Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Что такое ФГОС и надо ли их бояться

Белгородские педагоги оценили преимущества новых федеральных образовательных стандартов

Что такое ФГОС и надо ли их боятьсяВсе говорят: «Мы вводим стандарт!». Нет, это стандарт вводит всех нас - учителей, детей, родителей, методистов, министров - в современную жизнь, в стремительно меняющийся мир.

Четыре буквы «ФГОС» сопровождают нас и наших коллег уже третий год. Отворив двери стандартов, мы не знали, что нас ждёт. Сейчас можно подвести некоторые первые итоги. Стандарт каждый понимает по-разному. И внедряет его по-разному. И конечно, оценивает его по-разному. Может быть, каждый видит в нём то, что хочет видеть, и не видит того, чего видеть не хочет.

Одно и то же? Это не про нас!

Мы иногда слышим о синдроме выгорания учителя школы. Из года в год одно и то же. Никакого развития. Так вот для нас стандарт - это лесенка в нашем профессиональном развитии и переосмыслении роли учителя в современной начальной школе. Стандарт изменил педагогическую деятельность многих учителей, в том числе и нашу. В чём?

Во-первых, учебная деятельность стала на сегодняшний день не просто научным термином, а необходимым условием введения стандарта. Собственное осознание и проживание каждого её этапа помогает выстраивать совместную работу учеников и учителя на принципиально новой основе.

Второе изменение состоит в удивительной возможности всесторонне развиваться и повышать своё мастерство в самых разнообразных областях. Вводя стандарт, мы каждый раз осваиваем новые и новые профессии: можем выращивать гиацинты и крокусы зимой на окне, владеть декупажем, мы научились вязать макраме, легко ориентироваться в таких программах, как Windows, пакете Microsoft Office, использовать в своей работе интерактивную доску.

Третье изменение нашей педагогической деятельности связано с возможностью работать в интернет-пространстве. Открылись возможности виртуального общения учителей, детей и родителей, как между собой, так и с коллегами из других классов и школ, из других городов и стран. Возможность самостоятельного обучения работе на новом оборудовании через курсы поддержки. Ежедневно работаем со своей интернет-страничкой, что даёт нам возможность общаться с коллегами. Согласитесь, неплохо для учителя начальных классов.
Совершенствоваться в этих умениях нам помогают наши ученики, потому что освоение поступившего нового оборудования им даётся намного легче, чем нам.

Появилась возможность систематизации мультимедийного материала и интернет-ресурсов по темам на пространстве своего класса, которое открыто для каждого учителя. Это так удобно! Можно использовать материал на уроках, дети имеют возможность поработать с ним дома. Хочешь посмотреть, что придумали коллеги, зайди на их пространство и посмотри. А как интересно детям видеть, какие проекты, исследовательские работы делают их одноклассники, ученики из других школ!

Взглянуть по-новому на… ошибки

Благодаря позиции ученика при решении заданной проблемной ситуации
многие учителя пересмотрели свой взгляд на оценивание знаний и отношение к ошибке. Уверенность, что ошибка одного порождает мысль другого, научит спокойно отстаивать своё мнение и уважительно относиться к мнению одноклассников.

Учитель в изменившейся ситуации всё вроде знает, понимает, а найти верное применение не может. И одному здесь не разобраться. Как здорово, что у нас существует сообщество учителей начальных классов, бережно опекаемое нашими методистами. В любой момент можно обратиться к ним и получить ответ. Нужна консультация - тебе обязательно её окажут. А ещё можно советовать друг другу, что прочитать, принять участие в профессиональных и ученических конкурсах, высказать мнение о большом количестве методических мероприятий, проводимых в городе. Как учить, чему учить, как избежать повторения?

Наш городской научно-методический информационный центр проводит интернет-опросы, выявляя, что тревожит и волнует учителей при освоении стандартов, подбирает школы, в которых данная проблема уже решена, и организует в них мастер-классы и методические площадки. Идёшь на занятия с радостью. Методисты вдохновляют нас проводить мастер-классы, выступать на семинарах.

