Корабли в Купино строит мастер Валерий Кику, влюблённый в море
Подворье, где живёт мастер-корабел Валерий Кику, легко найти по высоко вздымающимся над домом мачтам парусного корабля. И дом, и корабль построены руками одного мастера…
Историки свидетельствуют: было прекрасное раннее утро 3 августа 1492 года. На берегу маленького испанского порта Палос собрались зеваки. Монахи Ла-Рабиды молились, стоя на коленях. Но вот месса закончилась, и эскадра под командованием Адмирала Моря-Океана (таков титул) Христофора Колумба медленно двинулась вниз по Рио-Тинто к океану, на поиск легендарной Индии и её сокровищ.
В путь вышли величественная каравелла «Санта-Мария» под адмиральским флагом и две быстроходные шхуны «Нинья» и «Пинта». Но из этой экспедиции посчастливилось добраться до Испании только «Пинте» со всеми уцелевшими моряками. В частности, «Санта-Мария» наскочила на мель и погибла у открытого Колумбом острова Эспаньола. И лишь несколько лет назад в печати промелькнуло сообщение, что в архивах одного из испанских монастырей обнаружены чертежи флагманского корабля великого мореплавателя.
Каково же было моё удивление, когда я услышал, что житель села Купино Шебекинского района у себя на приусадебном участке самостоятельно построил копию исторической каравеллы «Санта-Мария». Это в селе - не просто далёком от любого моря - протекающий здесь ручей и речушкой назвать нельзя…
Самое синее в мире
Чёрное море моё
Детство и юность его прошли на берегу моря. Родители принадлежали к славному племени романтиков, тогда таких называли «комсомольцы-добровольцы, беспокойные сердца».
То они работали на Всесоюзной ударной комсомольской стройке Кременчугской ГЭС (там и родился Валерий). То по призыву Ленинского комсомола осваивали каменистые земли западного побережья Крыма. В только что созданном совхозе «Прибрежный» отец работал водителем на грузовике, мама - виноградарем.
Валерий учился в школе и мечтал стать художником. Что больше всего любил рисовать мальчишка, живущий на берегу «самого синего» Чёрного моря? Конечно же, морскую гладь, корабли, волны, прибрежные скалы, кораблекрушения. Любовь к рисованию морских пейзажей - марин - он сохранил по сей день.
Среди русских художников много прекрасных маринистов, вспомним хотя бы Ивана Айвазовского, Александра Дорогова, Льва Лагорио, Александра Мордвинова, Руфина Судковского, Алексея Боголюбова. Валерий отдаёт предпочтение Айвазовскому, но, по его словам, не копирует мастера, а вносит что-то своё, личное в морскую тематику, скажем, человеческие образы. Впрочем, большим художником себя не считает, все картины щедро раздаривает друзьям.
После школы Валерий подавал документы в Симферопольское художественное училище, но, увы, не прошёл по конкурсу. И тогда, по совету отца, поехал поступать в Крымский сельхозинститут на агронома («Отличная специальность, сынок, нужная людям, тем более совхоз даёт направление»). В вуз он поступил в 1984-м, а поскольку тогда от армии отсрочки не давали, через год его призвали на службу… в Военно-морской флот.
Всю жизнь он мечтал служить на настоящем боевом корабле, и надо же, какая досада, попал Валерий в береговую часть в городе Североморск. Служил машинистом котельных установок.
После армии закончил институт и уже с дипломом агронома вернулся в свой совхоз на берегу моря.
- Начало 90-х, распад Советского Союза, в Крыму агроному стало делать просто нечего. Я уже к тому времени женился, родилось двое мальчишек - жить как-то надо, и мы с женой решили уезжать. Друг детства пригласил нас на Белгородчину. Так всей семьёй мы и попали в село Купино - в 1996 году. Пару лет здесь тоже проработал агрономом в хозяйстве - никаких перспектив. Ушёл, как говорится, на собственные хлеба.
Поднять грот-бом-брамсели!
