VIII международный фестиваль исторической реконструкции
как экскурсия в прошлое
На Заячьем лугу возвышаются стены древнерусской крепости. Таран западноевропейских рыцарей пробивает её ворота. Сверху из двух башен лучники выпускают сонмы стрел, метко разя завоевателей. И всё же по приставным лестницам через образовавшуюся пробоину неприятель вторгается в острог. Кругом лязг холодного оружия и треск проломленных щитов - воины сходятся в бою… Шебекинский район, наше время. С 4 по 7 июля белгородский клуб исторической реконструкции «Дружина» проводил свой традиционный фестиваль.
Поставили острог
Совершенно надёжный по тем временам оплот воздвигли за неделю. Строили, опираясь на труды по русской фортификации. Правда, из-за отсутствия финансов и времени не из морёного дуба, а из сосны. Опорные столбы крепостной стены вошли в землю на 70 сантиметров. При этом нашли черепки керамической посуды - когда-то, судя по ним, здесь была стоянка. С редакционным фотографом мы прибыли сюда утром пятницы и подошли к крепостным воротам. Стояли, рассматривали выбеленный временем коровий череп над входом и развевающийся стяг «Дружины». На бордовом фоне изображён чёрный так называемый процветший крест - заимствованный у Византии, он символизирует надежду на всеобщее воскресение во Христе, единство и гармонию человека и природы.
Вошли - и будто перенеслись веков на семь-восемь назад. Накануне на Заячий луг съехались представители клубов исторической реконструкции из Белгорода, Москвы, Санкт-Петербурга, Брянска («Святогор»), Воронежа («Мюнхен»), Боброва («Ратибор»), Тамбова, Смоленска, Курска, Железногорска («Застава»), украинских Харькова, Сум… Одни обращены к образам воинов, другие - мирного населения, кто-то из них реконструирует уклад жизни средневековой Западной Европы, кто-то - Руси. На две части разделён и лагерь: справа разбиты древнерусские шатры, слева - западноевропейские.
После долгожданной встречи поселяне ещё спали. Отдельные мастера доделывали и проверяли крепостную стену. Чуть поодаль лучники готовились к вечернему турниру. Девушка в древнерусском костюме образца XIII века натянула тетиву - и в воздух взмыла стрела. В «яблочко»!
- Как давно вы занимаетесь стрельбой из лука?
Лариса Гудкова: С января нынешнего года. В областном центре есть клуб «Белая стрела». А я тренируюсь в её новотаволжанском отделении. Несколько лет тому назад попала на фестиваль и увидела, как девушки стреляют. Так понравилось, что сама захотела научиться. Теперь езжу на турниры, даже медали завоёвываю.
Через час лагерь начал оживать. Загудели таверны, где в очереди за сваренными по древнерусским рецептам квасом и вкуснейшим вишнёвым компотом сгрудился народ. На Руси воды практически не употребляли - пили квас, пиво, напитки на основе мёда. Знать - византийские вина. А чтобы не опьянеть, разбавляла их водой. Воду-то брали прямо из рек и в процессе смешивания со спиртным обеззараживали её.
Заклокотало в котелках - запах овощной похлёбки и каши с мясом разносился повсюду. Картофеля здесь избегают, ведь средневековый русич о нём и не слыхивал. Зато напомнили о блюдах на основе репы. О пирогах, кулебяках, расстегаях… Увидели мы и колбасы - удивились. Однако оказалось, что наши предки их ели - первые упоминания о них встречаются в «Домострое» (XVI век).
К слову, домашняя утварь здесь тоже сплошь реконструированная. И какой невероятно вкусной кажется простая пища, когда вкушаешь её из глиняной или деревянной посуды!
Всё началось
с кольчуги
Так мы исследовали лагерь и нашли проводников по нему - в прошлом активиста движения Александра Жихова, одного из нынешних лидеров Игоря Кравченко и «дружинника»-старожила Неведу, как его называют собратья.
Меня интересовало, у кого возникла идея организовать движение реконструкторов на Белгородчине. И вот что рассказали наши проводники.
Александр Жихов: Движение исторической реконструкции стихийно зарождалось по всему Советскому Союзу со второй половины 1980-х. Сказался повеявший ветер свободы - никто не запрещал, не контролировал, не смотрел косо на то, что какие-то ребятишки размахивают холодным оружием... Официально существовал только один клуб - «Босфор» в Керчи, где реконструировали античность. В Белгороде подобное движение возникло в начале 1990-х. Объединились ребята, которые мастерили доспехи и проводили поединки.
Игорь Кравченко: Говоря об основании нашего клуба, нужно вспомнить о трёх личностях - Сергее Герасимове, Александре Россохе (Барон) и Игоре Новикове. Герасимов работал на заводе «Энергомаш», а в свободное время делал тяжёлую и прочную кольчугу из алюминиевых ковровых колец (страшный дефицит по тем временам). Параллельно с ним в соседнем цехе Барон рисовал на бумажке рыцарей. Возникла и третья фигура - Новиков, который выступил неким катализатором, познакомив их. Вместе они сотворили нечто напоминающее доспехи. И всё завертелось.
Неведа: «В Подмосковье прошла Война Алой и Белой розы...» - помню, репортаж о реконструкции столичного клуба «Романтьеры», показанный в культовой программе тех лет «До 16 и старше», невероятно нас впечатлил. Также собрались несколько человек, надели каски, сделали в них прорези для глаз, нарисовали британские флаги… В конце сюжета с экрана обратились с вопросом: «Есть ли в России подобные движения? Если да, то пишите». Из Белгорода, Пензы, Ульяновска, Саратова… - пришло 30 писем. Мы вступили в переписку - пачки писем сохранились у меня до сих пор. И вот «Романтьеры» предложили собраться для рыцарского турнира. От нас прибыло шесть человек - по сравнению с другими регионами достаточно представительная группа. Кто в чём и кто с чем - как в наши дни, тогда никто о точном соответствии истории особенно не заботился.
- Видимо, источники не были такими доступными, как сегодня?
Н.: Именно. Сейчас интернет открываешь - и столько информации: сайты, форумы, где тебе посоветуют и ссылок накидают. Тогда брали учебник истории, где всего две страницы посвящены Средним векам. И две маленькие картиночки с толпой рыцарей. Рассматривали под увеличительными стёклами, что-то додумывали… Чтобы узнать о древнерусском оружии, я ездил в Москву и через кальку перерисовывал страницы одного из томов «Археологии СССР». Словом, всё собирали по крупицам и с большим трудом.
А.Ж.: Есть и ещё один фактор - многое зависит от вкладываемых в это средств. Тогда, как и сейчас, всё держалось на энтузиазме романтиков-любителей средневековой истории, обращении к духовным ценностям ушедших времён, пристрастии к тем вещам и желании материализовать их в современном мире…
- Когда же провели первый фестиваль «Белый город»?
И.К.: К 1993-му белгородское движение реконструкторов сложилось в определённую систему - окончательно оформился клуб «Дружина» с его ориентацией на наглядное представление воинской культуры и уклада жизни средневековой Руси и Европы. И, наконец, решили провести фестиваль. При помощи городских властей его организовали в парке имени Ленина - на сцене Зелёного театра развернули зрелищные поединки. На постсоветском пространстве ничего подобного не было - и к нам поспешили с удовольствием. Продолжался фестиваль до 1996-го. После десятилетнего перерыва его возобновили.
- Примерно в это же время произошёл раскол движения?
И.К.: Да. С тех пор свою независимую друг от друга историю повели два клуба: «Дружина» и «Хранители». Причин было несколько. Одна из них - движение лишилось одного из лидеров. Разногласия коснулись и культурной направленности: мы начали осваивать русское Средневековье, «Хранители» - западноевропейское.
- Каждый может попасть в клуб? И в чём, к примеру, ваш личный интерес участия в нём?
И.К.: Кто хочет сюда попасть, обязательно попадёт. Я пришёл в «Дружину» в 2006-м, обретя здесь единомышленников. Во-первых, углублённое изучение истории - моё хобби. И когда я начал заниматься, обнаружил нюансы, о которых мало кто ведает. Скажем, относительно русских воинов существует очень много мифов, большинство не знает о богатой воинской культуре русских. Во-вторых, здесь собираются интересные, целеустремлённые люди. Посудите сами, найти источники, собрать комплект, больше месяца плести кольчугу, а это только один элемент костюма, - надо быть упорным, выкроить время. К тому же требуется определённый уровень спортивной подготовки. Доспехи весят порядка двадцати килограммов! Прибавьте к этому, что их нужно носить в жару, в них - плохой обзор, они стесняют в движениях… Да, чтобы этим заниматься, у человека определённо должен быть особый склад.
Преображающие
одежды
- Человек сам выбирает, кого именно он будет реконструировать, или это решают за него?
И.К.: В своём определении все свободны. Конечно, многие хотели бы реконструировать знатного воина, но не каждый может себе это позволить - эта одежда требует более дорогих тканей, доспехи - латунных накладок либо накладок с золочением… Обычно новичок старается быстрее и с меньшими затратами собрать свой комплект, чтобы успеть до определённого мероприятия. И мы предлагаем наработанные выкройки - бери и делай, минуя погружение в источники. Естественно, со временем они сами начинают углубляться в них и создавать костюмы. Кому-то есть что представить реконструкторскому сообществу. И тогда проводятся конкурсы костюма и доспехов.
- Что оценивают?
И.К.: Существует порядка семи критериев, главные из них - историческая достоверность, богатство и детализация костюма, материалы и качество исполнения, способность участника рассказать о своих одеждах и ответить на вопросы жюри.
- А что на вас за костюм?
И.К.: Я в одежде зажиточного новгородского горожанина. Младший дружинник. Бордовая рубаха, горчичные штаны из крашеного льна - достаточно дорогое удовольствие для средневекового жителя. Помимо того использована отделка шёлком. У представителей княжеской дружины, зажиточных купцов парадные одеяния могли целиком состоять из шёлка. Либо из золототканой византийской парчи.
- Обувь сами изготавливали?
И.К.: Примитивную обувь могу сшить, но здесь используется сложная колодка, мне не под силу такое сотворить. По моему заказу эти сапоги выполнил белорусский мастер. Кожу крупного рогатого скота умелец выделывал сам. А вот пояс с накладками - моя работа.
- Любопытные у вас аксессуары - змеевик, кольцо…
И.К.: Змеевик мне сделал хороший товарищ из Ростова-на-Дону. Как нельзя лучше он подошёл для реконструкции моего комплекта. Из латунного сплава отливались две половинки, которые и составляли оберег. Зме-евик в те времена был типичным признаком двоеверия. Естественно, церковь порицала их ношение: «Вредно и недопустимо носить христианину православному змеевики». Смотрите, у моего с одной стороны - православный святой Фёдор Стратилат, а с обратной - солярный символ, символ солнца - Медуза Горгона в окружении витка змей, чем-то даже похоже на солнцеворот. Это языческая символика, мода на которую пришла из Византии. Одновременно это служило и мощевиком: вовнутрь вкладывались частицы мощей святого. У меня, естественно, там ничего нет. Кольцо серебряное также с солярными символами. Подобные находят при раскопках.
Померяться силой
Тем временем вечерело, спадал полуденный зной. К ристалищу стекался народ - все ожидали скорой массовой битвы. Бугурт - так принято её называть - одно из самых зрелищных событий фестиваля.
И.К.: Бугурт - групповое сражение в рамках рыцарского турнира, в котором все воины спешены и разделены на две партии. Бились, естественно, не на смерть. Пока держишься на ногах - ты ещё жив, упал - всё. На Руси, понятно, рыцарских турниров не проводили - мы позаимствовали эту форму. У нас друг другу противостоят силы русских и европейцев. Есть запрещённые удары - в лицо, в живот, по локтям, коленям, стопам. Получается что-то вроде полноконтактного единоборства - стенка на стенку.
Н.: Обычно в силу большего опыта, массы тела, прочного деревянного щита я становлюсь в первый ряд. Сзади два человека давят на меня, следом двое на них… Плотной стеной мы движемся на противника. Бум - врубаемся в человеческую стену. Стоит людской рёв, скользишь по траве, вдруг кто-то не выдерживает или поскальзывается - строй ломается, и все рассыпаются на одиночные, двойные, тройные бои. Свою дозу адреналина получает каждый.
- Бугурт действительно впечатляет… А какое-нибудь историческое сражение в рамках фестиваля реконструируете?
И.К.: «Белый город» не берёт за основу никаких сражений. Расскажу, почему. Не так давно мы вернулись с московского фестиваля «Времена и эпохи». Туда приехали порядка двух тысяч реконструкторов, и всё равно конкретную битву воссоздать не получилось - не хватило людей. Из известных мне удач - реконструкция Грюнвальдской битвы (решающее сражение между польско-литовским и тевтонским войсками (1420), перераспределившее баланс сил в Восточной Европе и ознаменовавшее восход польско-литовского союза до уровня доминирующей военно-политической силы в регионе. - Е.Ш.). Так вот, в Польшу съехались только воинов три тысячи человек. И вот тогда всё удалось. Мы же такой возможности не имеем.
Фестивальные
менестрели
Поздними вечерами над Нежеголью раздавались диковинные мелодии, стилизованные под средневековые германские, скандинавские, шотландские, английские, дальневосточные образцы. Музыку разных времён и народов исполняла уже известная в Белгороде в неформальных кругах группа FINIUM: Дарья Прохорова (вокал, армянский барабан - давул), Юрий Шунин (барабаны), Ярослав Икарус (бас-гитара) и их лидер - волынщик Никита Кобзарь.
С 12-летнего возраста Никита посещает фестивали исторической реконструкции и однажды на московском «Городецком гульбище» услышал волынку. Мысль и желание самому научиться играть на причудливом инструменте уже не могла оставить его. Всего через пару лет он будет держать её в руках и извлекать прекрасные звуки. И его коллектив FINIUM возник на фестивале - год назад и именно на «Белом городе». С латинского название переводится как границы, рубежи: с одной стороны, они не ограничивают себя и формируют многообразный репертуар, а с другой - расширяют границы наших музыкальных представлений, знакомя с композициями ушедших эпох.
Пронзительно звучит немецкая волынка в сопровождении сильного женского голоса и других инструментов - и ноги сами пускаются в пляс. И на фоне прощального, полыхающего, кажется, до небес костра в одном непрекращающемся танце сходятся все участники и гости белгородского фестиваля.
«Белый город» - по сути, крупный международный туристический проект. Вдуматься только: более ста пятидесяти участников и несколько тысяч(!) зрителей из многих уголков России и Украины прибыли на Заячий луг, чтобы совершить экскурсию в прошлое. При этом он обладает мощным образовательным потенциалом. Посетить одно из самых ярких событий в жизни клубов исторической реконструкции «Дружина» особенно приглашает школьников и студентов.
«Народ, который не знает своего прошлого, не имеет будущего», - как-то заметил Уинстон Черчилль. Спросите у случайного прохожего что-нибудь о нашей истории, едва ли он ответит. На Западе традиция не прерывалась - она прошла сквозь века. Там, скажем, с лёгкостью можно отыскать в музее доспехи XIII века. У нас же ввиду многих нюансов традиции переиначивались, менялись, подпадали под западные и восточные культурные влияния. Было много трагических моментов - монгольское завоевание, различные смуты, польская интервенция, в процессе которых они разрушались. И основная цель «Дружины» - их возрождение через воссоздание исторических реалий. Историю невозможно забыть. Или иначе она забудет о нас.
- Комментировать
- 2598 просмотров
Комментарии
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 17 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 17 недель назад