За сутки в дежурную часть УМВД России по Белгороду поступает до восьмисот звонков
Наверное, девяносто девять процентов всей работы полиции начинается с дежурной части. Именно сюда люди несут письменные заявления. Сюда звонят по экстренному номеру 02. В дежурной части УМВД России по Белгороду круглосуточно работают смены из пяти человек. За сутки сюда поступает от двухсот до трёхсот телефонных сообщений о различных происшествиях. Плюс около сотни письменных заявлений от граждан о различных правонарушениях и более пятисот(!) «левых» звонков. Праздников здесь не бывает - сплошные будни. Чтобы испытать на себе эти полицейские будни, с одной из смен заступил на дежурство специальный корреспондент «Белгородских известий» Алексей Стопичев.
Сутки через двое
Начальник дежурной смены майор полиции Олег Остапенко отвечает на мои вопросы, одновременно заполняя «Книгу приёма и выдачи оружия»:
- У нас есть своя «территория» по городу. Плюс территории трёх отделов. Но мы, естественно, всё равно принимаем и регистрируем все обращения по областному центру.
- А если происшествия или преступления совершены на территории других отделов?
- Регистрируем. И тут же передаём в нужный отдел. А если ситуация требует немедленного вмешательства, то я принимаю решение выслать наряд на место независимо от того, к какому отделу принадлежит та или иная территория. И если информация о преступлении подтверждается - отправляю на место следственно-оперативную группу.
- А какой у вас график работы?
- Вообще, сутки через трое. Но в связи с тем, что все мы люди - у нас кто-то на больничном, кто-то в отпусках, частенько получается, что работаем и сутки через двое.
Скучать не приходится
Смена в дежурной части начинается с принятия документации и выяснения оперативной обстановки. Что касается документации - тут только чтобы запомнить её всю, наверное, не одна неделя уйдёт. Есть «Журнал входящих ориентировок», «Книга учёта сообщений о происшествиях», «Талон-уведомление о передаче сообщений», «Постовая ведомость», «Книга приёма-выдачи оружия», «Журнал учёта входящих телефонограмм, телеграмм», «Журнал контроля радиационно-химической, биологической и экологической обстановки» и многое другое. Всего - несколько десятков книг и журналов плюс секретная документация и книги для служебного пользования.
Я удивился, когда майор Остапенко в начале смены достал дозиметр и стал измерять радиацию.
- Это зачем? - спрашиваю.
- Положено, - лаконично ответил Олег Николаевич.
Дополнительно дежурная смена выдаёт и принимает оружие и спецсредства. Производит руководство нарядами по всему городу. Осуществляет контроль за дежурными других отделов.
- Короче, - говорит начальник смены, - скучать не приходится!
Понимают с полуслова
Старший оперативный дежурный капитан полиции Юрий Юрин - первый помощник начальника смены. Также заполняет документацию. Ориентирует личный состав по розыску имущества и людей. Направляет наряды и контролирует их работу. Юрий Давидович в милиции с 1994 года. Работать начинал вместе с Олегом Остапенко и знает своего начальника уже двадцать лет.
- Ну, а то, что вы давно знакомы, помогает в работе?
- Конечно, - улыбается оперативный дежурный. - Мы друг друга с полуслова уже понимаем.
Инженер-электроник
В отдельном стеклянном кабинете сидит красивая девушка Светлана Шадская. Она инженер-электроник и старший лейтенант полиции. В полиции Светлана уже шесть лет. Её основная обязанность - вносить все записи в единую электронную базу: что и где случилось, когда поступило сообщение, кто выезжал и кому отписано. В этой же базе моментально можно получить любые справки по гражданам, автомобилям, адресам. Узнать, не в розыске ли конкретное лицо. И многое другое.
Помимо этого старший лейтенант помогает операторам линии «02».
- Когда наплыв звонков, даже двоим трудно справиться, - рассказывает Светлана Анатольевна. - Поэтому все, кто только может, принимают звонки от граждан.
Здесь же, на мониторе, отображается съёмка видеокамер, установленных в разных частях Белгорода. Всего таких камер, которые контролирует дежурная часть УМВД города, тридцать одна. Установлены они в самых людных местах. Все камеры поворачиваются простым нажатием «мыши» прямо из дежурки. Кстати, видеонаблюдение уже не раз помогало раскрыть различные преступления.
Дежурный на проводе...
Приёмом и передачей информации о происшествиях и преступлениях занимается помощник оперативного дежурного по телеграфной связи лейтенант полиции Станислав Пономарёв. Он же формирует и суточную сводку. В эту сводку входят все происшествия и преступления, произошедшие за сутки в городе. Кроме этого, Станислав Анатольевич также принимает звонки по 02.
Помощником оперативного дежурного по службе «02» работает старший сержант полиции Людмила Литвинова. Именно она принимает основной шквал звонков. Все звонки в обязательном порядке записываются. Звонки о происшествиях регистрируются в «Книге учёта сообщений о происшествиях». Пока я разговаривал с Людмилой, на «02» поступило несколько звонков. Девушка улыбалась, говорила «извините» и снимала трубку:
- Ноль два. УВД по городу Белгороду. Литвинова. Слушаю вас!
Зачем звонят в полицию
Я целые сутки провёл в дежурке. При этом сотрудники полиции, чтобы мне было всё слышно, включали громкоговорящую связь. Признаюсь честно, первый же звонок буквально огорошил: «Подскажите, а по какому номеру мне позвонить на железнодорожный вокзал?».
