В Белгородской области создаются унифицированные правила
ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности
В 2012 году правительство области заключило соглашение с АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», и в том же году область включена в перечень субъектов РФ, участвующих в «пилотной» апробации внедрения стандарта, направленного на создание унифицированных правил ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности в регионе. В сентябре исполняется полтора года с начала этой работы. Подводя промежуточные итоги, на вопросы корреспондента «Белгородских известий» Михаила ЛЫСОВА отвечает заместитель начальника департамента экономического развития области - начальник управления инновационного развития Ирина КОРНЕЙЧУК.
- Ирина Викторовна, расскажите о самих стандартах, и зачем они нужны.
- Анализ Агентства стратегических инициатив показал, что успех от неуспеха отделяет не то, что делает регион, а как он это делает, то есть секрет его работы, ноу-хау. И Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата или более коротко - региональный инвестиционный стандарт - является попыткой описать это ноу-хау, опираясь на реально действующие практики в российских регионах. Это единые правила формирования общей команды инвесторов и власти, разработанные в партнёрстве с бизнесом, с «Деловой Россией». Инвестиционный Стандарт включает в себя стратегию региона, условия для осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности и гарантии инвесторам.
Его внедрение направлено на снижение административных барьеров и минимизацию рисков инвесторов. С этой целью департамент экономического развития области разработал Дорожную карту, которая согласована с АСИ и утверждена губернатором области в июне 2012 года.
- Вы сказали «Дорожная карта» - это что ещё такое?
- Термин «Дорожная карта» (Road map) пришёл к нам из американской культуры. В одном из переносных смыслов это значит «план, как двигаться дальше», планы на будущее, на перспективу; наглядное представление сценария развития.
В настоящее время реализация мероприятий Дорожной карты завершена. Приняты Инвестиционная декларация Белгородской области, Инвестиционная стратегия как подраздел Стратегии социально-экономического развития области на период до 2025 года, разработаны типовые показатели эффективности сотрудников органов исполнительной власти области, а также модели и карты компетенции, Прогноз баланса трудовых ресурсов Белгородской области на 2013-2015 годы. Запущен двуязычный сайт об инвестиционной деятельности - сайт ОАО «Корпорация «Развитие» www.belgorodinvest.com, проведена «контрольная закупка» по работе каналов прямой связи инвесторов и руководства области - сайтов губернатора и правительства области; отраслевых департаментов, инвестиционного портала, служб «горячая линия», «телефоны доверия», общественных приёмных по оперативному рассмотрению обращений предпринимателей.
В коллегиальный совещательный орган при региональной энергетической комиссии включены представители некоммерческого партнёрства «Совет рынка», управления ФАС по Белгородской области и общественных организаций. Сформирован План создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в области на 2013 год. Правительством области принят регламент оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов. Результаты проделанной работы размещены на сайте ОАО «Корпорация «Развитие».
- Теперь давайте напомним название нового документа, принятого в связи с этим в нашей области, - распоряжения правительства области номер 120-рп от 18 марта 2013 года. Оно озаглавлено так: «Об утверждении положения о проведении оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов Белгородской области, затрагивающих предпринимательскую и инвестиционную деятельность». Согласитесь, как только появляется понятие «регулировать», так сразу возникает ощущение безысходности: значит, «зарегулируют» так, что мало никому не покажется…
- В чём-то с вами согласна, но не в главном. Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) - термин, получивший широкое распространение в мире в 1990-х годах и обозначающий систематический процесс выявления основных проблем и оценки возможных последствий введения тех или иных норм регулирования. Важно отметить, что не существует заданных параметров оценки регулирующего воздействия. Всё зависит от того, каковы приоритеты лиц, принимающих решения. В одних случаях акцент делается на оценку воздействия на бизнес, в других, например, на качество окружающей среды. Однако в любом случае основная роль ОРВ - принятие взвешенного, обдуманного решения на государственном уровне и отсев неэффективных решений на этапе принятия того или иного нормативно-правового акта.
Сегодня в России активно развивается институт оценки регулирующего воздействия. На федеральном уровне - на постоянной основе с 2010 года. Акцент сделан на выявление в проектах нормативных правовых актов, разработанных федеральными ведомствами, положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности, способствуют возникновению необоснованных расходов - как средств предпринимателей, так и бюджетных средств.
Приведу пример. Разработчиком регламента предусматривалось, помимо прочего, проведение первичного технического освидетельствования приобретённых покупателем новых маломерных судов для проверки их соответствия установленным требованиям. При этом не учитывался тот факт, что производитель уже имеет сертификат соответствия действующим обязательным требованиям. Фактически разработчиком предлагалось проведение повторной оценки продукта на соответствие одним и тем же требованиям. Проект регламента вернули на доработку.
Для регионов оценка регулирующего воздействия будет обязательной с 1 января 2014 года, для муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения - с 1 января 2016 года, для иных муниципальных образований - с 1 января 2017 года. В нашей области уполномоченным органом по оценке регулирующего воздействия определён департамент экономического развития. Будем надеяться, что именно регулирование на стадии принятия нормативных документов позволит не только повысить культуру управленческих решений, но и будет способствовать развитию предпринимательской активности, улучшению инвестиционного климата и, в конечном счёте, социально-экономическому развитию области.
- Пока вы рассказывали, назрел следующий вопрос. Не очень приятный, может быть. А что изменилось там, внизу? На муниципальном уровне…
- Вслед за региональным инвестиционным стандартом, который в соответствии с Указом Президента России и постановлением Правительства должен быть внедрён во всех субъектах РФ в текущем году, АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ) запустило его муниципальную проекцию. У каждого муниципального образования через два-три года появится минимальный набор услуг и стандартов, которые помогут привлечь инвестиции.
Единый стандарт деятельности местных властей по созданию благоприятного инвестиционного климата в июле 2013 года представлен на межрегиональном форуме Всероссийского Совета местного самоуправления, прошедшем в Южном федеральном округе. Его принятие планируется в ноябре текущего года. В соответствии с Единым стандартом органы местного самоуправления должны определить и разработать приоритеты, а также степень конкурентоспособности. Следующим этапом станет подготовка плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры. Для разработки рекомендаций и анализа результатов деятельности муниципалитетов в рамках реализации стандарта планируется создание общественного совета по инвестиционному климату.
До конца года планируется выбрать 7-10 пилотных муниципалитетов в Российской Федерации, в которых этот стандарт будет опробован и затем уже распространён на всю страну. В результате апробации получится некий набор характеристик, на которые должны обращать внимание муниципальные власти, если хотят обеспечить приток денег от инвесторов. Ожидается, что реализация проекта обеспечит законодательную поддержку мер по комплексному развитию территории, что является ключевым фактором повышения производительности и улучшения инвестиционного климата на уровне муниципальных образований. В настоящее время проект стандарта согласовывается с общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной власти, муниципалитетами и представителями бизнес-сообщества.
- Хорошо, с этим более-менее понятно. А как сам бизнес? Он как-то участвует в этих ваших стараниях? Или наблюдает со стороны: что же ещё на нашу голову придумает власть…
- Наши старания обоюдны. Именно бизнес инициировал внедрение Стандарта в органах исполнительной власти. Агентством стратегических инициатив была сформирована Экспертная группа Белгородской области. В её состав вошли представители основных деловых и общественных объединений, представители малого и среднего бизнеса Алексеевки, Белгорода и Губкина. Общая численность 12 человек. Основной задачей группы стало проведение общественной экспертизы соответствия требованиям Стандарта мероприятий и мер, предусмотренных Дорожной картой, результатов их выполнения. 26 июня 2012 года состоялось первое заседание Экспертной группы, на котором была рассмотрена представленная правительством Дорожная карта по внедрению Стандарта.
Далее наша работа строилась следующим образом. Каждое мероприятие, например, разработка нормативного правового акта, инвестиционной Декларации и Стратегии, плана инженерного обустройства, сайта, наличие прямых каналов связи, инфраструктуры, реализация проектов по принципу «одного окна», члены экспертной группы распределили между собой и стали отрабатывать совместно с органами исполнительной власти на соответствие заявленным требованиям. На ежемесячных заседаниях с участием представителей АСИ эксперт докладывал о проведённой работе, коллегиально выставлялась оценка «соответствует», «частично соответствует» или «не соответствует». Не скрою, не всё проходило гладко, несколько раз нам выставляли оценку «частично не соответствует», и мы дорабатывали позиции. А далее - оценку уже нашей общей работы с экспертами выставляло АСИ.
В начале июня этого года Экспертная группа признала все разделы Стандарта выполненными, и в конце августа эксперты собрались вновь, чтобы заняться мониторингом исполнения Стандарта. Временными рамками этот этап не ограничен, поскольку разные разделы Стандарта требуют разных методов и временных периодов для их мониторинга. Наши эксперты не стали ждать методических рекомендаций от разработчиков Стандарта - АСИ - по проведению мониторинга и приняли решение осуществить всё своими силами.
Это касается нашего Стандарта. Есть ещё национальная предпринимательская инициатива, результатом которой стала разработка и принятие дорожных карт на уровне Правительства России. Эксперты Белгородской области из числа представителей бизнес-сообщества привлечены АСИ для отработки системы мониторинга реализации дорожных карт по направлениям электроснабжение, строительство, таможенное администрирование.
В рамках направления «Новый бизнес» Агентство помогает предпринимателям в продвижении и реализации уникальных бизнес-проектов. Наблюдательным советом Агентства принято решение о поддержке 15 проектов, в том числе и проекта от Белгородской области по возобновляемым источникам энергии ООО «АльтЭнерго». Это инициация изменения федерального законодательства в части поддержки отрасли альтернативной энергетики.
- Всё сказанное вами, Ирина Викторовна, очень интересно. Ну а что всё это даёт мне, простому белгородцу?
- Начнём с того, что Белгородская область участвует в реализации направления «Социальные проекты». Для вовлечения талантливых детей и молодёжи в сферу научно-технического творчества при поддержке Минэкономразвития России совместно с Агентством стратегических инициатив в мае 2013 года в Белгороде состоялось открытие двух центров молодёжного инновационного творчества «Метаморфоза» и «Кластер», которые находятся в главном корпусе БГТУ имени В.Г. Шухова. Высокотехнологичное оборудование центров открыло возможность реализации проектов, предусматривающих внедрение технических и производственных новаций (идей) - как для школьников, студентов и инноваторов, так и для предприятий, представителей малого бизнеса и обычных граждан. Пропускная способность центров - более трёх тысяч человек в год. На 1 сентября 2013 года центры молодёжного инновационного творчества посетило 2 220 человек, в том числе школьники, студенты, аспиранты.
Не менее важно для нашей области и стимулирование социального предпринимательства.
- Тема, безусловно, очень важная. Есть какие-то подробности?
- Новым направлением взаимодействия правительства области, Агентства и ООО «УК «Металлоинвест» при поддержке Минэкономразвития России является формирование и развитие социального предпринимательства как на территории присутствия «Металлоинвеста», так и в целом на территории региона. В настоящее время на базе ОГБУ «Белгородский региональный ресурсный инновационный центр» создано структурное подразделение - Центр инноваций социальной сферы, выбрано помещение для размещения Центра, внесены изменения в региональное законодательство в части утверждения механизма финансирования его работы.
В основу деятельности Центра Агентством стратегических инициатив заложена школа социального предпринимательства. Это специально разработанная технология для выращивания социальных предпринимателей, которая была апробирована в Омской области в 2011 году. С 2012 года данной технологией пользуются компании «Металлоинвест», СУЭК, РУСАЛ для развития социального предпринимательства на территориях своего присутствия.
Первую школу социального предпринимательства планируется запустить в ноябре текущего года в Губкине, в феврале следующего года - в Белгороде. Обучение в течение пяти месяцев по выходным дням бесплатное. Суть такова: на входе - идея, которая на выходе должна быть трансформирована в готовый дееспособный проект с потенциально проработанными источниками финансирования.
Таким образом, создавая благоприятные организационные и экономические условия ведения предпринимательской деятельности, реализуя социальные проекты, формируя эффективную систему привлечения инвестиций и сопровождения инвестиционных проектов, обеспечивается диверсификация и динамичный рост экономики области, повышается конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, улучшается инвестиционный климат и повышается качество жизни населения.
- Комментировать
- 2712 просмотров
Ой, ну просто обхохочешся!
Ой, ну просто обхохочешся! Какие "открытые и не лицемерные" улыбки.