Сегодня среднее профессиональное образование - уже не задворки
процесса обучения, а полноценный игрок на рынке классных специалистов
Современное высокотехнологическое производство требует не только хороших теоретических знаний, но и практических навыков. К сожалению, в нашей стране на многие годы среднее профессиональное образование было предоставлено самому себе. В какой-то момент оно стало не только не престижным, но и нежелательным. Учащийся техникума или профтехучилища на фоне успешных студентов юридических или экономических факультетов воспринимался как неудачник или вообще потерянный для общества человек.
Сейчас всё поменялось. «Белым воротничкам» всё труднеё найти работу, потому что быстро развивающееся высокотехнологичное производство требует не разнокалиберных менеджеров, а квалифицированных рабочих. Вот тут-то и возникла проблема: где их взять? Материально-техническая база ПТУ и техникумов не отвечала современным требованиям подготовки специалистов, да и опытных наставников осталось мало. Учебным заведениям профессионального образования потребовалась глубокая кооперация с предприятиями-работодателями для того, чтобы готовить современных специалистов. И Белгородская область одной из первых в стране внедрила систему дуального обучения. Сегодня из тридцати девяти действующих в области учебных заведений профобразования двадцать девять тесно сотрудничают с крупными предприятиями и холдингами. Мой рассказ о Старооскольском агротехнологическом техникуме, который готовит специалистов для одного из крупнейших агрохолдингов страны - ЗАО «Белая птица».
Другие времена
Техникум расположен в центре Старого Оскола, на улице имени советского педагога Антона Макаренко. Четырёхэтажное здание видывало и лучшие времена, но всё ещё крепкое. В закрытом с четырёх сторон стенами техникума квадратном дворе размеренно плещет струями фонтан, а рядом, как на сельскохозяйственной выставке, стоят новенькие трактора CLAAS и «Беларусь». Для меня это необычно, ведь пару лет назад в одном из отечественных сельхозтехникумов я видел лишь остов гусеничного ХТЗ да трёхтонку ГАЗ-51 на потрескавшихся, спущенных колёсах.
В фойе первого этажа приветливая женщина записала меня в журнал посетителей и объяснила, как пройти на второй этаж к директору.
Юрий Николаевич Паршуков - директор техникума, невысокий мужчина с открытым, приветливым лицом, пригласил меня в свой небольшой кабинет.
- Раньше наш техникум был профессионально-техническим строительным училищем № 9. В 2011 году на его базе создали областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Старооскольский агротехнологический техникум», - рассказал Юрий Николаевич. - Для высокотехнологичных производств потребовалось много квалифицированных рабочих, а, следовательно, возникла необходимость в модернизации и развитии профессионального образования. За годы экономической и политической нестабильности среднее профессиональное образование пришло в упадок, и понадобилось бы много времени, чтобы вывести его на конкурентный уровень. Спасением стало дуальное обучение.
- А в чём его смысл?
- В старой системе упор делался на теоретические знания, а практика часто ограничивалась изучением морально и технически устаревшей техники и оборудования. В итоге, приходя на производство, молодые специалисты заново начинали учиться работать с техникой. Получалось, что училища и техникумы работали впустую. Сейчас ситуация иная. Мы тесно сотрудничаем с будущими работодателями наших выпускников - это агрохолдинг ЗАО «Белая птица». Три года назад, когда я пришёл работать директором техникума, я бы не поверил, что возможна такая кооперация между учебным заведением и работодателем. Агрохолдинг обновил наши лаборатории тракторов и автомобилей. Сейчас при их поддержке создаём современную лабораторию технологии пищевой промышленности. Закупаем оборудование, которое используется на производстве, и специалисты из холдинга, наряду с нашими преподавателями, обучают ребят работе на этом оборудовании.
- И те трактора, что стоят во дворе техникума, тоже предоставил холдинг «Белая птица»?
- Да, это самая современная немецкая и белорусская техника. Половину учебного времени в специально оборудованных классах студенты изучают технику, на которой будут впоследствии работать. Так сказать «живьём». Могут и сломать, и отремонтировать. На производстве ведь такого не сделаешь. А потом едут практиковаться уже на действующее предприятие.
- Юрий Николаевич, получается, что вы готовите будущих специалистов специально для агрохолдинга?
- Верно, и для этого он обеспечивает техникум всей необходимой учебной базой. Выпускники идут работать на «дочку» «Белой птицы» - ЗАО «Курский агрохолдинг». Это новое предприятие в посёлке Горшечное, в тридцати километрах от Старого Оскола.
- А конкурс при поступлении в техникум есть?
- Раньше было тяжело. Зазывали учиться. И не мудрено, рабочие профессии не котировались. Сейчас время другое, и дефицита абитуриентов у нас нет. А когда мы начали сотрудничать с агрохолдингом «Белая птица» - уровень абитуриентов заметно вырос. Теперь мы не каждого ещё и примем. Среднее профессиональное образование - это уже не задворки процесса обучения, а полноценный игрок на рынке классных специалистов.
- И на кого обучаете ребят?
- Автомеханики, механизаторы, слесари контрольно-измерительных приборов и автоматики, повара-кондитеры, маляры, сварщики. Кстати, сейчас к нам приходят на переподготовку и люди с высшим образованием. Гуманитариев переучиваем на сварщика или маляра, и они находят работу. В год таких переподготовленных набирается человек восемьсот.
Побольше бы таких занятий
Я хотел поговорить со студентами, но Юрий Николаевич сказал, что сейчас все на занятиях. Как раз приехал представитель поставщика тракторов и читает лекцию группе будущих механизаторов.
Мы пошли по длинным коридорам в другое крыло техникума. Часть пути пришлось преодолевать, лавируя между строительными лесами и вёдрами с краской.
- Техникум развивается, преображается, - объяснил Юрий Паршуков, - поэтому ремонт - это наш перманентный процесс.
Мы вошли в большой, ещё пахнущий штукатуркой зал. За сдвинутыми в несколько длинных рядов партами сидели студенты - будущие механизаторы, а лектор, указывая на проекцию кабины трактора, объяснял: «Это кнопка включения кондиционера, а это регулятор диапазонов и громкости встроенной стереосистемы…».
Необычно было слышать такое о тракторе. В дальнем углу зала стояли трёхэтажные металлические сетчатые конструкции.
- А что это? - спросил я шёпотом у директора.
- Это клетки, в которых выращивают птицу. Их привезли из агрохолдинга «Белая птица». Рядом автоматические поилки и техника для уборки помещений. Всё такое же, как и на реальном производстве.
Юрий Николаевич тихонько, чтобы не отвлекать аудиторию, подозвал паренька в зелёном комбинезоне. Им оказался первокурсник группы механизаторов Евгений Ишимов.
Он из Старого Оскола, поступил в техникум после девятого класса.
- Женя, а твои родители тоже работают в сельском хозяйстве?
- Папка водителем работает на грузовике, вот и посоветовал идти на механизатора. А мне вообще нравится гайки крутить.
- Ты уже проходил практику на птицеперерабатывающем комбинате?
- Да, побольше бы таких занятий. Мы там на тракторах ездим по полю. Классно. Завтра тоже поедем, приезжайте, посмотрите.
- Обязательно приеду,- пообещал я.
Работа для всех желающих
Из Старого Оскола до «Курского агрохолдинга» - подразделения «Белой птицы» - полчаса езды по хорошему асфальту. О том, что предприятие находится уже в соседней области, напоминают лишь чаще встречающиеся автомобили с курскими номерами.
Километрах в двух от основной дороги, в жёлтом от наливающейся солнцем пшеницы поле возвышается птицеперерабатывающий комплекс. Кто не сможет прочесть на фасаде здания название, подумает, что среди полей построили гипермаркет или большой спортивный комплекс. Именно такие ассоциации вызвало всё мною увиденное.
Территория перед зданием выложена разноцветной тротуарной плиткой, но пройти на неё можно лишь через турникеты проходной и по пропуску.
Автоматические стеклянные двери главного административного корпуса преграждают путь летней жаре в фойе, где под прохладными струями воздуха из кондиционеров чувствуешь себя, как в оазисе посреди пустыни. Здесь-то меня и встретила заместитель генерального директора ЗАО «Курский агрохолдинг» Лариса Владимировна Годиленко.
Я, как и обещал, приехал посмотреть, как студенты агротехнологического техникума будут осваивать новую импортную сельхозтехнику. Но ребят ещё не привезли и, ожидая студентов, успел поговорить с Ларисой Годиленко.
- Лариса Владимировна, сколько людей работает на предприятии?
- В холдинге, который включает в себя инкубаторий, птицефабрику, птицеперерабатывающий комбинат и торговый дом, работают около двух тысяч человек.
- Предприятие находится в Курской области. Работники тоже местные?
- Нет, из курской и воронежской областей меньше половины. В основном из Старого Оскола.
- Сегодня к вам на практику приедут студенты агротехнологического техникума. Они учатся по дуальной системе. Насколько такая система оправдана?