В той трудной ситуации на помощь Валерию пришёл замечательный человек Николай Кузюлёв, местный историк, краевед, писатель. Много лет назад он создал в Купино музей, точнее, центр воспитания детей на народных традициях, и посвятил ему всю оставшуюся жизнь (увы, он умер несколько лет назад). Посмотрев живописные полотна молодого художника, Николай Николаевич предложил ему работу в музее. Около восьми лет Валерий Кику вёл здесь кружок художественной обработки дерева - это его любимый материал.
Вместе с ребятишками строили макеты зданий затейливой архитектуры, древних метательных орудий (баллисты, катапульты), старинных пушек, арбалетов... Одновременно он продолжал рисовать картины для музея. Любовь к морю не оставляла его, потомственного крымчанина: мечтал делать модели - копии парусных кораблей. Воистину, что может быть прекрасней гордо идущего под всеми парусами фрегата!
Ему повезло, как-то ещё в студенческие времена купил книгу «Постройка моделей судов - энциклопедия судомоделизма» и изучил её досконально. И вот результат.
Валерий ставит на рабочем столе модели кораблей, созданные им за эти годы: бригантины и баркентины, фрегаты и чайные клипера, галионы и учебные гукоры - чего тут только нет. Такие корабли в стародавние времена смело бороздили моря и океаны, открывали неизведанные земли, перевозили пряности и ценные породы дерева, сражались со штормами и пиратами.
Мой собеседник, словно шкипер, свободно владеет морской терминологией, рассказывая о прямых и косых парусах, стакселях и триселях, всех этих фор-марселях и грот-бом-брамселях, звучащих для сухопутного человека как китайская грамота.
Впрочем, первая модель, изготовленная им, была достаточно проста - макет древнеегипетского судна, примерно 2500 года до нашей эры. Утлая посудина с одним косым парусом и длинными вёслами. Достойно восхищения, что древние египтяне, отчаянно храбрые мореплаватели, достигали на таких судёнышках края Ойкумены - населённой части земли. Впрочем, знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал на практике доказал, что на таком «корыте» можно переплывать и океаны.
Во времена Петра Великого, создавшего российский флот, было спущено на воду первое учебное судно - гукор «Кроншлодт» для практического
обучения русских гардемаринов. При изготовлении этой модели Валерий применил новую технику, и с тех пор изготовленные им модели прекрасно держатся на воде.
Среди них - галион знаменитого пирата Фрэнсиса Дрэйка «Золотая лань» (это копия корабля, выполненная в масштабе один к ста), боевой линейный корабль XVII века «Корона» французского королевского флота и советское учебное парусное судно - баркентина «Вега»: 18 таких парусников наши отечественные корабелы сделали по заказу Финляндии в 1947 году.
Ах, как мечтал Валерий хоть однажды подняться на палубу настоящего парусника, постоять на капитанском мостике, услышать, как с лязгом и грохотом наматываются на кабестан ржавые якорные цепи, почувствовать, как попутный ветер надувает паруса, и корабль из гавани медленно выходит в открытое море… И однажды родилась у него просто фантастическая идея - построить в сухопутном Купино, далёком от морей и океанов, парусный корабль в натуральную величину. Пусть односельчане смотрят на эту красоту и восхищаются, а мальчишки - мечтают о дальних странах и морях…
Дом и корабль
Долгих пять лет в Купино их семья из пяти человек: кроме Валерия - его жена, двое ребятишек и тёща - снимала квартиру. На новый дом денег не было. Лишь когда он занялся бизнесом - ремонтом и отделкой домов, появились какие-то надежды на собственное жильё. Поначалу приобрели участок, где стояла старая развалюха, её пришлось разобрать на стройматериалы.
У Валерия воистину золотые руки. Как ещё одно подтверждение тому - в короткий срок по книжке он самостоятельно научился класть печи, тем поначалу и зарабатывал. Теперь можно начинать строить свой дом. Решил, что дом будет целиком деревянный (напомню, он очень любит этот материал), только снаружи для прочности и долговечности обложил кирпичом.
Строил собственными руками, и дом получился на загляденье: просторный, на пять комнат, со всеми необходимыми в селе пристройками. Теперь дело за гаражом и большой мастерской, без которой мастеру не обойтись. Тут-то и возникла у Валерия самая «фантастическая идея»: а если построить большой корабль, в нижней палубе которого и разместить необходимые помещения?
