Говорят, идеи витают в воздухе. Но в голову приходят, видимо, не всем. Да и те, у кого они возникают, не спешат их развивать. Евгений КРАМСКОЙ - личность в этом смысле крайне любопытная: идеи рождаются у него в изобилии, и каждую он старается осмыслить и воплотить. Галерея «Чётко», театр «Две ОБЕзьяны», анимационная студия «АС»… - его успешные проекты знакомы многим белгородцам. С Евгением КРАМСКИМ - человеком, чей энтузиазм разнообразит культурную жизнь нашего города, - побеседовала корреспондент «Белгородских известий» Екатерина ШАРОНОВА.
- Евгений, впервые ваше имя я услышала в связи с частной галереей «Чётко». Что это за проект и функционирует ли он сейчас?
- «Чётко» уже стала историей. Галерея современного искусства, в которой я вместе с единомышленниками представлял во многом нестандартное для Белгорода творчество и, соответственно, его авторов, появилась в 2002-м и существовала около шести лет. Мы хоть и не были пионерами в сфере альтернативного творчества, но определённый формат выдерживали. Провели серию интересных выставок, перфомансов, акций… Но постепенно из-за отсутствия финансовых средств всё сошло на нет.
- То есть владеть галереей в Белгороде - дело неприбыльное?
- Я просто попытался вместить искусство в рамки своего офиса. Вход для посетителей был свободным, иногда картины продавались. Скажем, однажды мы организовали выставку-аукцион в поддержку художницы, которой требовались деньги на лечение. Понятно, что при таком положении вещей денег не заработаешь - только удовольствие.
- Вы экспонировали только белгородских художников?
- Да. Во-первых, чтобы привезти кого-то в наш город, нужны были средства, а они отсутствовали. А во-вторых, среди белгородских авторов есть очень самобытные, яркие, необычные - Олег Булавин, Сергей Расковалов, Сергей Дементьев, Лекс Горлов...
- Из ваших прошлых проектов любопытны также две газеты: «Огни большого города» и «Рокэнроллер»…
- «Огни большого города» я издавал около трёх лет, начиная с 1998-го. Мы пытались создать альтернативу существующим СМИ: говорить с людьми от 20 до 35 лет на их языке, нащупывая то, что может интересовать такую разнородную аудиторию. Cтарались писать обо всём - политике, обществе, культуре… Мы не были никем ангажированы. Газета худо-бедно существовала, в основном благодаря рекламе. Неплохо продавалась. Но этого оказалось мало.
«Рокэнроллер» изначально мыслился как некоммерческий проект, этакое задорное молодёжное издание. Существовал пару лет. Исчез смысл, когда начал активно развиваться Интернет. А потом я понял, что слушать музыку для меня намного интереснее, чем писать о ней. Кстати, пересматривал недавно его номера - всё оказалось на достойном уровне… Большой вклад в дело газеты внёс Олег Гончаренко.
- Расскажите о ваших театральных проектах «Две ОБЕзьяны» и «Киви».
- Путь «Двух ОБЕзьян» начинался около пяти лет назад. Скопилось несколько пьес моего сочинения, которые нигде не нашли отклика. А мне хотелось увидеть их инсценированными. И меня познакомили с Татьяной Климачковой, ставшей впоследствии нашим режиссёром и наставником. Она единственная в коллективе, кто имеет специальное образование. Кстати, «Киви» - дочерняя студия «Двух ОБЕзьян» - проект Татьяны. Он для детей и подростков.
Вначале мы больше занимались, чем выступали. Те спектакли, которые мы представляли, после первого показа не получали дальнейшую жизнь. Сейчас будем создавать базу театра: формировать репертуар и показывать постановки регулярно.
- С какими проблемами сталкиваетесь вы как художественный руководитель «Двух ОБЕзьян»?
- До некоторого времени главной трудностью было отсутствие своего помещения. Но в марте этого года состоялся «круглый стол», в котором приняли участие депутат областной Думы - художественный руководитель Белгородской драмы Виталий Слободчук, а также представители молодёжных независимых театров, в том числе и мы. В рамках встречи заявили об этой и других наших проблемах. И вот результат - нас приютили в ДК «Энергомаш», чему лично способствовал начальник управления культуры области Сергей Курганский. Из сегодняшних сложностей - недостаток средств, костюмов, технической базы. Но мы собираемся исправлять ситуацию, не в одночасье, конечно.
- А состав труппы вашего театра постоянен?
- Театр наш непрофессиональный, актёры не получают деньги за выступления. Тем не менее, постепенно складывается коллектив - около десяти человек, которые пребывают в нём уже долгое время. Мы смогли их увлечь, для них это стало больше, чем просто хобби.
- Всё же в чём заключается специфика «Двух ОБЕзьян»?