- С тех пор, как агрохолдинг «Белая птица» начал сотрудничать со Старооскольским техникумом, ребята приезжают к нам уже четвёртый раз. У нас около двухсот единиц сельхозтехники, а для работы на ней нужны хорошие, знающие механизаторы. Дуальное обучение позволяет совместить теорию с практикой. Студенты приезжают к нам, работают на современной технике, вживаются в коллектив, в котором в скором времени они будут работать, адаптируются к требованиям и условиям труда.
- И что, все выпускники смогут найти работу в холдинге?
- Не сомневаюсь. Мы можем взять на работу всех желающих. Холдинг заинтересован в воспитании рабочей смены. Мы готовы трудоустроить восемнадцатилетних ребят на время летних каникул. Главное, чтобы у них было желание работать. Пусть приходят, даже если у них нет специальности. Наш холдинг имеет право для собственных нужд обучать людей и присваивать квалификацию.
- А какая зарплата у рабочих?
- В среднем 20-25 тысяч рублей. А ещё полный социальный пакет и реальная возможность повышения квалификации и карьерного роста. В коллективном договоре предприятия мы предусмотрели гарантии молодым специалистам. Тем, кто совмещает работу с учёбой, предоставляем дополнительные оплачиваемые отпуска, призывникам выплачиваем выходное пособие и сохраняем за ними рабочее место. На работу и с работы сотрудников доставляем за счёт предприятия. Кормим бесплатно, оплачиваем отпуск по уходу за ребёнком до трёх лет, доплачиваем за непрерывный стаж работы, выслугу лет и юбилеи. Финансово помогаем, если наш работник попадает в трудную жизненную ситуацию, оплачиваем отдых сотрудников и их детей.
- Наверное, у вас отбоя нет от желающих работать?
- Желающих много, но, к сожалению, не все хотят и могут хорошо работать. Ведь проблема не в том, что человек чего-то не знает или не умеет, а в том, что нынешняя молодёжь не адаптирована к трудовой деятельности...
Но это уж точно не про наших студентов, подумал я и спустился в актовый зал, где приехавшим из Старого Оскола ребятам перед работой на тракторах проводили инструктаж.
Пускайте нас в поле
На краю поля, метрах в двухстах от административного здания, стояли, блестя на ярком южном солнце зелёными капотами, четыре немецких трактора. Первыми, по команде инструктора инженера-механика агрослужбы Василия Ивановича Черникова, в поле отправились «старики». То есть те ребята, которые уже не в первый раз приехали на практику. Новичков было трое. Это студенты второго курса группы механизаторов Денис Востряков, Василий Даев и Андрей Соколов. Мальчишки заметно нервничали, хоть и старались это скрыть от своих сверстников. Наконец, они дождались своей очереди и повели немецкие большеколёсные машины в русские поля. А через полчаса уже делились впечатлениями.
- Понравилось? - спросил я Дениса Вострякова.
- Здорово прокатился! Машина комфортная, как легковая иномарка. С управлением вообще проблем нет - одной рукой. Идёт плавно, кочек не чувствуется. В кабине не жарко, работает кондиционер.
- А куда ты планируешь пойти работать после получения диплома?
- Хотелось бы сюда - в «Курский агрохолдинг». Меня всё устраивает. Начну работать, потом уйду в армию, но насколько я знаю, на время службы рабочее место сохраняется. Поэтому после армии вернусь работать в холдинг.
Подъехавшие позже однокашники Дениса - Вася Даев и Андрей Соколов - тоже поделились впечатлениями о проведённом за рулём трактора времени. Суть сводилась к одному слову: «Здорово!».
А в это время, уже знакомый мне студент первого курса Женя Ишимов, стоя в тени абрикоса, убеждал инженера-механика Василия Ивановича Черникова в том, что просто так ездить по полю на тракторе непрактично.
- Давайте нам навесное и пускайте нас в поле работать. Я, например, уже смогу, - возбуждённо говорил он. - Чего мы зря солярку жжём?
Василий Иванович выслушал монолог жадного до работы первокурсника и сказал:
- Ты не кипятись. Вот тебе мой номер телефона, после выходных позвонишь, договоримся о дне и приезжай. Я закреплю за тобой наставника, и начнёшь работать. Вот и посмотрим, готов или ещё малость подучиться надо.
Довольный результатом переговоров, Женя Ишимов отошёл в сторону.
И ведь позвонит, подумал я, приедет и будет работать. Хорошо работать, с интересом.
И те мальчишки, что стоят сейчас рядом, загоревшие, пыльные, немного заносчивые и старающиеся друг перед другом выглядеть взрослыми, тоже приедут, и тоже будут работать. И немалая в этом заслуга современных российских производственников, которые думают не только о прибыли, но в первую очередь - о людях, которые будут эту прибыль обеспечивать. А дуальное образование теперь, по-моему, можно назвать правильным образованием.
Создавать
эффективные центры
Генеральный директор агрохолдинга «Белая птица» Игорь Барщук за целевую
подготовку специалистов для сельхозпредприятий региона
На совещании с участием членов правительства области губернатор Евгений Савченко призвал агрохолдинги не ждать, когда их застигнет кадровый кризис, а решать назревающую проблему сейчас. Площадками для подготовки настоящих, квалифицированных специалистов для предприятий АПК области должны стать учреждения начального профессионального образования. Между департаментом АПК области, учреждениями начального профобразования и хозяйствующими субъектами подписано соответствующее соглашение.
Система начального профессионального образования области включает 19 учреждений, из них девять находятся в ведении департамента АПК области. Эти профучилища и техникумы, как отмечалось на совещании, оторваны от действительности. Они не готовят современных специалистов для ведущей отрасли региона, а лишь выполняют социальную функцию, давая среднее образование детям, не захотевшим продолжить обучение в школе.
С этим положением вещей в корне не согласен губернатор области Евгений Савченко. Он, в частности, заявил:
- Агрохолдинги не должны бояться брать в управление учреждения начального профобразования. Наоборот, предприятиям необходимо создавать для себя эффективные центры для подготовки кадров, в которых сейчас так нуждаются сельхозпроизводители региона. И хорошо, что им не придётся делать это с чистого листа, а можно использовать существующую базу училищ. Правда, материальное оснащение придётся существенно обновить, написать новые программы, которые будут нацелены именно на профессиональное обучение. Функцию среднего образования, скорее всего, с этих профессиональных училищ нужно будет снять.
Депутат Белгородской областной Думы, член комитета по АПК, земельным отношениям, природопользованию и экологии Игорь Барщук всецело поддержал предлагаемые перемены.
- Сейчас специалистов руководителям предприятий АПК приходится искать за пределами региона, обучать непосредственно в ходе работы, - отметил он. - В то же время агрохолдинги «открещиваются» от проблем учреждений начального профессионального образования, делая вид, будто не знают, чем и как живут училища. Между тем, предприятия уже заинтересованы о том, чтобы заниматься преобразованием училищ.
С крупными сельхозпредприятиями подписали соглашения семь из девяти учреждений НПО, находящихся в ведении департамента АПК. По мнению первого заместителя губернатора области - начальника департамента внутренней и кадровой политики области Валерия Сергачёва, система обучения в новых училищах должна быть цикличной: небольшая по длительности начитка теории должна сменяться длительной практикой на производстве. И брать на учёбу в эти центры должны лучших из лучших, тех, кто в дальнейшем будет составлять костяк коллективов белгородских агрохолдингов. Губернатор же заявил, что через 2-3 года бывшие профессиональные училища должны стать достойными образовательными центрами с брендовыми названиями и готовить специалистов не только для себя, но и для других предприятий и отраслей по соответствующему заказу.
- Комментировать
- 2594 просмотра
Игорь Барщук это говорил в 2011 году!!!!!
На веб-сайте игоря Барщука опубликована статья "Игорь Барщук за целевую подготовку специалистов для сельхозпредприятий региона", датой 05.07.2011, а т.е. статья, которой уже два года.
Окончание статьи на сайте Барщука: Губернатор же заявил, что через 2-3 года бывшие ПУ должны стать достойными образовательными центрами с брендовыми названиями и готовить специалистов не только для себя, но и для других предприятий и отраслей по соответствующему заказу.
Окончание Евгения Филлипова:Губернатор же заявил, что через 2-3 года бывшие профессиональные училища должны стать достойными образовательными центрами с брендовыми названиями и готовить специалистов не только для себя, но и для других предприятий и отраслей по соответствующему заказу.
а теперь вопрос: наш губернатор заявляет каждые два года одно и тоже про профессиональные училища? 2 года уже прошло)))))
Получается вся информация в статье "несвежая"!!!!
Автор взял и придумал что говорил наш губернатор или позабыл указать кто и когда что говорил!
Куда смотрит редактор?
"Краткость - сестра таланта". К автору статьи явно не относится. Еле дочитал эту нуднятину. Тема интересная актуальная, подача ужасна.