Спектакль «Прошлым летом в Чулимске» по одноимённой пьесе Александра Вампилова, премьера которого состоялась в Белгороде, вызвал искренний интерес публики. Причём интерес возник задолго до премьеры. Многие театралы не скрывали, что ждали её с особыми чувствами. И потому, что этот спектакль стал режиссёрским дебютом народного артиста России Виталия Старикова. И потому, что появилась возможность новой встречи с творчеством Александра Вампилова - одного из самых талантливых российских драматургов конца XX века, человека трагической судьбы.
Спустя 35 лет
Вампилов не увидел ни одной своей пьесы на профессиональной сцене. При том что многие самые известные режиссёры очень хотели их ставить. Однако пьесы были категорически не рекомендованы к постановке не только в Москве и Ленинграде, но и в его родном Иркутске, где он был журналистом областной молодёжной газеты и откуда ушёл в никуда, познав нищету, унижения, приступы тяжелейшей депрессии… Читаешь некоторые из писем Вампилова, опубликованные сегодня, и - комок в горле: как он вообще выживал в тех условиях, как не сломался, откуда черпал силы для вдохновения? И сколько работал!
Пьесы увидели свет лишь после трагической гибели молодого драматурга 17 августа 1972 года, за день до 35-летия. В стране, наверное, не осталось театра, где бы ни обратились к его творчеству. И Белгородский драматический - одним из первых. Именно у нас ещё в 1975 году близкий друг Александра Вампилова, московский режиссёр Геннадий Косюков поставил пьесу «Прошлым летом в Чулимске». Спектакль имел невероятный успех и навсегда вошёл в «золотой фонд» Белгородской драмы. Театралы старшего поколения до сих пор с ностальгическим трепетом вспоминают работы молодого Владимира Бондарука - исполнителя роли следователя Шаманова и юной Елены Мурашевой - исполнительницы роли Валентины. Позже на нашей сцене шли и другие пьесы А.Вампилова: «Провинциальные анекдоты», «Старший сын». И вот спустя 35 лет щепкинцы вновь решили рассказать своему зрителю историю, которая случилась «Прошлым летом в Чулимске».
Духовный пласт
Понятно, что социальной остротой сегодня уже никого не удивишь. Но, как мне показалось, Виталий Стариков не очень к ней и стремился. Куда важнее для него было попытаться хотя бы приоткрыть духовный пласт пьесы. Недаром на протяжении всего спектакля звучит музыкальным рефреном песня-молитва иеромонаха Романа «Что ты спишь, восстань, душе моя!». Прежде всего, она обращена, конечно же, к главному герою пьесы Владимиру Шаманову (в исполнении заслуженного артиста России Виталия Бгавина). Шаманов, пройдя через цепь предательств (отказался и от первой любви, женившись ради карьеры, на дочери большого начальника; и от борьбы, когда ему настойчиво посоветовали не возбуждать дело о наезде, совершённом сыном высокопоставленного человека), отправил сам себя в добровольную ссылку из большого города в захолустный Чулимск, затерянный в таёжной сибирской глуши. Видимо, совсем тошно на душе стало. Но и здесь по инерции даже не попытался что-то изменить в себе. Сошёлся с нелюбимой женщиной, работа - опостылела. И если о чём мечтает в свои молодые годы, то только о том, как хорошо бы уйти на пенсию…
Но как будто бы по инерции, со спящей душой живут в Чулимске и другие герои: каждое утро ходят завтракать в чайную, которая, похоже, для здешних обитателей своего рода клуб, куда приходят ещё и пообщаться. Здесь ссорятся, выясняют отношения, обмениваются последними новостями - и так изо дня в день.
Такое ощущение, что Чулимск затерялся не только в таёжном пространстве, но и во времени. Оно тут словно остановилось. Как сказал бы поэт: «Живи ещё хоть четверть века, всё будет так. Исхода нет».
Причём исхода нет не только в событиях, но и в чувствах. Никогда прежде не обращала внимания, как много в этой пьесе говорят о любви. И любят! Правда, очень уж как-то потребительски. Ну да если душа спит, по-иному и быть не может. Аптекарша Кашкина (артистка Юлия Волкова) готова на подлость и обман пойти, лишь бы удержать возле себя Шаманова, хотя прекрасно понимает, что он её не любит. И Пашка (артист Антон Блискунов) смотрит на возлюбленную, как на свою добычу, ничуть не смущаясь, что она не отвечает ему взаимностью. Не хочешь по-хорошему, возьму силой, а там, как говорится, стерпится - слюбится. Благо и пример с детства перед глазами: мать с отчимом уж как грызутся, а ведь не разбегаются.