- Наш театр пока находится в поиске, мы только на пути становления. «Вот же идиоты», «Офис 209», «Абордаж», первоапрельский «Симпозиум дураков» и новогодний детский «Переполох в волшебном подвальчике»… - постановки «Двух ОБЕзьян» разножанровые. Из них несколько спектаклей в жанре клоунады. Заставить публику смеяться, используя не речь, а пластические средства выражения, передав с их помощью наши идеи и эмоции - дело непростое. И мы практически единственные в Белгороде, кто занимается уличным театром - клоунадой в условиях открытого пространства. Скорее всего, его не оставим, но сосредоточимся на чём-то ином.
- Вы ведь именно клоунаду и представили на Международном фестивале театрального искусства в финском Тампере в августе этого года?
- Да, спектакль R&J - наша интерпретация «Ромео и Джульетты» Шекспира. Клоун R и девушка-силачка из цирка J встретили друг друга и полюбили, но в казалось бы идиллическую картину вмешиваются высшие силы… Вот вам история вкратце, из которой и родилась постановка. Её концепцию придумала Татьяна Климачкова, а в процессе каждый из его участников что-то предлагал. Рождался R&J в спешке, но оказался вполне состоявшимся. Предпремьерный показ состоялся летом в парке Победы.
- Евгений, давайте вернёмся к фестивалю. Насколько я понимаю, он первый в истории «Двух ОБЕзьян». Как вы попали туда?
- Этот масштабный театральный форум включает пять программ: основную - художественный каркас фестиваля; «Шатёр для представлений» - лучшие вокальные, танцевальные выступления; OFF Tampere - программа, в рамках которой мы и выступали, - «дополнительная приправа» к фестивалю, сцена для увлечённых театром, для осуществления неординарных проектов; клубная - постановки малых форм, импровизации, standup; «Ночь событий» - карнавальное мероприятие, синтезирующее все виды искусств. Насыщенно. Любопытно. Потрясающе. И я рад, что действительно первый для нас фестиваль оказался таким выдающимся.
Мы поздно о нём узнали. Я искал в Интернете информацию и вышел на сайт фестиваля. Связался, нашу заявку одобрили, решили вопросы с билетами, визой, проживанием и отправились в путь. Встретили нас замечательно, финны оказались очень гостеприимными. Нам выделили гида - замечательную девушку Енни, которая и показала нам город. В Тампере мы дали шесть представлений. Выступать на улице достаточно сложно - голоса не слышно, говорить нужно очень громко, музыкальную аппаратуру привезти не смогли и подносили к телефону мегафон. Непросто было и собрать публику, ведь люди идут мимо - мы их останавливали. Но зато те, кто задерживался возле нас, реагировали очень бурно. С некоторыми из зрителей, как и коллегами, даже подружились, теперь общаемся в соцсетях.
- Вы ко всему ещё и литератор. И, судя по вашим произведениям, творите в направлении «новой драмы».
- Не пытаюсь осмысливать своё творчество в рамках литературоведческих течений и понятий. Я не получал специального образования, равно как и театрального (Крамской окончил факультет романо-германской филологии. - Е.Ш.). Я просто пишу. И учился этому сам, в какой-то момент начало получаться. Мои вещи от начала и до конца весьма понятны. Дружба, любовь, предательство… - темы вечные. Ситуации переношу из жизни - то, что сам видел и хорошо знаю, конечно, что-то додумываю, гипертрофирую. Скажем, герои «Офиса 209» вобрали в себя то, что я видел в знакомых мне людях, описанные события происходили со мной или на моих глазах.
- Ваши произведения публиковали?
- Некоторые из рассказов напечатаны в местной прессе, в российской. Повесть «Прокажённый любовью» опубликована в литературном журнале «Московский вестник». Если кто-то захочет прочитать мои вещи, то их можно найти в сетевом журнале «Самиздат» (samlib.ru) и в моём ЖЖ (kramskoy-e.livejournal.com).
- Вы упомянули, что самостоятельно учились писать драму. Всё же ориентировались на признанных авторов?
- Вообще я стараюсь не читать драму - такое своеобразное табу. Боюсь впитать в себя чужие приёмы, сюжеты и прочее и со временем позабыть, что не я их придумал. Я очень люблю Чехова: с удовольствием и перечитываю, и пересматриваю спектакли по его пьесам, восхищаюсь им. Всё же самоучителем по драматургии назову кинематограф, особенно фильмы Такеши Китано, Вонга Кар-Вая, Ким Ки Дука, Эмира Кустурицы и наших советских мастеров.
- Какой он - ваш герой?
- Герой - мой современник. Переживания остались прежними, но он стал другим, и, прежде всего, это отражает его язык - не всегда литературный. Правда, сейчас персонажи немного остепенились, стали меньше ругаться. Но, тем не менее, мы так разговариваем сегодня. Кроме того, часто герои одиноки и несчастливы. И каждому из них я сочувствую, поскольку даже если он не прав, то поступает так от своей слабости. Не оправдываю его, просто жалею. Стремлюсь показать его сущность, его боль. Об этом не могу не писать, как не могу молчать о том, что меня волнует, каждый раз находя сподвижников и разные способы для выражения - литература это или театр, анимация или издание газеты…
- Комментировать
- 2171 просмотр
Комментарии
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад