За неприметной деревянной дверью время остановилось в XIV веке
В День народного единства по Гражданскому проспекту Белгорода из парка Победы, с праздника, шагали средневековые воины. Суконные плащи, старинная кожаная обувь, кольчуги, щиты, на поясах - мечи… Прохожие удивленно смотрели на них, улыбались, фотографировали. А я пошёл вслед материализовавшейся истории.
Воины повернули на улицу князя Трубецкого и за проспектом Славы вошли в полуподвал бело-голубой девятиэтажки. Над дверью, за которой они скрылись, надпись: «Хранители». Молодёжный муниципальный клуб реконструкции средневековой культуры».
Я шагнул следом. И как будто перенёсся в машине времени на сотни лет назад. Длинный стол с грубой посудой, тяжёлые скамьи, на стенах - холодное оружие и охотничьи трофеи, а по углам этого рыцарского замка в свете факелов грозно поблёскивают старинные доспехи…
Клуб «Хранители» существует в Белгороде с 1992 года.
- Многие приходят к нам просто посмотреть, а некоторые остаются с нами надолго, - говорит основатель клуба Инесса Максимова.
По профессии она журналист - окончила МГУ, но страстное увлечение средневековой культурой привело её на другую жизненную стезю…
В соседней комнате, с уже вполне современными светильниками, торцевая стена от пола до потолка заставлена деревянными пнями со следами попадавших в них стрел и копий. А напротив, у другой стены, стоит средневековый рыцарский шатер, по бокам
которого - два манекена в доспехах.
- Здесь у нас тренировочный зал, а дальше - мастерская, - поясняет Инесса Эдуардовна. - Мы не копируем предметы минувших эпох, а занимаемся практической реконструкцией всего комплекса бытовой, военной и культурной истории узкого территориального и хронологического диапазона - это Германия и южная Русь XIV века.В ходе своих исследований мы изучаем и частично воссоздаём менталитет и образ жизни средневековых людей. Их музыку, танцы, кухню, медицину, навыки боевого искусства, способы охоты и ремесленные технологии. Почти каждый предмет, созданный в нашем клубе, представляет собой отдельную научную работу.
- А почему вы занимаетесь изучением именно южнорусской культуры? - не удержался я от вопроса.
- Да потому что Новгородом уже занимаются все кому не лень и порой делают неверные исторические выводы. К примеру, в средние века Новгород представлял собой особый анклав, и судить по нему обо всей Руси по меньшей мере некорректно. Псков, Новгород, Ладога даже не называли себя русскими, они назывались «словене» или «словены», а южнорусская часть называла себя «русины».
- Но ведь чтобы реконструировать предметы быта, оружие, одежду, не говоря уже о традициях, надо обладать знаниями о той эпохе?
- Верно. Поэтому мы сотрудничаем с Российской академией наук и Государственным историческим музеем, с Оружейной палатой Кремля и Эрмитажем, с государственным областным архивом Калининградской области и Белгородским государственным университетом. Мы помогаем людям изучить историю такой, какой она была в реальности, без прикрас и вымысла. У некоторых членов клуба есть научные работы, высоко оценённые специалистами.
Я потрогал доспехи. Толстая, по плотности сравнимая с дубовой древесиной, кожа, кольчуга и стальные латы. Со стороны кажется, что вся эта амуниция превращает воина в неповоротливую мишень…
- Это только так кажется, - развеяла мои сомнения Инесса. - На самом деле средневековое облачение не сковывает движения воина. Поверьте, в средние века знали толк в военной амуниции.
- Наверное, эта амуниция дорого стоит?
- Недёшево. В среднем подобный доспех может стоить около 150 тысяч рублей. Кожу, металл, ткань покупаем на свои деньги.
- И лошади у вас есть? Какой же рыцарь без коня…
- Конечно. У нас два коня,
обученных по восстанавливаемой нами методике подготовки боевых лошадей.
- Что это за методика?
- Кони не боятся резких звуков, огня и толпы. Кроме того, они обучены приёмам отражения атаки. К примеру, вставать на дыбы под углом 45 градусов и наносить удары передними ногами.
- А в кино вас не приглашали сниматься?
- Пока нет. Может, потому, что в исторических фильмах режиссёры чаще воплощают свои детские мечты, а не воссоздают правдивость эпохи. Из неплохих можно назвать фильм «1612 год», но и в нём есть много неточностей.
К нашей беседе присоединился один из «хранителей» - Роман Максимов. На его груди я заметил странный предмет, похожий на какой-то амулет.
- Это средневековый немецкий музыкальный инструмент. Называется «ротовой барабанчик» - maultrommel, - объяснил Роман, приложил к губам «амулет» и начал подёргивать его пальцем. Зазвучала быстрая звенящая мелодия.
- Мы играем на разных средневековых инструментах, - сказал Роман. - И при желании можем любого научить играть, например, на флейте. Кстати, в средние века нот ещё не было, а по табулатурам - это предшественники нот - играли только придворные музыканты, исполнявшие сложные партии.
Я вышел из клуба, когда вечерело. По улице князя Трубецкого мчались автомобили, на перекрёстке перемигивались трёхглазые светофоры, яркие фонари освещали тротуар. Я стоял в XXI веке, а за спиной, за синей деревянной дверью, продолжался век XIV.
- Комментировать
- 3213 просмотров
Комментарии
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад