Светлана назначила встречу в кафе. Красивая молодая женщина. Посетители мужского пола с интересом на неё поглядывают. А она так увлеклась беседой, что не замечает ничего вокруг. Часто улыбается. Глядя со стороны: два старых знакомых под кофе и джаз говорят о милых светских пустяках. А на самом деле беседа наша была серьёзной. Мы разговаривали об экономике. А с кем же ещё можно поговорить с большой для себя пользой на эту острейшую сегодня тему? Ведь Светлана РАСТВОРЦЕВА - доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики БелГУ. Между прочим, кандидатскую диссертацию она защитила в 24 года, а докторскую - в 31…
- Светлана Николаевна, а почему вы решили заниматься именно экономикой?
- Мои родители хотели, чтобы я получила профессию, которая в будущем обеспечила бы мне безбедное существование. А в то время, когда я поступала в вуз, экономисты были в моде. Кстати, я не думала работать в университете, считала, что преподавательская деятельность - не моё призвание.
- Должно быть, получили предложение, от которого не смогли отказаться?
- Нет, просто на третьем курсе меня заметила преподаватель Людмила Тарасовна Снитко, которая впоследствии стала моим научным руководителем по кандидатской диссертации. Она помогла мне поверить в свои силы, и после окончания университета я осталась в аспирантуре. Пробовала заниматься бизнесом, но поняла, что преподавательская и научная работа - это то, от чего я получаю истинное удовольствие. Первое время было тяжело, ведь молодые преподаватели получают крайне мало, а нагрузка большая. Сейчас легче. Интересные научные проекты финансируются за счёт грантов, и можно заниматься тем, что тебе интересно, но за деньги.
- Редкое нынче сочетание. А над чем вы работаете сейчас?
- Изучаю агломерационные процессы в регионах. Это направление новой экономической географии. Предположим, есть определённый регион, он успешен, и к нему начинают стягиваться различные ресурсы - к примеру, инвестиции. Если есть инвестиции, значит, создаются рабочие места, что привлекательно для трудовых ресурсов, развивается какой-то сектор экономики, который, в свою очередь, притягивает смежные компании. Возникает своеобразный агломерационный процесс, аккумулирующий знания, технологии, инфраструктуру. Это благо для развития региона, но за всем этим следует рост заработной платы, повышение стоимости жизни, жилья, земли и так далее. И в результате центростремительные силы превращаются в центробежные, и тогда становится выгодным открывать новые предприятия на периферии, где все ресурсы дешевле.
Яркий пример действия центробежных сил - Китай. Сосредоточение большого количества предприятий на относительно небольшой территории привело к удорожанию земли и, следовательно, к повышению стоимости самого производства. Выход - перемещение в соседние регионы. Вот момент изменения соотношения сил мы и пытаемся просчитывать.
- Светлана Николаевна, а грозит ли центробежный процесс Белгородской области?
- Пока нет, хотя по статистическим данным среди регионов ЦФО Белгородская область по количеству приезжих уступает только Московской области. И многие другие показатели указывают на наличие агломерационного процесса.
- С Москвой более-менее понятно. А чем привлекает Белгородская область?
- У нас хорошая социальная поддержка, и Белгородчина в числе лидеров. По экономическим показателям мы находимся между крепкими середнячками и успешными регионами благодаря горно-добывающей промышленности, ориентированной на экспорт, и импортозамещающему сельскому хозяйству. Такой тандем в случае возникновения кризиса компенсирует друг друга.
- Но ведь в современном мире господствуют высокие технологии…
- Сейчас в нашей области сельское хозяйство и добыча руды - это конкурентное преимущество. Таких месторождений, как Курская магнитная аномалия, нет нигде в мире, а в Центральном федеральном округе белгородское сельское хозяйство - наиболее конкурентоспособное.
Но это не должно успокаивать. Необходимо развивать эти два направления с использованием новейших технологий, иначе эффективность производства будет снижаться. К сожалению, по инновациям Белгородская область отстаёт от своих соседей. У нас есть резервы, которые не используются. Несколько лет назад ректор Белгородского университета Леонид Яковлевич Дятченко сделал ставку на развитие нанотехнологий, и это уже наше преимущество. Но главная проблема в науке на сегодня - это проблема высококвалифицированных кадров. Есть оборудование и инструменты, но на них некому работать. Поэтому главная задача - приумножить коллектив молодых исследователей и учёных.
- А справедливы ли упрёки в адрес России за то, что своим относительным благополучием страна обязана исключительно торговле углеводородами?
- Россия использует своё конкурентное преимущество. И это нормально. Проблема в том, что средства от такой торговли не вкладываются в развитие, в инновации. Структура экономики состоит из четырёх уровней. Первый - сельское хозяйство и добывающая промышленность. Это самый низкий уровень развития. Второй — обрабатывающая индустриальная экономика. Третий — сфера услуг и торговля, и четвёртый уровень - это инновации и информационное общество. Россия находится на первом уровне. Чтобы не остаться сырьевым придатком мировой экономики, России необходим скачок с первого сразу на четвёртый уровень. Иначе беда.
Волну технологического прогресса, начавшуюся в 80-е годы прошлого века, когда началась компьютеризация, создавались IT-технологии, сотовая связь и так далее, Россия проспала. Сейчас - новая волна развития биотехнологий, генной инженерии, робототехники, альтернативных видов энергии, нанотехнологий, но Россия снова спит. По планам, наша страна должна начать включаться в развитие этих направлений только в 2040 году, но ведь уже через пять лет другими странами эти технологии будут освоены. Россия опять окажется в пролёте.
- Как отразился мировой экономический кризис на России и, в частности, на Белгородской области?
- Россия слабо интегрирована в мировое сообщество. Те торговые потоки, которые есть в настоящее время, не позволили в полной мере ощутить мировой кризис. В Белгородской области в основном пострадали экспортоориентированные предприятия. В данном случае — горнодобывающие.
- Власть прислушивается к мнению учёных?
- Я считаю, что действия власти любого уровня должны быть научно обоснованны. К сожалению, кроме рекомендаций учёных существуют факторы, влияющие на принятие решений, и зачастую они непредсказуемы. Яркий пример - это отношения между Россией и Украиной. Российские и украинские экономисты давно обосновали взаимовыгоду от упразднения границы между странами. Это способствует мощному притоку инвестиций, возрастанию объёмов торговли. В случае присоединения Украины к Таможенному союзу наши страны станут мощным субъектом мировой экономики, смогут задавать тон на мировом рынке. Вот здесь и вступает в игру третья сила, которой такое усиление невыгодно. Применяются различные средства влияния на умы с целью не допустить создание крепкой, конкурентоспособной экономики наших стран.
Недавно я была на Украине. Очень дружелюбные, приветливые и отзывчивые люди. Но то, что украинские СМИ рассказывают своим гражданам о России, заставляет их верить, что Россия - варварская страна с деспотическим режимом и обнищавшим народом. И простые украинцы на полном серьёзе нам сочувствуют. В принципе, в российских СМИ - то же самое об Украине. Таким образом действует третья сила, стараясь разобщить два братских народа.
- Имя этой третьей силы известно всем. Но почему виновницу мирового кризиса - финансовую пирамиду США - поддерживают экономики всего мира?
- Экономики Латинской и Центральной Америки, Китая и Европы зависят от рынков сбыта США, и если американский «мыльный пузырь» лопнет, то рухнут все экономики.
- А рубль может стать мировой резервной валютой?
- Может, но для этого российская экономика должна выйти на качественно другой уровень, и это будет уже другая Россия.
- Светлана Николаевна, в последнее время курс рубля по отношению к другим валютам нестабилен. Слабость национальной валюты - это благо или беда?