Анна Васильевна рада бы и сына из родного дома поскорей выпроводить в город, только бы не задирал пьющего по-чёрному мужа-инвалида. Да и от Валентины чтоб был подальше. Какая-никакая, а мать - сердцем чует беду.
А любит ли Валентину её отец (заслуженный артист России Иван Кириллов)? Любит, конечно, и готов устроить взбучку любому, кто посмеет обидеть дочь. Но тоже относится к ней, как к собственности. Жена умерла, старшие дочери сбежали от его тяжёлого характера и скопидомства в город, а кто-то же должен вести огромное хозяйство: борова накормить, телка напоить, за курами присмотреть, в огороде поработать, воды наносить… До чувств ли тут! Он и мужа ей уже присмотрел - активиста-рабселькора местной газеты, бухгалтера райпо Мечеткина (артист Игорь Нарожный), на которого без смеха смотреть невозможно. Так нелепо он выглядит, да и старше Валентины на двадцать с лишним лет. Зато человек обеспеченный: и лодку с мотором имеет, и «Запорожец» купить собирается...
«Блаженная» Валентина
В общем, всё как в жизни: у каждого свой интерес, своё представление о любви, и своя сермяжная правда. Но Вампилов не был бы Вампиловым, если бы свёл всё повествование только к быту и мелким страстям. Для него, как и для Достоевского, важен поиск нравственно и духовно идеального героя. Разве Сарафанов из «Старшего сына» живёт иными чувствами, нежели князь Мышкин? А Валентина из Чулимска? Окружающим она кажется чуть ли не блаженной. На что уж буфетчица Анна (народная артистка России Марина Русакова) - заполошная, крикливая, издёрганная жизнью тётка, но, по сути своей, неплохой человек (недаром автор наделяет её фамилией Хороших), в сердцах упрекает свою помощницу: «Чего ты добиваешься? Как ходил народ поперёк, так и будет ходить». Валентина (артистка Вероника Васильева) с ней и не спорит. Просто раз за разом продолжает чинить сломанный палисадник, надеясь, что когда-нибудь посетители чайной перестанут выламывать из него доски и топтать клумбу с цветами.
И делает это не из упрямства, не из желания кому-то что-то доказать, а потому что верит: красота спасёт мир, а бескорыстная любовь разбудит даже спящую самым беспробудным сном душу. Ничего подобного она, естественно, не декларирует. Просто живёт, как ей подсказывает сердце, стараясь помочь всем и каждому. И люди интуитивно тянутся к ней.
Для Чулимска «блаженная» Валентина всё равно, что светлый луч в сумрачном течении однообразных будней. Опалённый светом её тихой, но такой безграничной любви, возрождается даже Шаманов. Как он сам в изумлении восклицает: «Если можно это объяснить - то это чудо!». И понимает, что уже не сможет жить по-прежнему. Он готов к борьбе, к активным гражданским поступкам и после того, как Валентина отрекается от него, став жертвой насилия Павла. Жертвой, но не собственностью.
Болевые точки современности
Интересно, что в одном из первых вариантов этой пьесы Александр Вампилов видел совсем другой финал. Валентина, не сумев пережить случившейся трагедии, кончала жизнь самоубийством, стреляясь из ружья своего осквернителя. Однако, будучи христианином, он всё-таки не позволил героине совершить столь тяжкий грех. Она не только не ушла из жизни по собственной воле, но даже не стала требовать наказания для негодяя, явив нам ещё один урок всепрощенческого отношения к ближнему. Оправдано ли подобное милосердие? Тут каждый волен рассуждать по-своему, так же, как фантазировать о дальнейшей судьбе героев из забытого Богом Чулимска.
Впрочем, не совсем уж и забытого. Ведь души Валентины и охотника Еремеева (замечательно сыгранного Алексеем Огурцовым) Господь никогда не покидал. И Шаманову даровал чудо пробуждения из душевного сна. И дал возможность другим обитателям таёжного посёлка иначе посмотреть друг на друга, на свою жизнь, и, быть может, в чём-то нравственно изменить себя, «возвысившись над суетностью быта».
Нам, зрителям, кстати, тоже. Спасибо театру, который попытался открыть в известной пьесе болевые точки современности, о которых некоторые прежде просто не задумывались.
- 1762 просмотра
Отправить комментарий