- Прообразом будущего корабля я решил взять «Санта-Марию» Колумба: недавно найденные чертежи погибшей каравеллы напечатали в одном журнале. Правда, наш двор слишком мал для такого корабля - его натуральная длина 23 метра, а ширина около 7 метров. Я понял, что копию придётся немного уменьшить: длина 15, ширина 5,5 метра. Соответственно уменьшил и другие части.
Поскольку эта «Санта-Мария» в отличие от своей тёзки в море не выйдет, трюм ей не нужен. Каравелла стоит на бетонном фундаменте. Весь корабль из дерева, только наружняя часть отделана современным материалом - сайдингом, чтобы на века. Строил в основном в одиночку, только самые тяжёлые части: шпангоуты, балки подавал ему наверх старший сын Максим.
Работы было море, даже ванты Валерий сплетал сам из обычного шпагата в много слоёв, потому что готовые канаты - дорогое удовольствие. Рассказывал, как сначала изготавливал шпангоуты - части корпуса, ставил мачты. И всего за один год рядом с новым домом Валерия вырос трёхпалубный, 80-пушечный, водоизмещением 2100 тонн парусный корабль.
- А теперь за мной! - командует капитан. - Добро пожаловать на «Санта-Марию»!
И ловко, как заправский моряк, взбегает по трапу, взбирается по вантам на самую верхотуру. По ходу короткой экскурсии Валерий даёт пояснения. В нижней закрытой палубе будут размещаться гараж и мастерская. На второй закрытой палубе он планирует создать музей парусного судостроения. Здесь же - кают-компания и капитанская каюта. На верхней палубе - смотровая площадка, выше на корме - капитанский мостик. И, наконец, высшая точка корабля - марс или «воронье гнездо», как называют его моряки: во время похода здесь несёт вахту вперёдсмотрящий матрос.
Работы на «Санта-Марии» ещё не закончены: предстоит внутренняя и наружная отделка. А главное - нужно будет ставить рангоут - всё парусное вооружение. На каравелле будет установлено несколько «почти настоящих» пушек из дерева.
- Планирую поставить действующий рангоут, чтобы можно было поднимать и спускать паруса. С пошивкой парусного вооружения мне обещала помочь жена Галя, - говорит Валерий. - А ещё хочу оснастить парусник всеми корабельными принадлежностями: установить штурвал, компас, якоря, маленькую спасательную шлюпку и даже подвесные койки - всё, как было во времена Колумба.
Поскольку сегодня на Белгородчине столь активно развивается сельский туризм, Валерий собирается превратить свою усадьбу в морской музей для взрослых и детей. Строительство «Санта-Марии» - лишь первый этап. Он хочет своими руками оборудовать настоящую поляну сказок, разумеется, в стиле сказочного подводного царства.
- Видите, забор по периметру у меня освещают фонарики. Вместо фонариков участок будет украшать деревянная скульптура: я вырежу русалок, водяных, тритонов, бога морей Нептуна, героя новгородской былины Садко, побывавшего в гостях у морского царя. А здесь поставлю беседку в форме гигантского спрута…
У Валерия есть ещё более смелая идея. Многие города, причём не обязательно портовые, украшают корабли в натуральную величину, внутри размещаются рестораны, кафе, музеи, выставки... Так, в Лондоне в сухом доке установлен в качестве памятника флагманский корабль адмирала Нельсона, героя Трафальгарской битвы - «Виктори». Да что нам Лондон - достопримечательность Санкт-Петербурга ресторан «Кронверк», причаленный к берегу. Эспаньола украшает Ялту, а баркентина - Клайпеду. Валерий предлагает в Шебекино на берегу реки Нежеголь построить в натуральную величину галион XVI-XVII веков и открыть там кафе или ресторан. Корабль он, разумеется, построит сам. Нашёлся бы только спонсор.
На наше прощальное пожелание, чтобы всё намеченное у него сбылось, спокойно и уверенно ответил:
- У меня всё получится.
- Комментировать
- 2594 просмотра
Комментарии
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад