В этом году в жизни белгородского поэта и журналиста Валерия Черкесова произошло значимое событие - в издательстве «Константа» вышла книга «Избранное»
В издание вошли как новые, так и печатавшиеся ранее стихи и поэмы из различных сборников автора.
Однако Валерий Николаевич интересен не только как журналист и литератор, но и как человек с огромным жизненным опытом, много повидавший на своём веку. Родился он в 1947 году в городе Благовещенск Амурской области. Участвовал в строительстве БАМа. И уже 44 года работает журналистом. И вот оказался в несвойственной для него роли интервьюируемого.
Валерий Николаевич на интервью пришёл с книгами и журналами. И, даже не присев, начал их выкладывать на стол, рассказывая:
- Вот, по сути, первая моя серьёзная публикация. В альманахе «Приамурье моё», который выходил и сейчас выходит в Благовещенске. Мне было тогда двадцать два года. Вот антология военной поэзии. Вышла в прошлом году к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. В Москве, издательство «Вече». В этой книге мои четыре стихотворения. Вот моя первая книжка «Вечные родники». А это -несколько необычная книга «Стыковка» - сборник стихов поэтов-строителей БАМа. Выпущен в «Молодой гвардии» в 1984 году. В ней тоже мои стихи. Я как раз тогда жил в Тынде. Числился монтажником-высотником, а работал в газете «БАМ».
- Валерий Николаевич, а на каких ещё стройках, кроме БАМа, пришлось побывать?
- Строительство Бурейской ГЭС. Я работал в районке и начинал освещать эту стройку практически с нуля. Ещё писал об изыскателях. И вот уже в двухтысячных побывал там опять и писал про эту электростанцию. Представляете - сейчас огромная ГЭС, а я помню те времена, когда строители в землянках жили! Был на Зейской ГЭС. Это всё в Амурской области. Все эти грандиозные стройки я освещал, когда работал в газете «Амурский комсомолец». Ну и, кроме того, писал о хлеборобах, золотодобытчиках, геологах, пограничниках... С кем только не встречался на своём жизненном пути!
- Что вас привело в литературу и журналистику?
- Если говорить честно, в детстве я и не думал, что стану, так сказать, творческим человеком. Рос без отца, как бабушка моя говорила: «однокрылым». Чувство одиночества было постоянно. Хотелось с кем-то поделиться своими мыслями и переживаниями. Вот и начал писать, в стихах часто обращаться к отцу, которого у меня не было. А работал я тогда на железной дороге. Учился в вечерней школе. Зная, что я пишу стихи, меня уговорили сходить в газету «Амурский комсомолец». Я около редакции месяца два ходил. Поднимался на ступеньки, спускался. Наконец всё-таки зашёл. Завотделом читает мои стихи и говорит - это похоже на Луговского, это на Рождественского, это ещё на кого-то. Но большинство названных им авторов я тогда ещё не читал. Одно из моих стихотворений тогда опубликовали, а я стал внештатником газеты.
- Когда вы написали первое стихотворение?
- В восьмом классе. Тогда мы в школе проходили Лермонтова. Меня поразило стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой...». И я попробовал что-то сам написать. Меня стали называть в классе Пушкиным. Тем более что волос у меня кучерявый. А после восьмого класса я поступил в техникум. Со мной вместе учился парень, у которого был сборник Есенина. Я этот сборник прочитал и стал писать «под Есенина». Тетради две исписал о кабаках, о которых не имел ни малейшего представления, о ракитах, которых в Амурской области нет, о соловьях, которых не слышал ни разу. А лет в восемнадцать я познакомился с интересными людьми. У них была огромная библиотека. Именно тогда я прочитал собрания сочинений Пушкина, Бунина, Чехова, Куприна, Гиляровского, даже запрещённую тогда книгу Солженицына «Один день Ивана Денисовича». А собственное стихотворение, безо всякого подражания, я написал лет в девятнадцать. Называется оно «Из детства». Раньше я писал так: «Берег тревожно, берег мальчишек от шквалов и в гневе понять не мог чего же им не хватало». И вдруг как-то непроизвольно написалось:
Приходили добрые дяди,
Наверное, кошку гладить.
На колени сажали ласково,
Муркою звали Зику
И, папиросы вытаскивая,
Ей дарили улыбку.
А меня забывали погладить...
Это были кошкины дяди.
Когда составлялся альманах «Приамурье моё», я принёс это стихотворение редактору и он сказал: «Валерий! Вы написали настоящее стихотворение. Может быть вы будете до него дотягиваться всю жизнь». Тогда я не понял его, но время шло и осознал, что именно с этого стихотворения и началась моя поэзия.
- У вас есть серия очерков об известных писателях. С кем приходилось встречаться?
- Встречался я с самыми разными поэтами и прозаиками. С Виктором Боковым, Валентином Распутиным, Юрием Кузнецовым, Евгением Носовым, Александром Кушнером и многими другими жизнь сводила. О ком-то я уже написал, о ком-то только собираюсь.
- Если разбить ваше творчество на периоды, какие периоды вы считаете самыми плодотворными?
- Тут сложно сказать. Самый качественный (выражение, конечно, не из поэзии) был период с 1993-го и по 2007 год. И ещё был один период там, на родине, с 22 до 27 лет. Написались тогда, я считаю, самые-самые мои стихи. Я пишу и сейчас много. Но из десяти стихотворений отбираю пять, которые публикую в газетах и журналах. Из этих пяти в книгу попадают два-три. Только в журналах, альманахах и сборниках у меня с 2002 года больше двухсот пятидесяти публикаций было.
Серьёзно я стал заниматься литературой уже здесь, в Белгороде. Я приехал с двумя книжками, до этого была юность, молодость, журналистика, поездки, стихами потому, так сказать, занимался любительски. А когда сюда приехал, чтобы как-то утвердиться - нужно было вступить в Союз писателей СССР. Вышел сборник в Воронеже. Тогда это было очень сложно. Это теперь нашёл деньги - и издал. В марте 1991 года меня приняли в писательский Союз.
- Почему-то бытует мнение, что журналистика и литература - несовместимы...
- Для кого как. Мне лично журналистика не мешает. Наоборот, она дала мне возможность многое увидеть и почувствовать, встретиться с интересными людьми. Естественно, хорошо было бы уйти в своё. Сесть, чтобы никто не мешал, и заняться только литературной работой. И, возможно, я написал бы роман. Но я не бегун на длинные дистанции. Я - стайер. Что-то меня зацепило - я сразу выписал и от этого освободился. Иное дело - интересно ли это читателю. Но это, в принципе, меня шибко и не волнует. Мне главное высказаться, а читатель, я считаю, всегда найдётся.
А насчёт журналистики и литературы? Хорошая журналистика - это тоже проза. Я о многом писал, и когда попадалось что-то интересное, вольно или невольно старался приблизить газетную статью к литературе.
- То есть, журналистика всё-таки накладывает свой отпечаток?
- Конечно. Многие стихи мои - как рассказы. Я не стараюсь вставать в позу, учить чему-либо. Как говорит один мой друг - художник: я не ваяю художественных полотен. Я рассказываю о собственном, о том, что меня волнует и интересует. У меня - посмотри - в стихах очень много портретов: и ракетчик, и бомж, и геологи, и мои родные - дедушка, бабушка, мама...
- Вы много занимаетесь с детьми. Даже выпускаете сборники юных авторов. Зачем?
- Зачем? Наверное затем, что кто-то должен детьми заниматься. Началось это в 1992 году, когда всё рушилось и никому не нужны были ни литература, ни дети. Я встретился с директором областной детской библиотеки Эммой Александровной Литовченко на неделе детской книги. Мы пообщались, и она предложила - а давай у нас организуем кружок! Я согласился. И мы открыли кружок встреч с белгородскими писателями. Приходили Шаповалов, Молчанов, Рыжих... Кстати, сначала я всем этим занимался абсолютно бесплатно. Потом у меня было полставки дворника, потом полставки библиотекаря. А потом стали детишки свои вирши приносить, и постепенно это переросло в литературный кружок. Писатели делились опытом, приходили с книгами, рассказывали, как и что. На основе работы этого кружка и газеты «Большая переменка» в журналистику вышло человек тридцать, они работают в Москве, в Санкт-Петербурге, в Белгороде, учатся на факультетах журналистики. Я ребятишкам и их родителям говорю: может, вы и не станете журналистами или писателями, но зато узнаете, что есть другая жизнь, не одни деньги, машины.
- Писательству научиться невозможно, но нужно ли учиться писателю?
- Каждый автор, если он серьёзно занимается литературой, должен учиться всегда. Я, например, читаю около десяти журналов. Причём абсолютно разных: «Новый мир», «Наш современник», «Арион», «Молодую гвардию» и так далее. Я должен быть в курсе сегодняшней литературы. А ведь русская литература - она огромная и великая. Даже белгородская литература очень разнообразна. Есть, к примеру, Игорь Чернухин и Юрий Литвинов, Сергей Ташков и Владимир Молчанов. Они разные совершенно и по-своему интересны.
- Валерий Николаевич, а какая у вас мечта?
- Если честно - в этом году ещё хотя бы раз съездить на рыбалку.
- То есть как? А стихи, книги?
- Если говорить о стихах и книгах, которые вышли, то они уже сделаны, написаны и живут собственной жизнью независимо от автора. Кто-то будет читать или не будет. А ты живёшь настоящим. Так, я ежедневно встаю в шесть утра, сажусь в кресло и думаю. С час примерно, пока не наступит время идти на службу в газету, думаю. Вспоминается детство, молодость. Люди, с которыми встречался. И это всегда со мной, всегда существует, хочу я или нет.
- Имеется ли у вас какой-то творческий завет?
- В моём «Избранном» есть стихотворение, которое начинается так:
Не видел - не рассказывай,
Не знаешь - не пиши.
Зачем словечки красные,
Когда в них нет души?..
Этой заповеди я и стараюсь следовать. В журналистике и литературе. В жизни - тоже.
- Комментировать
- 4349 просмотров
Черкесовское интервью
Очень хорошее, дельное и толковое интервью. Потому так говорю, что аз грешный - сам газетчик с более чем сорокалетним стажем, начавший публиковаться в 13-летнем возрасте. Спасибо, ребята; ваш герой получился узнаваемым. Так держать и - дерзать! Большой привет вам с Дальнего Востока.