Московский Индустриальный банк пострадал
от махинаций своего белгородского топ-менеджера
Октябрьский районный суд Белгорода приговорил гражданку Сычёву к пяти годам лишения свободы. А прежде эта «гражданка Сычёва» слыла уважаемым человеком. Обращались к ней исключительно «Татьяна Ивановна» и при этом немного заискивали. Особенно те, кому позарез нужен кредит. Ведь Сычёва занимала должность управляющей филиалом ОАО «Московский Индустриальный банк» в Белгороде (далее - «МИнБ»). И в её власти были денежные потоки. Вот они-то, эти потоки, и привели Сычёву на скамью подсудимых. Потому что Сычёва направила их в сторону, противоположную закону.
Спиртовой заводик
До назначения в январе 2005 года на должность управляющей филиалом ОАО «МИнБ» в Белгороде Сычёва занималась бизнесом. Был у неё спиртовой заводик в посёлке Мелавский Горшеченского района Курской области. Трудовой договор с банком запрещал управляющему работать по совместительству в других организациях и вести коммерческую деятельность. Сычёва это требование выполнила. Но формально. То есть переоформила учредительство спиртзавода на свою подчинённую О.А.Шестакову - начальника отдела внутрибанковских операций Белгородского филиала «МИнБ».
- Сычёва попросила меня стать учредителем ООО «Орбита-2. Мелавский спиртзавод» по договору купли-продажи. Чтобы я временно оформила завод на себя. Это носило формальный характер. Я лишь подписала один или два договора займа по указанию Сычёвой, которые даже не читала, - рассказывает Шестакова.
А спиртзаводом продолжала руководить сама Сычёва.
- Все платежи, подписание контрактов, договоров, выдача заработной платы происходили только после предварительного согласования с Сычёвой, - свидетельствует Л.И.Сорокина, работавшая с 2009 года коммерческим директором ООО «Орбита-2. Мелавский спиртзавод». - Контроль за ценовой политикой спиртзавода также осуществляла непосредственно Сычёва, именно она давала указания по финансово-хозяйственной деятельности. С целью контроля за текущей деятельностью Сычёва примерно два раза в месяц лично приезжала на завод.
В 2007 году Сычёва направила в ОАО «МИнБ» заявку на выдачу кредита ЗАО «МИБ-Лизинг» в сумме 150 миллионов рублей на покупку оборудования для Мелавского спиртзавода. «МИБ-Лизинг» - это дочерняя фирма Московского Индустриального банка.
- Кредитным комитетом, в который я входил, этот кредит был одобрен, - вспоминает вице-президент ОАО «МИнБ» Ю.Ю.Птицын. - В заявлениях, которые прислала Сычёва, было указано, что ООО «Орбита-2. Мелавский спиртзавод» является платёжеспособной организацией.
Обманула Сычёва своих банковских работодателей. В это время её спиртзаводик уже дышал на ладан. По словам Л.Г.Тесленко, которую Сычёва устроила главным бухгалтером ООО «Орбита-2. Мелавский спиртзавод», это предприятие находилось в безобразном состоянии.
- На заводе не было ни первичной документации, ни бухгалтерского учёта. За свою деятельность я отчитывалась перед Сычёвой. Поступало мало денег, которых не хватало на выплату налогов и погашение кредитной задолженности, - с горечью вспоминает Тесленко, которой пришлось уволиться с престижной должности, так как она «не могла работать при таком положении дел».
«Левый» бизнес
Нищий спиртзавод? И это в России?! Да не может быть! Однако придётся поверить в сей анекдотический парадокс. Мелавский спиртовой завод действительно влачил жалкое существование. Но это по официальным документам. А на самом деле спиртзаводик был той курицей, которая несла поистине золотые яйца лично для Сычёвой.
Завод имел две браго-ректификационных установки (БРУ), но в законном порядке была зарегистрирована только одна. А вторая - нелегальная - гнала «левый» спирт. Его реализовывали за наличные в Москве, Туле и Санкт-Петербурге. И отдавали Сычёвой «ежемесячно денежные средства в сумме 10 миллионов рублей, вырученные от продажи спирта за вычетом текущих расходов». Об этом рассказал в судебном заседании А.Н.Посашков, работающий с ноября 2010 года конкурсным управляющим ООО «Орбита-2. Мелавский спиртзавод». Дело в том, что комиссия «Росалкогольрегулирования», обнаружив на этом заводе нелегальную браго-ректификационную установку, приостановила действие лицензии на производство спирта. Случилось это в июне 2010 года. Иначе говоря, с тех пор Мелавский спиртзавод прекратил работу и находится в стадии банкротства.
Войдя в курс дела, конкурсный управляющий обнаружил факты, которые иначе, как воровством, не назовёшь. Те 10 миллионов рублей, которые ежемесячно передавали Сычёвой, «по бухгалтерскому учёту ООО «Орбита-2. Мелавский спиртзавод» никоим образом не отражались», пояснил А.Н.Посашков.
- По документам отражались только сведения по официально зарегистрированной БРУ в пределах двух миллионов рублей ежемесячно, - заявил он в суде. - Полагаю, что на заводе была двойная бухгалтерия, одна из которых была связана с фактическими показателями работы официальной БРУ, а вторая - «чёрной» по показателям незарегистрированной БРУ, прибыль от деятельности которой поступала непосредственно Сычёвой.
Теперь понятно, откуда у спиртзавода возникли долги на общую сумму около 600 миллионов рублей. Кстати, в реестре его кредиторов значатся ЗАО «МИБ-Лизинг» и ОАО «МИнБ». А рыночная стоимость завода, по оценке Посашкова, миллионов сто, не более. Проще говоря, плакали ваши денежки, господа кредиторы!
Сычёвская «пирамида»
Но даже в ситуации, когда спиртзавод был остановлен, Сычёва умудрилась «заработать» на нём лично для себя большие деньги. Похоже, что банкирша Сычёва использовала опыт пресловутого Мавроди с его «МММ». В смысле, конечно, лёгкого добывания больших денег, а не сидения в тюрьме. Она создала в банке свою «финансовую пирамиду».
На практике эта «пирамида» выглядела так. Сычёва незаконно, без соответствующих поручений, списывала деньги с расчётных счетов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, находящихся на обслуживании в филиале «МИнБ», и направляла эти суммы на погашение долгов своего спиртзавода. Видимо, она хотела реанимировать курочку, несущую золотые яйца. А недостачу денег на счетах одних клиентов покрывала за счёт других. Причём, не в полном объёме. В приговоре суда фигурируют тридцать таких списаний. Вот типичный пример функционирования сычёвской «пирамиды».
В период с 30 июня 2010 г. по 20 июля 2011 г. (спиртзавод, заметьте, в это время уже не работал) с расчётного счёта ООО «ОсколМед» - без ведома этой фирмы - по распоряжению Сычёвой было списано 43 миллиона 80 тысяч рублей, которые пошли на погашение долгов спиртового завода. А было возвращено «ОсколМеду» - с расчётных счетов других клиентов филиала «МИнБ» - 42 миллиона 50 тысяч рублей. Куда подевались ещё 1 миллион 30 тысяч рублей - то известно одной Сычёвой.
Но как, скажите, можно столь вольно обходиться с деньгами клиентов? Ведь это же уголовно наказуемое деяние! И тем не менее, никто из работников филиала «МИнБ» не возмутился этим беззаконием. Все, кого Сычёва втянула в свою «пирамиду», безропотно выполняли её указания. Видимо, они боялись потерять доходное место в банке. Сычёва любого строптивца вытурила бы в два счёта. И они из двух зол - соучастие в преступлении или безработица - выбрали, по их мнению, меньшее. Им повезло. Все соучастники сычёвской «пирамиды» фигурировали в уголовном деле всего лишь свидетелями.
- От Сычёвой по телефону и по электронной почте поступали указания о перечислении денежных средств клиентов банка без их ведома и соответствующего поручения. Мне было известно, что таким образом за счёт клиентов банка гасилась задолженность по кредиту Мелавского спиртзавода, - рассказала О.Г.Иванова, руководившая дополнительным офисом филиала «МИнБ» в Старом Осколе.
А её коллега в Губкине О.А.Воронина дополнила это свидетельство такими подробностями:
- Сычёва говорила, что клиентам, с расчётных счетов которых будут перечислять деньги, об этом знать не нужно. Один раз Сычёва позвонила и потребовала удалить все сообщения, которые она направляла по поводу перечисления денежных средств.
По словам бухгалтера-операциониста филиала «МИнБ» в Белгороде О.И.Кузубовой, «списание денежных средств не отражалось в выписках. Эти данные убирались из выписок по указанию Сычёвой».
Эти махинации с деньгами клиентов были обнаружены, можно сказать, случайно. 13 июля 2011 года фирма «Стройдорматериалы» направила в филиал «МИнБ» несколько платёжных поручений на общую сумму 7 миллионов 300 тысяч рублей для перечисления этих денег своим контрагентам в качестве оплаты за железнодорожные услуги и строительные материалы. Однако деньги контрагентам не поступили. В течение пяти дней директор ООО «Стройдорматериалы» А.С.Оников обивал банковский порог, пытаясь выяснить, куда подевались миллионы. Вначале Сычёва успокоила его: мол, деньги задерживаются по причине проводимой в банке проверки, а завтра все всё получат. Но наступило это «завтра», а никто ничего не получил. И Сычёва стала недоступной даже по телефону: то у неё, по словам секретаря, совещание, то её «нет на месте». На пятый день Оникову повезло: он встретил в филиале самого вице-президента ОАО «МИнБ» Ю.Ю.Птицына. С этого и начался крах сычёвской «пирамиды».
Наказание
Рухнувшая «пирамида» похоронила под своими обломками деловую репутацию филиала Московского Индустриального банка в Белгороде. Он потерял огромное количество солидных клиентов. Только за 2011 год 178 предприятий и 26 предпринимателей прекратили в нём обслуживание.
Но это ещё не все несчастья. Сычёва возвращала клиентам списанные с их счетов суммы не в полном объёме. Разница списанных и возвращённых в рамках финансовой «пирамиды» денег оказалась существенной: 27 миллионов 8 тысяч 636 рублей 76 копеек. Эту сумму ОАО «МИнБ» возвратил пострадавшим клиентам из своих доходов.
Между тем, сама Сычёва на процессе в Октябрьском районном суде Белгорода заявила, что виновной себя не считает. Она, мол, всего лишь нарушила Положение Банка России и внутреннее Положение ОАО «МИнБ». А эти действия нельзя квалифицировать как уголовное преступление.
Однако доводы Сычёвой и её защиты суд счёл несостоятельными. Она признана виновной в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия). Приговор: пять лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, с лишением права занимать руководящие должности в государственных банковских учреждениях сроком на три года. Кроме того, с Сычёвой в пользу Московского Индустриального банка будет взыскано 27 миллионов
8 тысяч 636 рублей 76 копеек.
Приговор обжалован в судебную коллегию по уголовным делам Белгородского областного суда.
- Комментировать
- 4385 просмотров
вранье!!!
какое вранье читать противно.
Какое вранье читать противно.
Какое вранье читать противно.
вряд ли такое стало возможным
вряд ли такое стало возможным без участия должностных лиц головного офиса...,а она "стрелочник", как всегда такой "лох" нужен, чтобы всё списать, "се ля ви".
все верно
Конечно, никогда не поверю, что такое можно провернуть под носом у руководства московского банка." Абубокар" был в курсе, все всех устраивало, могу с точностью сказать, что половина сказанного здесь не соответствует действительности.Посашкову отдельное "Браво"!