Присоединяйтесь

Топ недели

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Мобильник без спама

Проблему надоедливых рекламных SMS можно решить буквально за пять минут

Мобильник без спама

Чтобы не мешали

Человек, который сейчас не пользуется мобильным телефоном, - редкость, почти социальный атавизм. Практически все мы воспринимаем это устройство как неотъемлемую часть жизни. Причина проста - это очень удобно.

Тем не менее есть у этого явления и оборотная сторона. Точнее, таких оборотных сторон много. Одна из них - то и дело приходящие на мобильный телефон рекламные смски.

Похоже, что в последнее время их в силу доступности используют все, кому не лень. И ладно бы сообщения приходили только от тех магазинов или коммерческих структур, клиентами которых мы являемся. Вместо этого приходит вал сообщений от фирм не то, что не нужных, но даже сильно нам мешающих своей навязчивостью.

Мы попытались вникнуть в ситуацию и понять, как номера наших телефонов попадают в рассылку, можно ли с этим эффективно бороться и как при желании «прищучить» вконец обнаглевшего рекламораспространителя.

А договор читали?

Как оказалось, в базы данных по рассылке рекламных сообщений наши номера попадают несколькими путями и, надо сказать, - вполне законными. Более того, мы сами даём согласие на рассылку сообщений, только не знаем об этом. Не знаем не потому, что не можем узнать, а потому, что лень.

Многие владельцы мобильных телефонов пользуются услугами, которые предоставляются посредством автоматов QIWI. В основном люди через них кладут деньги себе на счёт. При этом наверняка лишь незначительная часть пользователей читала договор с поставщиком услуг. И, может быть, напрасно. В пункте 5.8 главы публичной оферты об использовании платёжного сервиса Visa QIWI Wallet «Права и обязанности Пользователя», в частности, сказано:

«Заключением договора на условиях настоящей оферты пользователь даёт согласие на обработку оператором сервиса его персональных данных, а именно на совершение, в том числе, следующих действий: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение, с целью заключения с оператором сервиса договоров, исполнения заключённых договоров <...>.
Пользователь также даёт своё согласие на передачу <...> оператором сервиса его персональных данных третьим лицам при наличии надлежаще заключённого между оператором сервиса и такими третьими лицами договора».

Если перевести юридический язык на обычный русский, получится, что поставщик услуг оставляет за собой право «сдать» номер вашего мобильного любой компании, которая заключила с ним договор. То есть фактически кому угодно. Очевидно, это прекрасная возможность соорудить базу данных для рассылки рекламных сообщений. Наверняка её часто используют.

Базы в Интернете

Как ещё номера наших телефонов попадают в базы данных «левых» рекламодателей?
Что касается магазинов, услугами которых мы периодически пользуемся, то тут, в общем, всё ясно. Согласие на рекламную рассылку мы даём, заполняя, скажем, анкету для предоставления нам скидки. Если мы заходим периодически в конкретный магазин, нет ничего плохого в том, чтобы нас уведомляли об акциях, которые в нём проводятся. Напротив, это удобно.

Но дело в том, что сообщения приходят не только от «наших» магазинов. Возникает подозрение, что одни из них «помогают» другим, «сдавая» номера наших мобильных.
На самом деле это совсем не обязательно. Всё проще. Базы мобильных номеров того или иного региона можно достать и так, без всякого криминала - в Интернете. Специалисты говорят, что при желании сделать это вполне легко. В этих базах не обязательно будут присутствовать личные данные абонентов, это могут быть просто «голые» номера мобильных телефонов того или иного региона. Для рассылки вполне достаточно.

Наказывать не за что

На всякий случай нужно знать: не всю «спамовую» рассылку сообщений на мобильные телефоны можно назвать рекламой. Например, если на ваш телефон пришло SMS, в котором вас уведомляют о каких-либо вакансиях в конкретной фирме - это не реклама. Здесь нет предложения товаров, услуг, это как бы просто приглашение к сотрудничеству. То, что не связано с осуществлением предпринимательской деятельности, рекламой не является. В таком случае наказать рекламораспространителя невозможно - просто не за что.

Позвоните в call-центр

Для того чтобы избавиться от «доставших» рассылок, существует несколько способов. Самый лёгкий и очевидный - обратиться к рекламодателю с просьбой прекратить безобразие. После обращения, как правило, номер абонента из базы рассылки убирается, и его больше никто не беспокоит.

Если же потребителя в этой фирме не услышали, нужно попробовать решить вопрос через своего оператора связи. Сотовая компания может заблокировать отправку сообщений на номер абонента с какого-либо другого номера, зарегистрированного в её сети.

- Наш абонент может в любой момент отказаться от получения рекламных сообщений, позвонив в наш call-центр по номеру 0611, - говорит старший специалист по внешним коммуникациям Белгородского филиала ОАО «ВымпелКом» Евгения Книжникова. - SMS-сообщения с рекламной информацией от различных организаций обычно приходят абонентам, подтвердившим своё согласие на их получение, например, при оформлении дисконтной карты. Встречаются случаи, когда по каким-либо причинам номер абонента попадает в SMS-рассылку без предварительного согласия адресата. При получении таких сообщений абонент может обратиться в call-центр «Билайн». Специалисты определят отправителя, и он, разобравшись в ситуации, исключит номер абонента из рассылки.

Речь здесь идёт об SMS-рассылках, осуществляемых самим оператором или клиентами оператора через его сеть. Сообщения, приходящие от сторонних организаций или частных лиц с помощью сети другого оператора, заблокировать невозможно.

Чтобы самостоятельно избавиться от входящих SMS от одного или нескольких адресантов, можно воспользоваться услугой «Чёрный список», которая позволяет блокировать как звонки, так и SMS.

Заявление по всей форме

Если превентивные меры оказались неэффективными, можно подключить к делу контролирующие органы. В данном случае абоненту могут посодействовать в региональном управлении Федеральной антимонопольной службы (УФАС). Туда периодически поступают жалобы граждан на рекламу. Однако многие заявления остаются без рассмотрения. Почему?
- Главная причина заключается в недостаточно скрупулёзном подходе заявителей к оформлению документов, - признаёт заместитель начальника отдела правового обеспечения и контроля рекламы УФАС Елена Чуева. - Есть прописанные в законе нормы, в том числе и для заявителя, их необходимо выполнять.

Во-первых, заявление в антимонопольную службу подаётся в письменном виде. Электронные заявления тоже принимаются (в том числе с портала госуслуг), но заявитель должен зайти в УФАС и подготовить бумажный вариант документа. Это докажет его реальное существование и реальное наличие проблемы. Форма заявления произвольная.

Во-вторых, следует приложить к заявлению ряд документов. В частности, в заявлении должны содержаться сведения: рекламодатель и рекламораспространитель (наименование, местонахождение, контактная информация), период поступления рекламы, номера телефонов, с которых поступала и направлялась реклама, также должны быть описаны отношения с отправителем рекламы, изложено требование.

Кроме того, к заявлению должны быть приложены доказательства, подтверждающие доводы заявителя: тексты SMS-рекламы (в копиях и фотографиях), договор на оказание услуг связи, детализация выписки по абонентскому номеру за период получения SMS-рекламы, подтверждённая оператором связи; копии документов, подтверждающих факт обращения с требованием прекратить распространение рекламы к лицу, направлявшему рекламу, и факт того, что после обращения заявителя к рекламодателю или рекламораспространителю распространение рекламы не прекратилось.
Также в соответствии с законом необходимо представить письменное согласие на обработку персональных данных и раскрытие их третьим лицам.

 

Сергей ЕГОРОВ

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина