Он уехал из дома в четырнадцать с половиной лет,
а вернулся в шестьдесят, чтобы возродить родное гнездо
…Лесная тропа переходит в дорожный просёлок, который в осенне-зимнюю пору можно, пожалуй, одолеть только на тракторе. Добраться до хутора Новая Заря в шебекинской глубинке очень сложно. Во всяком случае, так было до сих пор. Но теперь нам навстречу то и дело попадаются самосвалы, гружённые щебёнкой, землёй, автогрейдеры и другая дорожная техника.
Матрос с «Гремящего»
Тормозим у дома с надписью: «Хутор Новая Заря. Родовая усадьба Ивана Ивановича Катаржнова». Сам хозяин выходит нас встречать. Несмотря на летнюю жару, во дворе прохладно, гуляет ветерок. Лес отделяет от дома небольшая расчищенная и утрамбованная земляная площадка - для спортивных игр. А на территории усадьбы старый сад, есть и огород…
Иван покинул родной дом в четырнадцать с половиной лет, а вернулся сюда в шестьдесят, чтобы уже навсегда остаться здесь, возродить родовое гнездо.
Крестьянский сын, окончив шебекинское ГПТУ и проработав год слесарем на заводе, он был призван на службу в Военно-морской флот. После полугода в учебном подразделении Иван Катаржнов - матрос-радиометрист большого гвардейского противолодочного корабля «Гремящий». Их экипаж выполнял боевые задания на многих морях и океанах. За два с половиной года службы Иван на своём грозном боевом корабле сделал 72 тысячи миль - достаточно, чтобы три раза обогнуть земной шар. Впрочем, молодой матрос дал подписку о неразглашении подробностей своей службы. Упомянул только, что у них на «Гремящем» был гостем Фидель Кастро. А композитор Александра Пахмутова посвятила кораблю песню.
После службы гостил в Москве у родственников и познакомился с девушкой Ирой. Это была воистину любовь с первого взгляда и стремительный брак. С тех пор они живут сорок лет душа в душу, родили сына и дочь. И Ирина Ивановна, коренная москвичка, последовала за своим Ванечкой в глухую деревню, где не было даже водопровода. Но об этом чуть позже.
Белгородское землячество
Около пяти лет он проработал слесарем на московском заводе «Гостеасвет». В 1976 году его взяли в Главное таможенное управление при Министерстве внешней торговли, где Иван Иванович проработал до самой пенсии. «Вырос» до первого заместителя начальника Московской таможни. Закончил Российскую таможенную академию.
Вместе с первым начальником Белгородской таможни Владимиром Данковым он в начале 90-х участвовал в становлении новой правоохранительной структуры на границе России и Украины. Помогал определять расположение будущих таможенных постов.
- Когда распался Советский Союз, ряду министерств и Главному герольдмейстеру при Президенте Российской Федерации было поручено разработать и утвердить новую таможенную символику страны. Федеральный таможенный комитет представлял я, - вспоминает Иван Иванович. - Утвердили герб, флаг, символику на транспортных средствах. У меня сохранились наработки, образцы - это же наша современная история. Поэтому часть материалов я передал в Федеральный музей таможенной службы в Москве. А остальные хочу сделать достоянием моих земляков, открыв музейную экспозицию здесь в усадьбе.
И ещё один штрих биографии Ивана Катаржнова. В начале 90-х он был одним из организаторов создания в Москве Белгородского землячества. В столице живёт немало наших земляков, многие приезжают туда в командировки, по делу. В огромном городе людям необходим свой Дом, где они могли бы встречаться, общаться, помогать друг другу. Помимо того, Белгородское землячество помогает юным белгородцам из неполных семей учиться в столичных вузах.
- А ещё наше землячество «Белогорье» шефствует над ребятами, которые служат в Кремлёвском полку. Туда охотно принимают белгородцев, и сегодня эту почётную миссию выполняют около сорока наших ребят…
Когда подошло время пенсии, Иван Иванович задумался, как быть дальше.
- Мне запали в душу слова нашего губернатора Евгения Степановича Савченко. Он, встретившись с нами, сказал, ну что за радость пенсионерам, особенно энергичным людям, сидеть в Москве в четырёх стенах своей квартиры. Возвращайтесь на родину, домой, возрождайте своё родовое гнездо, поработайте ещё на благо себе и людям. А потом через Интернет я знакомился с двумя постановлениями правительства Белгородской области «О родовых усадьбах» и «О сельском туризме». Так родилась идея возвращения в Новую Зарю и создания в этом живописном месте, разумеется, с помощью других хуторян одного из центров сельского туризма.
Идею обсуждали на семейном совете. У Катаржновых хорошая квартира в Москве и дача с садовым участком в 67 километрах от столицы (по нынешним меркам, считай, рядом). А в Новой Заре - дом-развалюха, где он родился и где живёт его старенькая мама. После долгих споров Иван Иванович оставил квартиру детям и принял решение ехать в глухомань - возрождать родовую усадьбу. Ирина Ивановна, дочь офицера, которая и села-то толком не видела, поехала вместе с ним.
…А лечит природа
Он прекрасно помнит тот хмурый февральский день 2011 года, когда пустился в путь - домой, на родину.
Последний участок дороги до хутора в семь километров на внедорожнике с цепями Катаржнов преодолел за… один час сорок минут. Картина предстала перед ними удручающая: покосившийся домик, заброшенный сад, газа на хуторе нет, водопровода нет, свет с перебоями, отопление печное.
Все свои сбережения за много лет Иван Иванович вложил в восстановление родовой усадьбы. Когда он провёл нас по своим владениям, признаться, я был уверен, что хозяин построил на территории усадьбы два красивых, уютных дома со всеми необходимыми пристройками. Оказывается, нет, он полностью отреставрировал ту покосившуюся хатёнку и полуразвалившийся сарай-коровник. Одно здание для своей семьи, другое - для будущих туристов.
- А они непременно будут, для меня назад хода нет, слишком много сил и средств вложено в это дело, - говорит Иван Иванович. - Понимаете, я убеждён, возродится глубинка - возродится Россия…
Архитектура и внутренняя отделка дома для гостей соответствуют вкусам хозяина. Он с гордостью показал баню и мини-бассейн, трапезную с русской печью, каминный зал, украшенный макетами его любимых кораблей и портретом актёра Павла Луспекаева, блистательно сыгравшего таможенника Верещагина в фильме «Белое солнце пустыни», комнату отдыха.
Вместе с Ириной Ивановной они начали приводить в порядок приусадебный участок. В старинном саду около пятидесяти яблонь, других фруктовых деревьев. На огороде созрели капуста, морковь, огурцы, а на небольшой бахче - выросли крупные арбузы и дыни. Его мечта - газон, покрытый шелковистой травой, и импровизированный сельский зоопарк с кроликами, куропатками, курами и прочей мелкой живностью. Для уток и гусей будет специально вырыт пруд.
Зачем? Оказывается, у Ивана Ивановича есть замечательный план: помимо обычных туристов принимать у себя в усадьбе ребятишек, больных детским церебральным параличом, вместе с родителями, конечно.
- Диагноз ставит врач, а лечит природа, - говорит он. - Ребятишки, больные ДЦП, как правило, умны, талантливы. Но я считаю, их надо освободить от чрезмерной опеки родителей, приблизить к природе. Пусть они гуляют в саду, возятся в огороде, играют, общаются. Можно привозить их сюда на сутки и даже на трое. Сейчас я работаю над программой их реабилитации. Дочь Ольга по образованию психолог, защищает кандидатскую диссертацию. Она решила приехать сюда, чтобы тоже работать с больными детьми.
Начало положено: 25 июля в гости к Ивану Ивановичу приезжали 20 ребятишек с 10 взрослыми. Мальчишки и девчонки осматривали усадьбу, играли в саду, для них был приготовлен отличный обед. Надо сказать Иван Иванович с Ириной Ивановной хорошие кулинары. Малышне всё очень понравилось: и сад, и дом, и обед.
Кстати, о продуктах. У всех жителей Новой Зари собственные сады и огороды, есть большая пасека, пчёлами здесь занимаются восемь человек. Проблема только в том, что большие урожаи девать некуда, по словам местных жителей, овощи и фрукты уже козы не едят. И Иван Иванович призывает хуторян заняться организацией сельского туризма - это, по его мнению, единственный выход, чтобы возродить Новую Зарю.
Катаржнов - душа и мозг этого предприятия, генератор идей. Он разработал идею продуктовых наборов для туристов, причём разного ассортимента и стоимости. Каждый гость за вполне умеренную цену может приобрести этакий «походный чемоданчик» с домашней настойкой, вареньем, соленьями, колбасными и мясными изделиями - все из свежайших деревенских продуктов. И с фирменной надписью на чемоданчике: «Из деревни от Ивана Ивановича».
- Не скрываю своей цели: мы хотим возродить хутор с помощью сельского туризма. И приглашаем наших земляков, в своё время покинувших эти места, вернуться на малую родину, - говорит Катаржнов. - Мне довелось бывать во многих странах, получающих от туризма колоссальные прибыли: в Голландии, Норвегии, Алжире, на Кубе. Право, чем мы хуже. Туризм - это такой же продукт, который можно производить на продажу. И мы вполне способны предоставить людям товар самого высокого качества.
Были скептики, пугавшие, что его инициативу просто-напросто удушит местная бюрократия. Но Иван Иванович, по его словам, убедился, что «у нас есть точки соприкосновения с местной властью, с губернатором области». По распоряжению губернатора сегодня вовсю развернулось строительство автомобильной дороги с твёрдым покрытием от села Заводцы до хутора Новая Заря. Вдоль улиц поставлены фонари, так что с освещением теперь проблем нет.
К сожалению, по ряду причин задерживается начало работ по газификации хутора,что может ещё на год задержать открытие этой своеобразной сельской здравницы для больных ребятишек. Ведь Катаржновы хотят принимать здесь гостей в течение всего года, в том числе и зимой. Но Иван Иванович не успокоится, пока не добьётся своего («мне отступать некуда» - всё повторяет он). Будет вновь обращаться к правительству области, губернатору.
К подножию обелиска
В день памяти и скорби 22 июня 2012 года у хутора Новая Заря был открыт памятник землякам-хуторянам, участникам Великой Отечественной войны. На обелиске 46 фамилий: из них 26 солдат не вернулись с фронта, другие умерли позже от болезней и старых ран. В этом списке четверо Катаржновых: два деда, брат отца и брат деда, не пришедшие с
войны.
И хотя Иван Иванович родился уже после Победы,
война для него не просто страничка из учебника истории, а часть жизни нашей великой страны, его рода. Памятник землякам - участникам Великой Отечественной войны он построил на собственные средства и по своему проекту.
Угол кирпичной стены символизирует мирную жизнь, которую оставили парни и взрослые мужики, ушедшие на борьбу с врагом. Достаточно только повернуть за угол дома и… В этих местах шли страшные бои, хутор три раза переходил из рук в руки. На днях было приостановлено строительство дороги по соседству: дорожники обнаружили в земле 400-килограммовую авиабомбу. Уж скоро семьдесят лет, как отгремели бои, а до сих пор сохранились вокруг хутора руины разбомблённого блиндажа, окопы, траншеи, воронки от бомб и снарядов.
На вершине памятника - аист, который символизирует непрекращающуюся линию жизни. Иван Иванович планирует построить целый мемориал. Ещё здесь появится скульптурная композиция: женщина с мальчиком и девочкой, несущие к обелиску воинам-освободителям цветы.
На открытие памятника пришли ребята из духовно-просветительского центра, что расположен в соседней Белянской школе. Шли крестным ходом вместе с отцом Александром, священником местного храма, где шестьдесят лет назад крестили Ивана Катаржнова. Ребята организовали в честь открытия обелиска концерт, да такой, что местные жители даже всплакнули. Решено, что Белянская школа берёт шефство над памятником фронтовикам.
- А у меня родилась ещё одна идея, - говорит Иван Иванович. - Почему бы на базе нашей родовой усадьбы не организовать, ну, пока хотя бы раз в год, встречу ребятишек, больных ДЦП, детей из духовно-просветительского центра и кадетов из шебекинской школы, над которой шефствует таможня? Ребята приедут со своими концертными номерами, будут общаться, наверняка у кого-то завяжутся дружеские отношения. А со временем такие встречи превратятся в настоящие детские фестивали… Во всяком случае, наша епархия и таможня уже обещали свою поддержку.
Да, он немного романтик и мечтатель, но из тех, кто упрямо идёт до конца, воплощая свои мечты в жизнь. Несколько дней назад к нему в усадьбу приехала женщина с внучкой из Брянска, она когда-то жила в этих местах. Приехала сюда по просьбе сына, живущего в США. Тот по Интернету услышал о памятнике фронтовикам-односельчанам. И очень захотел узнать, правда ли, что хутор Новая Заря возрождается, или это «очередной пиар, реклама», как он выразился.
Гостья всё засняла на видеокамеру, записала рассказ Катаржнова. И расскажет сыну. Какое до всего этого дело новоиспечённому американцу? А у него дед-фронтовик, участник Великой Отечественной
войны…
- Комментировать
- 3294 просмотра
Новая Заря Ивана Катаржнова
Вот такие люди нам сегодня нужны как воздух!!! Для которых слово "Родина" не пустой звук, для которых патриотизм и любовь к родной земле - это смысл жизни!!!