В рамках работы стажёрской площадки Белгородского института повышения квалификации и переподготовки специалистов по программе «Реализация накопительной системы повышения квалификации педагогических работников в условиях внедрения ФГОС» в течение 2011-2012 учебного года на площадке нашего лицея прошло более десяти трёхдневных семинаров для педагогических работников региона. Открытые уроки, мастер-классы, занятия внеурочной деятельностью... В нашем лицее решением педагогического совета с согласия самого учителя ежегодно устанавливается режим работы для творческих и опытных учителей «все уроки открытые». А это значит, что каждый педагог лицея может в удобное для него время посетить уроки коллег. Также участниками 12 таких мастер-классов и открытых уроков в начальных классах стали студенты БелГУ, у которых была возможность увидеть новую, меняющуюся школу.

Когда вырастают крылья

Кажется, что в таком ритме работы ты должен упасть - нет, наоборот, вырастают крылья. Вместе с нами трудятся наши коллеги, которые сегодня понимают, что роль учителя заключается не в том, чтобы только передавать знания в готовом виде ученику, а создавать условия, чтобы дети сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество - совместная работа учителя и учеников.

Мы, учителя начальных классов, понимаем, что сегодняшние первоклассники в недалёком будущем должны стать специалистами в самых различных областях жизни. Каким должен быть современный урок, чтобы мотивировать интерес ребёнка к самостоятельному приобретению новых знаний.

В Москве, в лаборатории информационной поддержки развития образования МИОО, разработан курс «Проектная деятельность в начальных классах». Методисты лаборатории организовывают семинары в Москве, Липецке, Белгороде.

Проектная деятельность в современном образовании - как ноты в музыкальном произведении. Не было бы нот, даже самые уникальные инструменты не имели бы ценности. Проектная деятельность - это не дань моде, а учение через деятельность. В результате ребёнок научится слышать и слушать, находить и делать выбор способа решения проблем, планировать, контролировать и оценивать свои действия, взаимодействовать с другими людьми. А как у нас в лицее любят и ждут уроков по проектной деятельности сами дети! Сегодня, проектируя детскую площадку, школу или город будущего, они уже архитекторы, дизайнеры, строители. Они активные члены нашего общества. Вот здесь и рождается ответственность, желание творить и созидать, желание знать и уметь.

В результате решения проектных задач изменяются отношения между учениками, учителем и учеником. Они решают единую задачу совместно, получая радость от результата. Вот он - учитель - совсем рядом: поможет, посоветует, выслушает и проконтролирует.

Во все времена всё новое вызывало много сомнений и воспринималось с трудом. Прежде всего, мы, учителя, должны понять и принять всё то, что предлагает нам стандарт, и помочь разобраться родителям с требованиями школы в новых условиях. Всё делается для ребёнка и во имя ребёнка - самого дорогого в каждой семье.

Так ради чего мы все это делаем? Для того чтобы, войдя в класс, мы могли бы провести такой урок, который стал бы уроком радости открытий, мудрых мыслей и осознания собственного «Я» каждым ребёнком.
…Утро. Входим в класс. На нас смотрят 25 пар пронзительных глаз. Они хотят всё делать сами. Им не нужен образец, они готовы спорить и отстаивать свою точку зрения. А что же теперь можем мы? Разжечь их интерес средствами самого предмета. Научить ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть учить самого себя. Учить не бояться ошибок, а искать пути их преодоления. Дарить радость общения друг с другом.

Так что же такое стандарт? Это сияющие глаза малышей, удивлённые и благодарные глаза родителей, это стук счастливого сердца учителя: «Я смогла, у меня получилось, нам было хорошо и интересно вместе!» На пути встречаются рифы и скалы, бывает, садимся на мель, наваливается усталость, не хватает знаний, но ведь всё в наших руках. И пусть горят глаза детей от встречи с роботами, пусть захватывает дух от поиска секретов русского языка и завораживают их сияющие улыбки при создании первых мультфильмов на компьютере!

Если дети будут мыслить и радоваться этому, стремиться к познанию, преодолевая себя, и уважать окружающих людей, значит, курс верен! Вперёд, стандарт! Мы с тобой!

 

Елена Савранская,
Ирина Скирденко,
учителя начальных классов белгородского лицея № 32.
Фото Александра БАРЫШЕВА

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина