Известному учёному-экологу, защитнику природы в этом месяце исполняется семьдесят лет. Он как всегда полон созидательных идей
Страна строилась. Возводила металлургические гиганты, перекрывала плотинами могучие сибирские реки, открывала новые шахты и рудники, распахивала целину. И о сохранении природы никто всерьёз и не думал. У истоков природоохранной деятельности на Белгородчине стояла группа учёных-энтузиастов, среди них и наш земляк, известный эколог Егор Гаврилович Глазунов.
Весна. Сад. Стихи
Большая многодетная семья Глазуновых, где было восемь ребятишек, жила в селе Красном, что в нескольких километрах от Прохоровки. Правда, четверо детей умерли ещё до войны. Отца - колхозного конюха - с первых дней Великой
Отечественной забрали на фронт. В 43-м пришло извещение, что рядовой Глазунов без вести пропал, потом всё же пришла «похоронка»: пал смертью храбрых в боях на Курской дуге. Остались они с матерью впятером.
- Войны я не помню, родился в 1942-м. Помню только, что в Красном почти ни у кого садов не осталось: немец пожёг, а где и сами жители повырубили. А у нас хоть и небольшой сад, но сохранился. И мы вместе с братом вечно возились с деревьями, кустами: пересаживали что-то, обрезали ветви. Мать смеялась: «Ты зачем, Егорка, клён-то сажаешь в саду?». А я почему-то больше всего любил клён остролистный и только спустя много лет узнал, что по гороскопу это «моё дерево»… Любимое моё время года весна, когда природа оживает, распускаются почки на деревьях и голову кружит аромат тёплой земли.
В красненской семилетке, а позже в прохоровской средней школе он учился отлично. Особенно любил и знал ботанику, позже увлёкся химией - тайнами превращения веществ, реакциями. Учительница ботаники в классе часто говорила: «Нет такого понятия «дерево», «трава» - всё имеет своё название. Спросите у Егора, что это?» И мальчишка с одного взгляда определял: колокольчики.
Вместе с учителями они закладывали школьный сад, парк в Прохоровке.
Было ещё увлечение - писал стихи и заметки о своих наблюдениях за природой. Часто печатался в школьной стенгазете, а иногда даже в районке. Позже - в студенческой многотиражке.
В 1961 году Егор поступил в Курский педагогический институт на биолого-географический факультет. Вступительные экзамены: химия, биология, сочинение - сданы на «отлично».
На курсе он считался одним из лучших студентов: занимался исключительно на пятёрки. Немало времени отдавал общественной работе. А вообще - парень как парень: влюблялся в сокурсниц, писал стихи, по вечерам подрабатывал грузчиком. С первых заработков купил фотоаппарат «Кристалл», и с тех пор в жизни его появилось ещё одно увлечение - фотография.
В туристических походах, на учебно-производственных практиках - в альпинистском лагере на Кавказе и в степях Казахстана - он везде снимал на плёнку картины природы, её красоту. Снимки его украшали огромную на всю стену институтскую стенгазету и многотиражку, не забывал он и родную прохоровскую районку.
Два лета подряд на каникулах Егор работал младшим научным сотрудником в Центрально-Чернозёмном заповеднике имени академика Алёхина. Тогда в его состав входил даже заповедный участок «Ямская степь» в Губкинском районе. Там бок о бок со студентами-практикантами вели научно-исследовательские работы профессора, доценты и аспиранты из Москвы, Ленинграда, Воронежа.
Вместе с другими сотрудниками заповедника Егор вёл круглосуточные наблюдения за приборами: фиксировал направления и силу ветра, количество осадков, температуру, давление и сток воды во время дождя. А также изменение цвета степи в разные периоды. Все полученные знания ему очень пригодились позже, во «взрослой» жизни.
От Байкала до Амура
- Закончил я институт в 1965 году и, как говорится, по велению сердца добился распределения в дальние края, получил направление в Восточно-Сибирское управление железной дороги. Под Иркутском есть такая станция Тулун - в железнодорожной школе этого маленького сибирского городка стал преподавать ребятам химию и биологию.
Это только так говорится - учитель химии и биологии. С преподавателями тогда была проблема, особенно в глубинке. И молодой учитель Егор Глазунов помимо этих предметов вёл астрономию, физику, труды и даже… пение. А ещё - фотокружок. Занимался краеведческой работой и был активнейшим внештатным корреспондентом местной районки.
На каникулах он со своим классом и кружковцами обследовали все окрестности городка, спускались по берегам рек Ангары, Уды, Ии, побывали на Братской ГЭС и на Байкале. В пути собирали коллекции минералов, гербарии, вели наблюдения за природными явлениями и делали записи. Вернувшись домой, организовывали выставки, оформляли специальные стенды…
Подошло время, и Егора Глазунова призвали в армию. И вновь предстоял ему путь ещё дальше на восток - в Приморье, Хабаровский край, туда, где сопки. Туда, где начинаются просторы Уссурийской тайги, где бродят олени и косули.
Даже в суровых армейских условиях он продолжал писать заметки об удивительной, прекрасной природе Приморья и время от времени слал корреспонденции в свою районку.
После службы вернулся в Тулун, в школу, ставшую ему родной. Правда, теперь уже в качестве заместителя директора. К тому времени он женился, родился ребёнок. И возникла необходимость по чисто семейным обстоятельствам переехать на родину. Ему предложили должность методиста по краеведческой и туристической работе белгородского Дворца пионеров. А вскоре Егор Гаврилович возглавил городской военно-патриотический клуб «Поиск». Теперь он уже совершает походы с ребятами по местам боевой и трудовой славы Белгородчины, красивейшим местам нашего края.
По красоте ландшафтов наша область не уступит даже Приморью. У нас есть удивительные места-жемчужины, такие, к примеру, как Бекарюковский бор на территории Шебекинского района, где растёт реликтовая меловая сосна. Да зачем далеко ходить - зелёный пояс вокруг Белгорода, где располагается Беловское, Соломино, Сосновка - это же красивейшая местность в русле Северского Донца, с меловыми кручами, редкими растениями семейства орхидейных…
Чистое небо, прозрачный ручей
Наступил 1986 год. В стране создаётся система государственных органов охраны природы - до той поры вся эта работа велась в основном на общественных началах. Егор Гаврилович назначен заместителем председателя только что созданного областного комитета по охране природы.
Сотрудники комитета строго следят, не нарушают ли предприятия области природоохранное законодательство, в случае чего, принимают срочные меры. Работа беспокойная и, прямо скажем, конфликтная - дело доходит до прямых угроз в адрес проверяющих, ведь они вправе приостановить работу отдельных цехов и даже целых предприятий, что грозит тем нешуточными убытками.
Не раз и не два за нарушения экологической безопасности останавливали работу цехов витаминного комбината, Белгородского цементного завода. Экологи требовали от руководства предприятий совершенствования технологии очистки выбрасываемых в атмосферу пыли и газа, сточных вод. И добивались исполнения закона.
- Комитет осуществлял экологический контроль за автотранспортом. У нас были пост в районе пересечения российско-украинской границы и две точки на трассе Москва-Симферополь, где мы делали замеры на содержание углекислого газа. Требовали от водителей немедленно отрегулировать топливную аппаратуру.
Разумеется, у каждого из комитетчиков были свои обязанности, свой фронт работы. Глазунов, опять же по велению души, больше занимался защитой живой природы. По его инициативе в 1991 году была создана сеть особо охраняемых природных территорий: заповедников, заказников, памятников природы (всего около трёхсот). На этих участках ограничивалась хозяйственная деятельность, не допускалось нарушение системы природных комплексов. За каждой территорией, не считая заповедников со своим штатом работников, закреплялись предприятия, организации, школы, которые вели природоохранную работу.
В эти годы были объединены заповедные участки «Лес на Ворскле», «Ямская степь», «Лысые горы», «Стенки Изгорья» и другие в огромный государственный природный заповедник «Белогорье» - природный комплекс мирового значения. Здесь ведут постоянную научно-исследовательскую работу учёные со всех концов России.
По инициативе Глазунова - уже бакалавра-эколога, закончившего Российскую академию образования (РАО), была проведена инвентаризация карьеров по добыче глины и мела. Многие рекультивированы и приведены в порядок. В конце 90-х проведена масштабная работа по учёту, обустройству и сохранению родников. Отныне конкурс на самый благоустроенный родник проводится ежегодно.
Осуществляя замечательную идею губернатора «Зелёная столица», экологи совместно с коммунальщиками разработали проект программы озеленения территории Белгородчины. Край будет превращён в сплошной парк, зелёный остров. Эта программа сегодня воплощается в жизнь…
Красная книга
Белгородской экологической службой пройден немалый путь. Регулярно проводились экологические субботники, месячники, Дни защиты от экологической опасности. Подготовлен и осуществляется проект по совершенствованию работы с отходами производства и быта. Отработана система контейнеров, транспортировки и утилизации отходов. В конце 90-х в областном центре (на окраине) был построен завод по переработке мусора. В Белгороде проводили конференции, семинары, симпозиумы с участием крупнейших российских и иностранных учёных…
- Никогда не забуду, как мы «пробивали» Красную книгу Белгородской области, сколько пришлось преодолеть препятствий, бороться, доказывать. В иных начальственных кабинетах мне кричали в лицо, что есть дела поважнее - эти деньги можно направить на строительство дорог, мостов, очистных сооружений… И всё же мы добились своего.
Экологический фонд выдал необходимые средства, и в 1999 году Красная книга Белгородской области, куда внесено более семисот объектов живой природы - растений и животных - увидела свет. Руководитель редакционного коллектива - Егор Гаврилович Глазунов. Это его детище, его победа.
Район особого статуса
Семьдесят лет. Казалось бы, пришло время подводить итоги. Егором Гавриловичем за годы его работы на Белгородчине написано порядка двух десятков книг, учебных пособий, научных разработок. В том числе «Колесо жизни», «В гостях у… природы», «Наш дом - родное Белогорье», «Охранять природу (от кого?)». А в ближайшее время в издательстве «Крестьянское дело» у него выходят ещё три книги: «Зелёная симфония», «Жемчужины Белогорья» и «Катаклизмы».
Удивительно то, что на пороге своего семидесятилетия мой собеседник не только не собирается подводить итоги, но вынашивает масштабные планы, конструктивные идеи и, что важно, немедленно берётся за их осуществление.
Начнём с того, что Егор Гаврилович - заместитель председателя совета Белгородского регионального отделения Всероссийского общества охраны природы.
- Чем я сейчас занят? Со времени создания сети особо охраняемых природных территорий прошло немало времени, и требуется принципиально новый подход к этому делу. Я предложил провести инвентаризацию объектов, при этом расширить сеть территорий за счёт живописных балок, истоков рек, курганов, болот, лесных урочищ и т.д. А ещё добиваюсь превращения железной дороги Москва-Юг (Крым, Кавказ) в образцовую с точки зрения санитарно-экологических требований. Речь идёт об омоложении зелёной полосы, реконструкции железнодорожных построек. Вопрос этот сейчас рассматривается на федеральном правительственном уровне.
Рядом с домом, где он живёт, на хуторе Сторожевом, вблизи заповедника «Прохоровское танковое поле», Егор Гаврилович на своём подворье создал этнический музей. Здесь собраны предметы быта, образцы полезных ископаемых, выставлены фотографии исторических, памятных мест. В этническом музее побывали губернатор области и глава Прохоровского района, очень хвалили его организатора и даже обещали построить специальное здание.
- У меня есть мечта. Учитывая ратную славу прохоровской земли, удивительный ландшафт Среднерусской возвышенности, сохранившийся лес и то, что здесь истоки многих белгородских рек, присвоить этому региону звание района особого статуса. При этом предусматривается сохранение всех природных богатств края.
Сейчас эта идея учёного-эколога, краеведа рассматривается губернатором области.
- Комментировать
- 3058 просмотров
Комментарии
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад