Строители знаменитой скульптуры наблюдали странное явление, граничащее с мистикой
Свою песню «Сирень Белгородского края» Виктор Тимофеевич Костенко принёс в редакцию «Белгородских известий» ещё накануне открытия в Прохоровке знаменитой скульптуры «Танковое сражение под Прохоровкой. Таран» и музея «Третье ратное поле России». Песня, исполненная автором, звучала при выходе посетителей из здания музея.
Рассказал Виктор Тимофеевич и о том, как шла работа над монументом, ведь самое непосредственное участие в создании «Танковое сражение под Прохоровкой. Таран» принимал его сын, Тарас Костенко, чьи скульптурные композиции белгородцы уже давно полюбили (вспомните «Девочку с мыльными пузырями» или «Бабушку, вяжущую чулок»…).
Работу над созданием танкового монумента можно без преувеличения назвать ювелирной. Чеканку латуни и чернового металла производили одиннадцать человек - именно благодаря чеканке танки получились «как живые», кажется, что вот-вот неповоротливые машины, грохоча, разъедутся, и… Работать внутри приходилось в противогазах, так как для работы с латунью можно использовать только аргонную сварку, при этом в воздух выделяются цинк, свинец и другие вредные вещества. А ещё аргонной сваркой нельзя сваривать на воздухе, а мастерам пришлось делать и это, ведь многотонную конструкцию из металла сваривали уже на месте её установки. Химическую обработку металла, чтобы придать ему цвет настоящей танковой брони, тоже проводили уже в Прохоровке. Всего над созданием монумента работали около двадцати человек.
Были и совсем уж необъяснимые моменты, граничащие с мистикой. Когда проводили процесс дробостроения (на специальной установке под большим давление воздуха металл нужно было покрыть мелкой дробью, чтобы очистить от масла и других загрязнений), металл на танках начал… плакать, словно покрываться кровавыми потёками. Не захотели танки и обработки на другом агрегате - пескоструе, необходимом, чтобы «загладить» швы. Сопротивлялся металл, не давался машинам. Требовал ручной обработки. Вот и трудились строители памятника (а иначе их не назовёшь!) над этой махиной, буквально каждый сантиметр обрабатывая вручную. Всего наложили около 11 километров сварочных швов.
И вот такая деталь: когда танки, ещё по отдельности, не сцепившиеся в смертельном таране, везли на грузовых прицепах, военные отдавали честь боевым машинам. А во время открытия монумента кто-то из высоких гостей сказал: «Они едут, как живые…».
Есть в семье Виктора Костенко особая реликвия - книга знаменитого лётчика Ивана Кожедуба и аккордеон, подаренные композитору Героем Советского Союза. Много лет назад, когда в посёлке Уразово Валуйского района открыли памятник ЛА-5, самолёту Ивана Кожедуба, Виктор Костенко спел лётчику свою песню. И в подарок получил книгу и аккордеон: мало кому известно, что во время войны в полку Кожедуба была «поющая эскадрилья», подобно героям фильма Леонида Быкова «В бой идут одни старики», а сам Кожедуб прекрасно играл на саксофоне, балалайке и аккордеоне…
Сирень Белгородского края
На востоке заря заалела.
Солнца луч пробивается в день.
Дни сражений давно пролетели,
А вот память хранит ту сирень.
Припев:
Чтоб цвела по весне, расцветала,
Украшая сады на селе.
Ах, сирень Белгородского края,
Самый нежный цветок на земле!
Все, кто любит цветы полевые,
Не остынет к сирени моей.
В те тяжёлые дни фронтовые
Вдохновляла на подвиг людей.
Посадите её под окошком,
А когда запоёт соловей,
Расскажите Наташкам, Серёжкам,
Как беречь Белогорья сирень.
Кстати, сирени эта песня, по словам автора, посвящена по многим причинам. Во-первых, в Белгородской области это один из самых распространённых цветочных кустарников. А во-вторых, потому что именно с сиренью в 1945 году встречали наших воинов-освободителей в Чехословакии, Германии, Польше…
- Комментировать
- 1634 просмотра
Комментарии
4 года 33 нед. назад
4 года 34 нед. назад
4 года 34 нед. назад
4 года 33 нед. назад
4 года 34 нед. назад
4 года 33 нед. назад
4 года 33 нед. назад
4 года 33 нед. назад
4 года 33 нед. назад
4 года 35 недель назад