В преддверии знаковой даты - 20-летия избирательной системы современной России - обозреватель «Белгородских известий» Михаил ЛЫСОВ беседует с бессменным руководителем избирательной комиссии Белгородской области Николаем ПЛЕТНЁВЫМ
- Николай Тихонович, можно ли сегодня с уверенностью сказать, что высшим непосредственным выражением власти народа, основой демократии в России являются выборы и референдум?
- Безусловно, можно - я в этом убеждён. За 20 лет - короткий по историческим меркам период - Россия прошла огромный путь. Нелёгкий, прямо скажем, извилистый, тернистый путь. Путь от общества, полностью зависимого от идеологических догматов, до свободного волеизъявления без оглядки на какие бы то ни было идеологические установки. Многим странам на этот путь требуется гораздо больше времени.
- Может быть, напомните вкратце, как всё начиналось?
- С удовольствием. 20 лет назад состоялось всенародное голосование (референдум) по принятию Конституции Российской Федерации и первые демократические, на альтернативной основе выборы депутатов Государственной Думы и депутатов Совета Федерации. Конечно, это были волнительные события. И не только для организаторов выборов и референдума - для всех россиян. Люди впервые начали осознавать свою ответственность - не партком будет решать, кто станет, к примеру, депутатом, а ты и только ты.
Для подготовки и проведения голосования по Конституции России и выборам Парламента страны в сентябре-октябре 1993 года Указами Президента Российской Федерации утверждаются состав Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, временные Положения о выборах и всенародном голосовании, и на 12 декабря 1993 года назначаются выборы и всенародное голосование. 19-21 октября 1993 года постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, в том числе и в Белгородской области, сформированы окружные избирательные комиссии по выборам депутатов в первую Государственную Думу и назначены их председатели. Избирательную комиссию Белгородского одномандатного избирательного округа № 63 возглавить было доверено мне, а Новооскольского одномандатного избирательного округа № 64 - Л.Н. Балабаевой. Постановлением ЦИК России от 23 октября 1993 года на Белгородскую окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа
№ 63 были возложены полномочия избирательной комиссии Белгородской области по выборам депутатов Совета Федерации от Белгородской области.
- Последующие годы ознаменовались бурным развитием и совершенствованием избирательного законодательства и законодательства о референдумах. Это наложило какой-то отпечаток на работу возглавляемой вами комиссии?
- А как же иначе! В 1994-1995 годах принимаются и вступают в силу первые федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации». В эти же годы в Белгородской области принимаются первые законы «О выборах Белгородского областного Собрания народных представителей», «О выборах главы администрации Белгородской области», «О выборах органов местного самоуправления Белгородской области». В последующие 1996-1997 годы в эти федеральные и областные законы вносились многие существенные изменения. Кроме того, в Белгородской области были приняты законы «О референдуме Белгородской области», «О местном референдуме», «Об избирательной комиссии Белгородской области».
Совершенствование избирательного законодательства требовало от организаторов выборов постоянно изучать большой объём документов. Причём документов основополагающих, я бы сказал, документов, цементирующих не только избирательную систему, но и, по большому счёту, всю нашу государственность.
- К 1997 году и на федеральном уровне, и в субъектах Российской Федерации стали высказываться предложения о необходимости кодификации законодательства о выборах и референдуме. Что это - кодификация, и как она проходила?
- Поскольку за короткое время было принято много важнейших законов, то случилось, видимо, неизбежное - в них часто дублировались одни и те же нормы. Инициатива нашей избирательной комиссии о кодификации областного законодательства о выборах, референдуме и отзыве депутатов и выборных должностных лиц была поддержана главой администрации области Е.С. Савченко, депутатами областной Думы. Получила она одобрение и в ЦИКе России. Несмотря на то, что опыта кодификации избирательного законодательства ещё не было ни в одном субъекте России (такая работа велась только в соседней Воронежской области), проект Избирательного кодекса Белгородской области был разработан и в 1997 году принят областной Думой.
- Таким образом, в Белгородской области, в одном из первых среди субъектов Российской Федерации, был принят единый закон - Избирательный кодекс. И что же - на этом можно было поставить окончательную точку?
- Конечно же, нет. В течение последующих пятнадцати лет Избирательный кодекс Белгородской области трижды принимался в новой редакции, в него периодически вносились изменения в связи с внесением изменений в соответствующие федеральные законы. Нашему примеру кодификации последовали многие другие субъекты Российской Федерации. Избирательная комиссия Белгородской области была инициатором и в установлении в России единого или единых дней голосования на выборах.
- Сейчас, кстати, развернулась большая дискуссия по поводу единого дня голосования. Какова ваша позиция сегодня?
- Она остаётся такой же, как и та, что я неоднократно высказывал на совещаниях в ЦИК России, в Государственной Думе, вносил предложения и доказывал необходимость упорядочения проведения выборов всех уровней, установления единого дня голосования на региональных и муниципальных выборах. Центризбирком России поддержал это предложение, а депутаты Государственной Думы приняли закон об установлении единых дней голосования на второе воскресенье марта и второе воскресенье октября, в последующем единый день голосования установлен на второе воскресенье сентября. Можно, конечно, спорить о датах, но не о принципе. Это, если хотите, также один из факторов единения граждан нашей большой многонациональной державы.
- Основу избирательной системы составляют избирательные комиссии, от участковой до Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Как осуществляется их взаимодействие?
- Впервые в России по инициативе нашего облизбиркома, поддержанной главой администрации области, в 1998 году Белгородская областная Дума внесла в Избирательный кодекс области изменения, касающиеся формирования территориальных (районных, городских) избирательных комиссий (ТИК) на постоянной основе и предоставления им статуса юридического лица. В 1998-1999 годах все 22 территориальные избирательные комиссии были сформированы на постоянной основе, на них возложены полномочия избирательных комиссий соответствующих муниципальных образований.
Но и в дальнейшем система избирательных комиссий области, районного и городского уровня не стояла на месте. По предложению органов местного самоуправления и депутатов Белгородской областной Думы в 2008 году в Избирательный кодекс области внесены изменения, согласно которым на постоянной основе со статусом юридических лиц формировались уже не территориальные избирательные комиссии, а избирательные комиссии муниципальных образований муниципальных районов, городских округов (ИКМО). После их формирования в октябре-декабре 2008 года по согласованию с представительными органами муниципальных районов и городских округов избирательная комиссия области возложила на них полномочия территориальных избирательных комиссий, с которыми ИКМО справляются успешно.
- Если можно, более подробно о результатах. Что это дало?
- Избирательные комиссии муниципальных районов, городских округов с полномочиями территориальных избирательных комиссий являются сегодня не только высокопрофессиональными избирательными органами, организующими подготовку и проведение выборов всех уровней. Они являются ещё и настоящими организующими и координационными центрами повышения правовой культуры избирателей, особенно молодёжи, будущих избирателей, профессионального обучения членов избирательных комиссий муниципальных образований, участковых избирательных комиссий и резерва их составов. Эталонами всей этой многогранной работы являются базовые избирательные комиссии Белгорода, Старооскольского городского округа, муниципального района «Белгородский район». На их базе повышают квалификацию, перенимают положительный опыт работы избирательные комиссии других районов и городских округов.
Предметом особой заботы и внимания избирательной комиссии области, избирательных комиссий муниципальных районов, городских округов являются участковые избирательные комиссии, количество которых на последних выборах достигало 1255, а членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса - до 11600 человек. В соответствии с новыми нормами в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Избирательном кодексе Белгородской области в 2013 году участковые избирательные комиссии сформированы на постоянной основе на 5-летний срок полномочий.
- Отвечая на предыдущий вопрос, вы упомянули о резерве составов избирательных комиссий. Зачем он нужен и из кого формируется?
- В соответствии с действующим законодательством, в избирательной системе появился новый институт - резерв кадров участковых избирательных комиссий. В него включено 4,5 тысячи человек. Хотя не могу не заметить следующее. Подбором и обучением резерва кадров участковых и других избирательных комиссий в нашей области начали заниматься с 2002 года. С того же времени начали выстраивать и систему профессионального обучения кадров избирательных комиссий и других организаторов выборов, актива региональных и местных отделений политических партий, общественных объединений, наблюдателей, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, представителей средств массовой информации, через систему почти пятисот постоянно действующих семинаров, клубов, школ организаторов выборов. Не случайно в 2007 году в российском конкурсе, проводимом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации среди субъектов Российской Федерации, избирательной комиссии Белгородской области был присуждён диплом второй степени и вторая премия в номинации «Система профессиональной подготовки кадров избирательных комиссий, комиссий референдума».
В течение уже многих лет в составах участковых избирательных комиссий представительство политических партий составляет от 60 до 74 процентов. Уже это является гарантией того, что члены комиссий от разных партий никогда не пойдут на сговор, на неправильный подсчёт избирательных бюллетеней, фальсификацию протоколов об итогах голосования и других документов. Кроме того, им не позволят это сделать многочисленные наблюдатели, члены комиссий с правом совещательного голоса от разных партий, разных кандидатов, представители СМИ.
Будучи убеждёнными в этих и других гарантиях законности и честности выборов, белгородские избиратели всё с большим доверием относятся к выборам. Вот почему активность белгородских избирателей на разных уровнях выборов составляет от 65 до 78 процентов, а в половине муниципальных районов - от 80 до 96 процентов. Этот показатель с 2005 года является самым высоким среди субъектов России в Центральном федеральном округе и одним из самых высоких в Российской Федерации.
О законности и честности проводимых выборов и референдумов в Белгородской области говорит и тот факт, что за последние пятнадцать лет в дни голосования, в период подведения итогов голосования, определения результатов выборов и референдумов на действия (бездействие) избирательных комиссий обоснованных жалоб не поступает.
- Позволю себе высказать, может быть, крамольную, но расхожую мысль: на выборы ходят, мол, по старой привычке в основном люди среднего и старшего возраста. А молодёжь их попросту игнорирует. Что скажете на это?
- При всём уважении к иному мнению, высказанную вами точку зрения поддержать никак не могу. Наоборот, мы с удовлетворением отмечаем возросшую активность участия в выборах молодых избирателей. Если в выборах в девяностые годы принимала участие в среднем одна треть молодых избирателей в возрасте до 30 лет, то в выборах 2007-2012 годов участвует три четверти всех молодых избирателей и более 90 процентов впервые голосующих избирателей по достижении ими возраста
18 лет.
В области постоянно действуют почти полторы тысячи клубов избирателей, клубов молодых и будущих избирателей, молодёжных парламентов, органов студенческого, школьного самоуправления. Они избираются на выборах с соблюдением всех стадий избирательного процесса, применением тайного голосования. Регулярно проводятся студенческие, школьные, районные, городские и областные конкурсы, олимпиады среди студентов и школьников на лучшие работы, рефераты, сочинения по избирательному законодательству на темы выборов, конкурсы рисунков, плакатов, КВН и многие другие мероприятия. Ежегодно в феврале, в связи с Днём молодого избирателя России, в Белгородской области проводится до 2,5 тысячи различных мероприятий с участием в них до 180 тысяч молодых людей.
Кроме того, в нашей области реализуется большая программа по созданию условий для реализации избирательных прав инвалидов и, особенно, инвалидов с ограниченными физическими возможностями, успешно осуществляется пилотный проект «Дорога на избирательный участок». В результате во всех выборах в 2010-2012 годах участвовали до 95 процентов избирателей-инвалидов, а в шести муниципальных районах - 100 процентов избирателей с ограниченными физическими возможностями.
На высокой активности белгородских избирателей положительно сказывается проводимая избирательными комиссиями, государственными органами, органами местного самоуправления, средствами массовой информации как в период избирательных кампаний, так и в межвыборный период широкая информационно-разъяснительная работа среди населения. В 2008 году по итогам конкурса, проводимого Центральной избирательной комиссией среди субъектов Российской Федерации на лучшую организацию работы в области информационно-разъяснительной деятельности в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы пятого созыва и Президента России, избирательная комиссия Белгородской области удостоена диплома и премии победителя.
- Николай Тихонович, как-то так получилось, что 20-летие избирательной системы России совпадает с вашим личным юбилеем. Пользуясь нашей встречей, хочу вас искренне поздравить от имени читателей и авторов «Белгородских известий», ведь подавляющее большинство из нас - избиратели. Желаем вам крепкого здоровья, добра и благополучия.
- Спасибо, уважаемые читатели и авторы «Белгородских известий». Надеюсь на дальнейшее наше плодотворное сотрудничество на благо Белгородчины. Кстати, «Белгородские известия» всегда читаю «от корки до корки». Удачи вам!
- Комментировать
- 2630 просмотров
Комментарии
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 15 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 15 недель назад