- Необходимо различать понятия: укрепление и изменение курса национальной валюты. Многие считают, что если рубль начинает дешеветь, то это плохо. На самом деле это стимулирует экспорт, ограничивает импорт и идёт во благо развитию экономики страны. Примером поддержки курса своей национальной валюты может служить Китай. Правительство искусственно поддерживает заниженный курс юаня, стимулируя китайский экспорт. Больше всего от этого страдают американцы - они ежегодно требуют от китайского правительства пересмотра курса юаня. Но китайцы не торопятся отпускать свою валюту «в свободное плаванье».
- А какая, на ваш взгляд, наиболее прогрессивная экономическая модель?
- Американская. По ней развивались некоторые европейские и азиатские страны. Стержнем такой экономики является поддержка предпринимательства и инноваций.
- В каком направлении вы будете развивать свою научную деятельность?
- После защиты докторской диссертации меня поразило, что российские экономисты и их зарубежные коллеги занимаются разными вещами. Ни в одном зарубежном экономическом журнале нельзя опубликовать статью без изложения математической модели, глубокого анализа экономической школы, В российских же могут печататься даже абсолютно теоретические работы. Ни один российский экономический журнал не включён в солидные зарубежные базы цитирования. Мне бы хотелось создать научную школу, результаты работы которой сможем публиковать за рубежом. Это сложно, особенно с нашим уровнем знаний математики среди экономистов.
- И что это даст?
- Это поднимет престиж российской экономической науки. И мы сможем проводить исследования и делать прогнозы, которые на практике помогут развивать ту же региональную экономику. . Хотелось с максимальной эффективностью реализовать программу «Международный бизнес». Несколько лет назад мы приняли беспрецедентное решение о создании англоязычной магистерской программы. Это позволит в будущем привлекать выпускников бакалавриата из других стран без годового предварительного обучения русскому языку на международном факультете. У нас есть программа обучения, есть преподаватели, читающие экономические курсы на английском. Сегодня в группе обучаются студенты-иностранцы и только одна русская студентка, которая параллельно учится в магистратуре Германии. А еще планирую на базе кафедры мировой экономики создать научно-исследовательскую лабораторию. Пока для студентов: отобрать наиболее перспективных и работать с ними.
- Можно ли увидеть результат работы экономиста?
- Скорее ощутить. Работа экономиста выражается исключительно в обеспечении деятельности экономического субъекта. Это сфера больше обслуживающая, нежели производящая.
- Какая у нашей страны перспектива экономического развития?
- Хорошая, если проснёмся.
- Светлана Николаевна, вы так молоды, у вас двое детей, и вы занимаетесь наукой. Не тяжело?
- Тяжело, и это основная проблема. Но такова судьба всех женщин, которые пытаются что-то совмещать.
- Вам кто-нибудь помогает?
- Конечно, мой муж. Он предприниматель, но всё свободное время посвящает мне и детям. У нас две дочки. Старшая - Маргарита - учится во втором классе, а младшей - Людмиле - всего шесть месяцев.
- Чем-то, помимо семьи и науки, увлекаетесь?
- Мне нравится читать научную фантастику. Но свободного времени немного. Я трудоголик.
Справка «Белгородских известий»
Светлана Николаевна Растворцева — доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики Национального исследовательского университета «БелГУ». Победитель конкурса на право получения грантов Президента РФ для государственной поддержки молодых российских учёных в области знания «Общественные и гуманитарные науки». Победитель конкурса молодых преподавателей Благотворительного фонда Владимира Потанина. Лауреат Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2010 года в номинации «Экономика». Победитель конкурса фонда «Научный потенциал». Руководитель магистерской программы «Международный бизнес» по направлениям подготовки «Экономика». Заместитель главного редактора Международного научно-производственного журнала «Проблемы экономики и управления».
- Комментировать
- 4033 просмотра
Извещаю Светлану Растворцеву о том, что....
Извещаю Светлану Растворцеву - доктора экономических наук, профессора кафедры мировой экономики БелГУ - о том, что экономическая теория, исповедуемая в России, не имеет под собой правового основания.
Роман. Белгород.