Увидев моё удивлённое лицо, Литвинова засмеялась:
- Это ещё что! Нас матерят по телефону. И психически нездоровых звонит столько, что просто диву даёшься!
Следующие несколько звонков меня уже не удивляли: люди сообщали об авариях либо происшествиях. После таких звонков Литвинова быстро заполняла журнал и одновременно передавала координаты в отделы.
Про морг и одеялко
Зато несколько следующих звонков меня просто выбили из душевного равновесия. Звонит мужчина и некоторое время что-то мямлит.
- Что вы хотели? - спрашивает его дежурный.
- У меня родственник в морге два дня лежит, - признаётся позвонивший, - так я хотел бы узнать, какие у него анализы?
Литвинова посоветовала с этим вопросом обратиться в морг. А я про себя подумал, что у лежащего в морге анализы, наверное, уже в порядке. Два дня он точно не кашляет и не чихает. А вот звонившему надо бы сдать анализы в специальное учреждение. Но «хитом» этого дня всё-таки был звонок про «одеялко». Звонивший вначале представился и попросил приехать полицию. При этом чётко назвал адрес и свой телефон.
- Меня хотят убить! - испуганно говорит он.
- Вы знаете, кто вас хочет убить? - спрашивает его дежурный.
- Нет, но они мне дали одеялко, и оно со мной разговаривает.
- И что вам говорит одеялко? - уточняет дежурный.
- Говорит, как его зовут. Но имя какое-то непонятное…
Ещё один «интересный» звонок раздался в середине дня. После того, как дежурный представился, детский голосок пропищал:
- Иди ты на… - И дальше непечатно.
Станислав Пономарёв, принимавший этот звонок, только руками развёл:
- Вот как у нас дети развлекаются.
- И часто такое? - спрашиваю.
- Да бывает, что по нескольку десятков раз за день.
- Да ведь их наказывать надо! - возмущаюсь я.
- Если номер определяется, мы звоним родителям. Проводим профилактическую беседу. Помогает. А если по закону таких преследовать, работа отдела просто остановится - все будут заниматься только тем, что хулиганов телефонных искать. А найдёшь - он скажет, что матерился на кого-то рядом, а не в трубку.
«Аркан»
На мониторе дежурной части электронная карта города, и маленькие, будто игрушечные, машинки. На самом деле машины настоящие - патрульные. И город настоящий. Это система «Аркан». Благодаря специальному оборудованию, работающему в системе «онлайн», начальник смены или оперативный дежурный всегда могут определить, на какой улице и возле какого дома находятся полицейские автомобили.
- Эта система у нас уже несколько лет, - поясняет мне Олег Николаевич. - Она сильно упрощает работу и помогает незамедлительно выслать на место происшествия ближайший автомобиль. А в случае чего - охватить место преступления плотным кольцом, не давая шанса подозреваемым скрыться.
Работу этой системы я увидел воочию. Незадолго до полуночи на 02 позвонила несовершеннолетняя и сообщила, что её изнасиловали. Полицейские в дежурной части мгновенно преобразились. Пока помощник оперативного дежурного выяснял у девушки адрес и пытался узнать хоть какие-то сведения о насильнике, начальник смены уже отдавал указания ближайшему патрулю ППС. Буквально через десять минут подозреваемый был задержан и доставлен в отдел.
Случаев, когда благодаря оперативности дежурной смены и грамотно составленным ориентировкам преступников задерживают в считанные часы и даже минуты, очень много. В январе, например, благодаря чётко спланированным действиям был пойман убийца, задушивший свою сожительницу. А несколько дней спустя по горячим следам удалось задержать угонщика автомобиля. Объявленный план-перехват позволил спустя несколько минут найти угнанный автомобиль, а пока шла погоня, с помощью системы «Аркан» определили путь отхода преступника и дополнительными патрулями отсекли ему возможность к бегству.
После полуночи
Ночью шквал звонков поутих. Однако звонивших было всё равно ещё очень много. Жаловались на шумящих соседей, сожителей, родителей и детей. Пару раз поступали сообщения об авариях. Из серьёзных правонарушений - о большой драке на улице Студенческая. Литвинова быстро узнавала у звонивших самое необходимое и передавала данные дальше - в третий отдел. Во второй. В первый. В ГИБДД. Несколько раз звонила пожилая женщина и истерически ругалась. Требовала, чтобы полиция в два ночи подняла весь дом на ноги. На слова дежурного о том, что наряд к ней уже выезжал и никаких правонарушителей не нашёл, женщина закричала, что у них полдома слепых, а вторые полдома сверлят. Литвинова даже не нашлась, что ответить. Только пообещала, что наряд ещё раз приедет.
Шо дальше будет?
Часа в два ночи позвонил мужчина. Пьяным голосом назвал себя и свой адрес. На вопрос дежурной: «Что у вас случилось?» - экспрессивно ответил:
- Морду сын набил! Морда нормальная, а шо дальше будет?
И мне почему-то подумалось, а действительно, что же дальше будет? Не с мужиком. С ним как раз всё понятно. Наутро с сыном помирятся. Потом опять напьются - и друг друга по морде. И опять полицию вызовут. А вот как быть с теми, кто звонит по 02 затем, чтобы пожаловаться на холодные трубы, забывая, что есть ТСЖ и РЭУ? Или с теми, кто путает экстренную службу со службой справочной? Или с теми, кто в силу своего скудоумия звонит и матерится, не понимая, что пока он своей словесной пачкотнёй занимает линию, кто-то, действительно попавший в беду, может так и не получить необходимой помощи…
- Комментировать
- 3396 просмотров
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 14 недель назад