Cубъективные заметки об XI Белгородском международном славянском пленэре.
Кажется, ещё совсем недавно Белгородский международный славянский пленэр называли самым молодым в России. А сегодня уже сказать о нём иначе, как традиционный, пожалуй, ни у кого язык не повернётся. Причём традиционность не только в его ежегодности, которая ни разу не нарушалась (спасибо целеустремлённости и активности Белгородской региональной организации Союза художников России и финансовой поддержке правительства нашей области), но и в верности славянской идее.
И замечательно, что круг славянского содружества расширяется. В этом году у нас, например, впервые побывала художница из Сербии Аница Савич (г.Ниш). Я уж не говорю о поляках. Они на белгородских пленэрах давно уже свои люди. Вот и нынешний не стал исключением. Своим присутствием его почтили сразу две польские пани: Урсула Серафим-Нога (г.Озимек) и Анна-Мария Роговска (г.Стшельце-Опольске), которые уже работали у нас на этюдах три года назад.
- Даже слёзы на глазах выступили, когда ступили на белгородский перрон, - признаётся Урсула Серафим-Нога.
Урсулой, кстати, никто её здесь не звал. Сразу «перекрестили» в Улю, Улечку. Так же, как Аницу Савич из Сербии любовно называли Анютой.
С радостью собирался на встречу братьев-славян и Иван Гапоченко из Сум. В этом году ему присвоили неофициальное звание «патриарха» белгородского пленэра: он единственный из пленэристов, кто пятый раз приехал к нам. И коллеги, и зрители, которые приходят на заключительные вернисажи, всегда отмечают его полные солнца, музыки, света и ветра лирические пейзажи.
Украину, кроме Ивана Гапоченко, представлял Александр Заступ (самый молодой из творческих паломников - ему только-только исполнилось 24 года). Белоруссию - Владимир Евтухов из Гомеля, Россию - Елена Максимова-Анохина из Костромы и Юрий Казаков из Ярославля. Юрий, кстати, в пленэре участвовал впервые, а в Белгород приезжал неоднократно и хорошо знает репертуар нашего академического драматического театра. Дело в том, что в щепкинской труппе служит его дочь - молодая актриса Ольга Казакова. В пленэре, как всегда, принимали участие и наши земляки: Станислав Доляновский, Владимир Нестерков, Владимир Желобок, Андрей Лукомский.
Местом творческого паломничества в этом году стал один из самых живописных районов нашей области - Шебекинский, с центром проживания в доме отдыха «Первое мая». Спасибо руководству Шебекинского района и особенно начальнику управления культуры Ольге Кирилловне Тарасовой, которая старалась сделать для гостей всё возможное. И жители окрестных сёл проявляли не только вполне понятное любопытство (от детворы и вовсе не было отбоя), но и ненавязчивую заботу. Никто их об этом не просил, а они художникам квас из погреба, домашнее молоко, мёд, овощи…
- Не обессудьте, чем богаты…
И всё удивлялись, глядя на холсты живописцев: «Мы так много работаем, что и посмотреть вокруг некогда. А оказывается, красота-то какая!
А места, действительно, удивительные. Художники творчески поклонились могучему Титовскому бору, реликтовым соснам на мелу Бекарюковского бора, восхитились многовековыми дубами и селями близ сёл Яблочково и Дмитриевка, познакомились с памятниками археологии - Крашевским городищем (древнерусским городом IX-XII веков), Дмитриевским городищем салтово-маяцкой культуры VIII-X веков, осмотрели остатки города-крепости Нежегольск, входящего некогда в Белгородскую засечную черту… И, конечно, не обошли вниманием старинные храмы в сёлах Муром, Чураево, Неклюдово… К древней архитектуре у художников особое творческое почтение. Во-первых, восхитительная старина. А, во-вторых, церквушки и соборы живописно смотрятся на полотнах; красная, голубая, синяя, жёлтая краска храмовых стен зрительно контрастирует с окружающей зеленью, создавая неожиданные оптические притяжения, а золотые купола, как будто зажжённые солнцем свечи, возносятся в бездонное небо.
Кстати, наши польские гости, приезжая на Белгородчину, обязательно стараются попасть в храм на православную службу.
- Кто-то, возможно, удивится, что, мол, мы - католички и зачем нам это нужно? - делится мыслями Анна-Мария Роговска. - но что значит: зачем? Пусть ветви у нашей религии разные, но древо христианства одно. И Бог для нас един. Я родилась в Польше, но родители имеют украинские корни. И когда я слушаю православное пение, мои гены, по-видимому, дают о себе знать. Я не могу сдержать ком в горле.
А я не могла сдержать ком в горле, когда рассматривала работы на заключительном, постпленэрном вернисаже. Все писали вроде бы одно, а складывалось впечатление, что перед нами огромный, многоликий мир, где каждый поёт свой гимн любви. Ну, пусть не гимн, так песню, элегию, ноктюрн, серенаду, колыбельную… Каждая работа обладает своим индивидуальным творческим почерком. Я бы, например, никогда не перепутала работы С.Доляновского и В.Нестеркова. У Станислава - мощный, размашистый мазок, своего рода «зашифрованный» монументализм, даже когда он пишет что-то камерное. У Володи напротив - лирический взгляд на окружающую действительность. В чём-то даже сентиментальный. Отсюда и его пристальный интерес к «уходящей натуре»: городским старым дворикам, сельским хаткам, неиссякаемый восторг перед зарождением нового дня, когда первые рассветные лучи озаряют всё в розовато-жемчужно-голубоватые тона, будто пришедшие к нам из детских снов или самых счастливых воспоминаний юности.
В пленэрских работах ещё одного белгородского художника - Владимира Желобка, может быть, каких-то новых «интонаций» я и не почувствовала, зато отметила для себя композиционную стройность, законченность, гармонию цвета и света, особую «дотошность» к почти микроскопическим деталям. Зато удивил и порадовал Андрей Лукомский. За последние годы, когда он часто стал выезжать на пленэры, его работы становятся год от года интереснее. Появилась творческая раскованность, ненавязчивая образность.
Но удивил не только Андрей. За 11 лет мы уже привыкли, что белорусские художники более сдержанны в своих пленэрских этюдах по цвету и свету, нежели их коллеги из других государств. Что, конечно, вовсе не значит, что их произведения чем-то хуже. Просто они, как правило, были другими. В чём-то другими были и работы Владимира Евтюхова из Гомеля, представленные на нынешнем вернисаже. Вот только ни о какой сдержанности не могло быть и речи. И экспрессия, что называется, била через край, и театральности в её живой, сиюминутной непредсказуемости хватило с лихвой.
Тем, наверное, и хорош каждый пленэр, что, как зритель, открываешь для себя что-то неожиданное. Когда рассматривала полотна Аницы Савич из Сербии, не могла понять, почему в них преобладают желтовато-охристые, палево-коричневые тона… Казалось, будто художница писала их не в августе, когда повсюду на Белгородчине ещё царствует буйная зелень, а тогда, когда в свои права вступила золотая осень и короткая оттепель «бабьего лета» с последними жаркими лучами солнца, «костром рябины красной» и седыми паутинками в воздухе. Естественно, я не могла не поинтересоваться у Аницы столь разительной метаморфозе и услышала в ответ:
- Понимаете, я была в таком восторге от природы и достопримечательностей, что не выпускала фотоаппарата из рук. Эти снимки навсегда останутся со мной, я буду ими любоваться, показывать и рассказывать своим друзьям, ученикам, родственникам. Но мне хотелось увезти ещё какие-то другие впечатления. И тогда я решила пофантазировать: запечатлеть чудные южнорусские пейзажи в их осенней красоте. Возможно, это получилось у меня не очень убедительно, но мне понравилось. Буду смотреть и вспоминать вашего великого поэта Александра Пушкина, который как никто мог воспеть это волшебное время года.
О Пушкине Аница вспомнила не случайно. Ведь она сама не только художник, но и поэт, автор нескольких литературных сборников.
Как всегда по-своему удивили нас и польские художницы. Они представили на заключительной выставке не только работы, выполненные в духе сюрреализма и абстрактной живописи (как это было три года назад), но и акварели, написанные в традициях русского реалистического искусства.
Но на этом польские сюрпризы не закончились. Ещё в Ровеньках три года назад Урсула Серафим-Нога в прямом смысле слова спелась с белгородским художником Андреем Лукомским. Они даже вместе написали «Пленэрный блюз», который исполняли в две гитары. А в этом году - Урсула поразила нас не только пением русских народных песен и романсов, но и вокальных композиций на стихи М.Цветаевой, Б.Пастернака, Б.Ахмадулиной… А уж как дружно распевали братья-славяне «Миленький ты мой» и «Надежду» - нужно было слышать! Впрочем, как же без надежды на новую встречу.
К сожалению, я даже в двух словах не смогла сказать обо всех произведениях, увиденных на прошедшем пленэре. Всё-таки в нём участвовало 11 художников, которые за две недели написали по 20-30 и более работ. Художники, разъезжаясь по городам и весям, увозят с собой не просто признательность благодатному краю, но и зримые образы, запечатлённые в многочисленных этюдах, которые белгородцы увидели на заключительной выставке в Шебекинском дворце культуры и увидят ещё не раз. Ведь по традиции часть работ, написанных во время пленэра, безвозмездно передаются в белгородские музеи и региональное отделение Союза художников России.
- Комментировать
- 1317 просмотров
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 14 недель назад