раз осваиваем новые и новые профессии: можем выращивать гиацинты и крокусы зимой на окне, владеть декупажем, мы научились вязать макраме, легко ориентироваться в таких программах, как Windows, пакете Microsoft Office, использовать в своей работе интерактивную доску.
Третье изменение нашей педагогической деятельности связано с возможностью работать в интернет-пространстве. Открылись возможности виртуального общения учителей, детей и родителей, как между собой, так и с коллегами из других классов и школ, из других городов и стран. Возможность самостоятельного обучения работе на новом оборудовании через курсы поддержки. Ежедневно работаем со своей интернет-страничкой, что даёт нам возможность общаться с коллегами. Согласитесь, неплохо для учителя начальных классов.
Совершенствоваться в этих умениях нам помогают наши ученики, потому что освоение поступившего нового оборудования им даётся намного легче, чем нам.
Появилась возможность систематизации мультимедийного материала и интернет-ресурсов по темам на пространстве своего класса, которое открыто для каждого учителя. Это так удобно! Можно использовать материал на уроках, дети имеют возможность поработать с ним дома. Хочешь посмотреть, что придумали коллеги, зайди на их пространство и посмотри. А как интересно детям видеть, какие проекты, исследовательские работы делают их одноклассники, ученики из других школ!
Взглянуть по-новому на… ошибки
Благодаря позиции ученика при решении заданной проблемной ситуации
многие учителя пересмотрели свой взгляд на оценивание знаний и отношение к ошибке. Уверенность, что ошибка одного порождает мысль другого, научит спокойно отстаивать своё мнение и уважительно относиться к мнению одноклассников.
Учитель в изменившейся ситуации всё вроде знает, понимает, а найти верное применение не может. И одному здесь не разобраться. Как здорово, что у нас существует сообщество учителей начальных классов, бережно опекаемое нашими методистами. В любой момент можно обратиться к ним и получить ответ. Нужна консультация - тебе обязательно её окажут. А ещё можно советовать друг другу, что прочитать, принять участие в профессиональных и ученических конкурсах, высказать мнение о большом количестве методических мероприятий, проводимых в городе. Как учить, чему учить, как избежать повторения?
Наш городской научно-методический информационный центр проводит интернет-опросы, выявляя, что тревожит и волнует учителей при освоении стандартов, подбирает школы, в которых данная проблема уже решена, и организует в них мастер-классы и методические площадки. Идёшь на занятия с радостью. Методисты вдохновляют нас проводить мастер-классы, выступать на семинарах.
В рамках работы стажёрской площадки Белгородского института повышения квалификации и переподготовки специалистов по программе «Реализация накопительной системы повышения квалификации педагогических работников в условиях внедрения ФГОС» в течение 2011-2012 учебного года на площадке нашего лицея прошло более десяти трёхдневных семинаров для педагогических работников региона. Открытые уроки, мастер-классы, занятия внеурочной деятельностью... В нашем лицее решением педагогического совета с согласия самого учителя ежегодно устанавливается режим работы для творческих и опытных учителей «все уроки открытые». А это значит, что каждый педагог лицея может в удобное для него время посетить уроки коллег. Также участниками 12 таких мастер-классов и открытых уроков в начальных классах стали студенты БелГУ, у которых была возможность увидеть новую, меняющуюся школу.
Когда вырастают крылья
Кажется, что в таком ритме работы ты должен упасть - нет, наоборот, вырастают крылья. Вместе с нами трудятся наши коллеги, которые сегодня понимают, что роль учителя заключается не в том, чтобы только передавать знания в готовом виде ученику, а создавать условия, чтобы дети сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество - совместная работа учителя и учеников.
Мы, учителя начальных классов, понимаем, что сегодняшние первоклассники в недалёком будущем должны стать специалистами в самых различных областях жизни. Каким должен быть современный урок, чтобы мотивировать интерес ребёнка к самостоятельному приобретению новых знаний.
В Москве, в лаборатории информационной поддержки развития образования МИОО, разработан курс «Проектная деятельность в начальных классах». Методисты лаборатории организовывают семинары в Москве, Липецке, Белгороде.
Проектная деятельность в современном образовании - как ноты в музыкальном произведении. Не было бы нот, даже самые уникальные инструменты не имели бы ценности. Проектная деятельность - это не дань моде, а учение через деятельность. В результате ребёнок научится слышать и слушать, находить и делать выбор способа решения проблем, планировать, контролировать и оценивать свои действия, взаимодействовать с другими людьми. А как у нас в лицее любят и ждут уроков по проектной деятельности сами дети! Сегодня, проектируя детскую площадку, школу или город будущего, они уже архитекторы, дизайнеры, строители. Они активные члены нашего общества. Вот здесь и рождается ответственность, желание творить и созидать, желание знать и уметь.
В результате решения проектных задач изменяются отношения между учениками, учителем и учеником. Они решают единую задачу совместно, получая радость от результата. Вот он - учитель - совсем рядом: поможет, посоветует, выслушает и проконтролирует.
Во все времена всё новое вызывало много сомнений и воспринималось с трудом. Прежде всего, мы, учителя, должны понять и принять всё то, что предлагает нам стандарт, и помочь разобраться родителям с требованиями школы в новых условиях. Всё делается для ребёнка и во имя ребёнка - самого дорогого в каждой семье.
Так ради чего мы все это делаем? Для того чтобы, войдя в класс, мы могли бы провести такой урок, который стал бы уроком радости открытий, мудрых мыслей и осознания собственного «Я» каждым ребёнком.
…Утро. Входим в класс. На нас смотрят 25 пар пронзительных глаз. Они хотят всё делать сами. Им не нужен образец, они готовы спорить и отстаивать свою точку зрения. А что же теперь можем мы? Разжечь их интерес средствами самого предмета. Научить ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть учить самого себя. Учить не бояться ошибок, а искать пути их преодоления. Дарить радость общения друг с другом.
Так что же такое стандарт? Это сияющие глаза малышей, удивлённые и благодарные глаза родителей, это стук счастливого сердца учителя: «Я смогла, у меня получилось, нам было хорошо и интересно вместе!» На пути встречаются рифы и скалы, бывает, садимся на мель, наваливается усталость, не хватает знаний, но ведь всё в наших руках. И пусть горят глаза детей от встречи с роботами, пусть захватывает дух от поиска секретов русского языка и завораживают их сияющие улыбки при создании первых мультфильмов на компьютере!
Если дети будут мыслить и радоваться этому, стремиться к познанию, преодолевая себя, и уважать окружающих людей, значит, курс верен! Вперёд, стандарт! Мы с тобой!
- Комментировать
- 2268 просмотров
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 14 недель назад