Современные родители: помощники, оппоненты или наблюдатели?
«От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», - писал знаменитый педагог Василий Сухомлинский.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой воспитывают его вслепую, интуитивно. А это порой не приносит позитивных результатов.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
Я считаю, что семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где просто присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей совместной работой? Как сделать их участниками воспитательного процесса?
Угасание родительской инициативы - одна из проблем сегодняшнего дня, о которой с тревогой говорят педагоги. Она выражается в том, что современные родители, в лучшем случае, склонны препоручать образование и воспитание своего ребенка «третьим лицам»; доля времени, посвящаемого ими семейному общению ничтожно мала. Потеряна преемственность в традиции домашнего воспитания, вопросы педагогической культуры лежат, к сожалению, вне сферы интересов пап и мам.
Думаю, что родителей детей, посещающих сегодня дошкольные образовательные учреждения, можно условно разделить на три группы.
Первая группа - это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребёнком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием изготовят вместе с ребёнком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например, в весёлых стартах или субботнике.
Вторая группа - это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребёнка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов - не допустить, чтобы эта родительская группа осталась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.
Третья группа - это семьи с неработающими мамами. Они тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя - выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п.
С сожалением хотелось бы отметить, что в моей пока немноголетней практике встречаются в большинстве своём родители-наблюдатели. В этом, я полагаю, главная проблема для педагога. Как же изменить ситуацию? Как сделать пап и мам помощниками?
Всем родителям необходимы педагогические знания, с рождением ребёнка они вынуждены овладеть профессией воспитателя. Педагоги детских садов - профессионалы, они готовы помочь в воспитании детей. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто им читать доклады или лекции. Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации, покупают книги и журналы по педагогике, в их распоряжении есть Интернет и другие источники информации. Но часто они пользуются случайной литературой, бессистемно. Иногда воспитывают детей интуитивно, по принципу «как воспитывали меня», некритично относятся к тем или иным проявлениям в поведении ребёнка. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье.
Василий Сухомлинский сказал: «Дети - это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».
- Комментировать
- 2095 просмотров
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 14 недель назад