Симфонический оркестр Белгородской государственной
филармонии триумфально выступил в Екатеринбурге и Москве
Два грандиозных события: участие во II Симфоническом форуме России в Екатеринбурге и XXXIV международном фестивале современной музыки «Московская осень» на сцене Большого зала Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского. Две программы, исполненные в их рамках: сочинения Петра Чайковского, Дмитрия Шостаковича, Арама Хачатуряна и современных композиторов Сергея Слонимского, Рашида Калимуллина, Вадима Бибергана, Владислава Казенина. Осень принесла симфоническому оркестру Белгородской государственной филармонии два триумфа, поставивших его в один ряд с оркестрами Новосибирска, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Москвы… Успех белгородцев представляется ещё более значимым, если учитывать, что в этих крупных городах есть музыкальная образовательная инфраструктура - от музыкальных школ до консерваторий, их оркестры имеют продолжительную историю.
О современном состоянии белгородского оркестра, его участии в престижных форумах и сложностях, которые он преодолевает, рассказали журналистам главный дирижёр оркестра - заслуженный деятель искусств Украины Рашит НИГАМАТУЛЛИН, управляющая оркестром Елена ЛАТЫШ-БИРЮКОВА, художественный руководитель филармонии - заслуженный деятель искусств России Иван ТРУНОВ.
Елена Латыш-Бирюкова: Выступление в московской консерватории - знаковое для нас событие. Это мировая сцена, где проверяется мастерство артиста. Слушатели здесь очень взыскательны. Их тест проходят не все музыканты, даже именитые. А выступление белгородского оркестра было воспринято как значительное музыкальное событие. Зал был полон, присутствовали профессура московской консерватории, выдающиеся композиторы, мастера современности - Вадим Биберган, Сергей Слонимский, Александр Чайковский… Слонимский сказал, что Белгород может гордиться таким высоким уровнем музыкальной культуры, который демонстрируют симфонический оркестр и его главный дирижёр. За семь лет наш коллектив произвёл грандиозный рывок. И это благодаря усилиям главного дирижёра, художественного руководителя филармонии, поддержке главы региона.
Рашит Нигаматуллин: Участие в форуме симфонических оркестров в Екатеринбурге и Московском фестивале - события невероятно важные для нас. Представить себя и услышать профессиональную критику, узнать реакцию искушённой публики...
- И какова же их реакция?
Р.Н.: И те, и другие отреагировали положительно, высказывая в наш адрес похвалу. Я читал высказывания, к примеру, екатеринбургских слушателей, которые, являясь фанатами собственного оркестра, тем не менее, вынуждены были признать: такого единения и тонкого исполнения им не доводилось слышать. Критик из Северной столицы предпочла белгородский оркестр коллективу своего города (имеется в виду Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии под руководством Александра Дмитриева - Е.Ш.). Согласитесь, достижение серьёзное.
- Что по итогам двух форумов вы резюмировали лично для себя? Чем объясняете успех белгородского оркестра?
Р.Н.: Достаточно оркестров, которые играют очень качественно, технически совершенно, но их музыка мало затрагивает внутренние струны слушателя. Музыканты должны образно ощущать музыку, чётко понимать собственное положение - голос, партию - в общей концепции и между тем ярко воплощать общую идею. В этом наше кредо. Непосредственное влияние на аудиторию, откровенные высказывания со стороны музыкантов - от сердца к сердцу - вот что отличало нас от остальных оркестров. Да и техническая сторона вполне удовлетворительная. Каждый концерт я готовлю как самый важный - проходных нет. Думаю, именно поэтому оркестр приобрёл определённый профессиональный уровень и достойно себя показал на екатеринбургской земле и в Москве.
Е.Л.-Б.: В России зарегистрировано 74 симфонических оркестра. Форум проходит один раз в два года. В первый раз в нём участвовали столичные коллективы. А во второй, когда приглашали оркестры из регионов, наряду с красноярским, волгоградским, петрозаводским белгородский оказался в числе первых. И думаю, приглашение не было случайным. Своим великолепным выступлением оркестр это подтвердил. Слушатели были потрясены исполнением, говоря после, что это была «живая» музыка, которая тронула сердца и вызвала огромный эмоциональный отклик.
Иван Трунов: Первостепенное для нас - художественное развитие всех коллективов филармонии. Хотя их творческий уровень уже достаточно высок. Оценён и профессионалами, и слушателями, которых с каждым концертом становится всё больше. О нас заговорили как о серьёзной концертной организации. А значит - мы востребованы. Конечно, в первую очередь, речь о симфоническом оркестре. Его успех на форумах - следствие нашей повседневной работы. Той политики, которой мы придерживаемся при подборе кадров. Если раньше радовались любому музыканту, пришедшему к нам, то сейчас всесторонне оцениваем его. И вот в результате тщательного отбора мы сформировали яркий, живой, молодой коллектив, у которого есть все перспективы стать оркестром хорошего европейского уровня. И в этом главная заслуга маэстро Рашита Нигаматуллина.
- Для уральских гастролей вы подготовили одну программу, для московского выступления - другую. Между тем, оркестр продолжает радовать грандиозными симфоническими премьерами, как, скажем, Третья симфония великого композитора Густава Малера. Создаётся впечатление, что в репертуарной политике для вас нет преград.
Е.Л.-Б.: Репертуар мы формируем, обращаясь к лучшим образцам и классической, и современной музыки. Среди последних, которые исполнены или над которыми работаем: музыка из балета «Весна священная» Игоря Стравинского, симфонические полотна Малера, Шостаковича… В рамках XIII международного фестиваля в Харькове «C. Рахманинов и украинская культура» исполнили очень интересную музыку Альфреда Шнитке. В прошлом сезоне состоялась мировая премьера сочинений молодых композиторов Александра Ирадяна (Ереван, Армения) и Тихона Хренникова-младшего (Москва) - победителей VII Международного конкурса имени Арама Хачатуряна. Сыграл их наш оркестр.
Р.Н.: Во многом проблемы репертуара связаны с проблемой кадров. Когда я пришёл в оркестр, здесь было три альта, столько же контрабасов и чуть больше виолончелей. Теперь не три альта, а два пульта, то есть восемь музыкантов. Десять виолончелей, шесть контрабасов, шесть валторн... Сегодня мы можем играть даже те сочинения, где заявлено восемь валторн. Скажем, для Восьмой симфонии Малера нужен пятерной состав оркестра, который у нас так или иначе за редким исключением присутствует. Но пустоты в отдельных группах необходимо восполнять. Продолжим работу и по улучшению состояния солистов отдельных партий, которые требуют очень высокой квалификации.
Партитуры, которые мы исполняем, звучат даже в Венской филармонии - нами охвачена музыка всех значимых симфонистов. Да, нас очень поддерживает губернатор области Евгений Савченко, но всё равно надо задумываться об улучшении материальной базы и условий для музыкантов.
В адрес губернатора области, руководителей и музыкантов филармонии поступают отзывы, письма со словами благодарности, высокой оценки от тех, кто стал свидетелем выступлений белгородского симфонического оркестра - слушателей, музыкальных критиков, организаторов форумов, ведущих музыкальных деятелей страны… С некоторыми из них вы можете ознакомиться на сайте Белгородской государственной филармонии.
- Комментировать
- 2495 просмотров
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 14 недель назад