Исторические выводы должны быть основаны не на абстрактных умозаключениях, а на подлинных архивных документах
Возвращаясь к напеча-
танному:«Навеки 19-летние…», «Белгородские известия», 20 февраля 2010 года
В 1942 году две девушки из Ржева - 19-летние Наташа Бойкова и Шура Хренова - спасли тысячи бойцов Красной армии. Разведчицы выяснили, что за орудие огромной разрушительной силы обстреливает наши позиции. Немецкая суперпушка была уничтожена. Но сами разведчицы с задания не вернулись. Их командир Николай Евдокимов, ныне полковник в отставке, проживающий в Белгороде, двадцать лет восстанавливал факты, чтобы узнать, что же случилось с девушками, посланными им в тыл врага...
Эта история, опубликованная в газете «Известия» 6 мая 2008 года и в «Белгородских известиях» 20 февраля 2010 года, неожиданно вызвала шквал злобных откликов. Особенно неистовствовали блогеры и журналисты некоторых либеральных СМИ. Они дружно обвинили ветерана контрразведки Николая Афанасьевича Евдокимова во лжи. Дескать, он сочинил героическую историю про суперпушку, чтобы скрыть «истинную роль кровавых гэбэшников в войне».
Вот несколько характерных комментариев по поводу публикации о подвиге юных разведчиц. «…Внуки спрашивают, откуда медаль «За боевые заслуги», полученная особистом под Ржевом, и так хочется рассказать про что-то большое и прекрасное: например, как спас Москву от сверхпушки...» «…У особистов это вопрос психологии: то у них туннель из Бомбея в Лондон роют, то Кремль пытаются взорвать теодолитом, то по Москве из сверхпушки стреляют...» «…Хотя, в общем-то, основная мысль понятна: что там какие-то 28 миллионов погибших россиян? Что там миллион напрасно израсходованных под Ржевом солдат? Особисты - вот кто спас Россию. От сверхпушки. И продолжают спасать по сегодняшний день…» «…Вот так ГБешники победили в Великой Отечественной войне. А кто же расстреливал безоружных штрафбатовцев, которых гнали эти сытые рожи под немецкие пулеметы? Кто демонстративно расстреливал перед строем в затылок «трусов и дезертиров»? Кто пытками выколачивал «признания» из вышедших из окружения?»…
Против этих попыток извратить нашу историю выступил белгородский писатель Василий Журахов. Полковник милиции в отставке, участник боевых действий на Кавказе, награждённый медалью «За отвагу», он в качестве военного консультанта сотрудничает с телерадиокомпанией «Мир Белогорья». При участии Василия Журахова создано три документальных фильма: «Особая война», «Нет уз святее братства» и «Ратники Отечества».
На основании проведённого расследования Василий Журахов сделал вывод, что «факт наличия немецкой крупнокалиберной железнодорожной пушки под Ржевом имел место», публикация в нашей газете и в «Известиях» - «не вымысел, а правдивый рассказ о девушках-разведчицах, лётчике и артиллеристах». Телерадиокомпания «Мир Белогороя» готовит с участием Василия Журахова документальный фильм «Особая война. Конец «Берты». А эту статью Василий Журахов написал специально для «Белгородских известий».
На особые отделы в годы Великой Отечественной войны были возложены функции не только контрразведывательного обеспечения воинских частей, но и ведения агентурно-разведывательной работы в тылу врага. Целью такой работы был сбор информации о дислокации немецких частей, их численности, вооружении и боеспособности. К выполнению такого рода заданий военным контрразведчиком Николаем Евдокимовым, обслуживавшим 542-й пушечный артиллерийский полк, с санкции руководства были привлечены две девушки - комсомолки Наталья Бойкова и Александра Хренова.
При разработке легенды на случай их задержания немцами учитывался тот факт, что и у одной, и у другой близкие родственники проживали в оккупированных районах Калининской и Смоленской областей, поэтому территория их деятельности в качестве разведчиц получалась обширной. Выполняя задания, Наташа и Шура добывали ценные сведения, которые использовались особистами как в оперативной работе, так и для информирования командования. Многие боевые операции были успешно проведены благодаря самоотверженности и героизму юных разведчиц.
В феврале 1942 года разведчицы добыли предварительные сведения о том, что немцы под Ржевом приступили к строительству железнодорожной ветки, уходящей вглубь лесного массива. Эту дорогу они планировали использовать для курсирования крупнокалиберного дальнобойного орудия, установленного на железнодорожной платформе. Из этой сверхмощной пушки фашисты собирались обстреливать укрепрайон Можайской линии обороны Москвы.
Контрразведчик Евдокимов незамедлительно доложил об этом своему руководству и продолжил разведывательную работу по получению более конкретных сведений. Наташа Бойкова и Шура Хренова, получив новое боевое задание, отправились в тыл к немцам. По заснеженному полю разведчицы с трудом перешли линию фронта. В Ржеве они разыскали явочный адрес по улице Краснофлотской. Хозяином дома был доверенный человек особистов Прохор Фёдорович Седов, который должен был помочь Шуре и Наташе выполнить задание - разузнать точное место строительства железнодорожной ветки. До утра девушки решили остаться в доме Седова. Но отдыхать разведчицам долго не пришлось. Нежданно нагрянули эсэсовцы в сопровождении группы полицаев и арестовали разведчиц. Их долго допрашивали, обливая холодной водой и выводя на мороз в одних сорочках, но комсомолки не сломались, стойко выдержали издевательства и пытки. Не добившись признаний, фашисты отправили их в ржевский концлагерь. Арестовали и Прохора Фёдоровича Седова. Допрашивая, его жестоко избивали, он умер от пыток.
В конце февраля 1942 года подпольщики организовали побег из концлагеря большой группы военнопленных. Вместе с ними удалось бежать и разведчицам.
Шура, пытаясь перейти линию фронта и вернуться к своим, случайно задела мину-ловушку, установленную в городском парке Ржева. Прогремел взрыв. Шура погибла сразу, а Наташа, зная, что её будут преследовать фашисты, спряталась в подвале сожжённого магазина на окраине города. Раненая и обмороженная, она не смогла там долго скрываться, а когда вышла, её схватили и расстреляли. В связи с тем, что разведчицы в назначенный час не вернулись с задания, особым отделом были приняты меры по их розыску. Но результатов они не дали...
Вскоре контрразведчика Евдокимова перевели на другое место службы. Информация о немецкой сверхмощной пушке из-за неполученного подтверждения отошла на второй план. Красная армия продолжала вести оборонительные бои, сдерживая натиск войск вермахта. Неожиданно летом 1942 года передовые части Калининского фронта были обстреляны вражеской дальнобойной артиллерией. Особому обстрелу подвергся 542-й
пушечный артиллерийский полк под командованием майора И.С. Жигарева. Откуда и из чего вёлся сверхмощный обстрел, военное руководство понять не могло. Помогла информация, добытая Наташей и Шурой о строящейся немцами железнодорожной ветке. Силами разведывательно-корректировочной авиации местонахождение сверхпушки, названной красноармейцами «Берта», было установлено, и в дальнейшем она была уничтожена 542-м артполком.
Эта история, рассказанная газетами, вызвала ажиотаж в СМИ и обвинения во лжи ветерана Великой Отечественной войны контрразведчика
Н.А. Евдокимова. Журналисты наперебой утверждали, что никакой пушки не было и вся эта история - вымысел пожилого ветерана. Роль особиста Евдокимова в победе наших войск под Ржевом была охарактеризована следующим образом: «...Сзади войск шли особисты, подгоняя обречённых выстрелами в спину, допрашивая боевых офицеров, расстреливая тех, кому удалось вырваться из окружения».
Николай Афанасьевич Евдокимов живёт в Белгороде, он ветеран УФСБ России по Белгородской области, награждён многими боевыми орденами и медалями. Чтобы защитить честь офицера контрразведки и восстановить историческую правду, мы приступили к реализации проекта с рабочим названием «Особая война». К участию в проекте были привлечены военные специалисты.
В результате расследования удалось найти газету «Красная звезда» от 15 октября 1942 года. В ней в статье А.Ф. Полякова «Под Ржевом. Конец «Берты» подробно рассказано, как летчик-корректировщик Васильев, получив задание от командира полка Жигарева, установил местонахождение сверхмощной немецкой железнодорожной пушки, названной «Бертой», и передал её координаты командованию. Артиллеристы Жигарева точным попаданием уничтожили орудие. Об этой истории стало известно Верховному главнокомандующему И.В. Сталину. Он дал указание опубликовать статью Полякова в газете «Правда».
Однако несмотря на то, что публикация была найдена, оставались сомнения в подлинности рассказанной истории. А действительно ли существовал 542-й пушечный артиллерийский полк? Какое отношение к этому полку имел особист Н.А. Евдокимов? Был ли такой военный журналист А.Ф. Поляков? И не является ли вымышленным герой его очерка летчик-корректировщик Васильев?
Ответить на первый вопрос большого труда не составило. В Центральном архиве Министерства обороны РФ разыскали исторический формуляр 542-го пушечного артиллерийского полка. Этот документ заверен начальником штаба полка и скреплён гербовой печатью. В нем имеется следующая запись:
«О прекрасных боевых действиях полка во время ржевской операции красочно описано в газетах «Правда» и «Красная звезда» в статьях, написанных военным корреспондентом «Красной звезды» тов. Поляковым «Под Ржевом», позже чего издана брошюра...».
Ответ на второй вопрос был найден в личном деле полковника в отставке Н.А. Евдокимова. Из справки следует:
«Евдокимов Николай Афанасьевич (личный номер Е-04800)... В 1941-1942 гг. состоял в должности оперуполномоченного особого отдела по обслуживанию 542-го корпусного полка. В 1942 году переведён на должность оперуполномоченного особого отдела НКВД 30-й армии».
Чтобы получить ответ на третий вопрос, исследовательская группа встретилась с представителем редакции газеты «Красная звезда». В результате было установлено, что Александр Поляков действительно был военным журналистом. Летом 1942 года он находился в служебной командировке под Ржевом в полку майора Жигарева. Подробное описание жизни Александра Полякова опубликовано в газете «Красная звезда» 14 января 2012 года в статье «Всё начиналось с военных дел».
Найти ответ на четвёртый вопрос казалось невозможным, так как о летчике Васильеве были известны только фамилия и принадлежность к роду войск. Кроме того, Васильев, как и Иванов, очень распространённая русская фамилия. Когда стали изучать списки авиаполков и отдельных эскадрилий, воевавших под Ржевом, летчиков Васильевых оказалось порядка десяти, но ни один из них не имел отношения к боевой деятельности 542-го артиллерийского полка. Расследование зашло в тупик.
Пришлось ещё раз более детально изучить материалы об обстоятельствах уничтожения немецкой суперпушки. Внимание привлекла фамилия Тюльпанов, который летал штурманом вместе с Васильевым и погиб при выполнении боевого задания. Данные штурмана удалось отыскать в архиве гораздо быстрее, так как фамилия редкая. Обнаруженный документ гласил:
«Тюльпанов, Лев Николаевич, младший лейтенант. Штурман 10-го отдельного корректировочного звена. Погиб при выполнении боевого задания на самолете СУ-2 10.08.1942 г.».
В фондах Центрального архива Министерства обороны РФ были обнаружены списки этого авиационного звена. В них указаны данные Васильева:
«Васильев Евгений Александрович, 1918 г. р., младший лейтенант, командир звена корректировщиков».
Затем по фамилии обнаружили наградной лист на его имя, в котором, наряду с перечислением личных качеств, было указано:
«О его мужестве при выполнении боевого задания правдиво сказано в повести писателя Полякова «Под Ржевом».
Штабисты не стали подробно описывать подвиг Васильева, да и зачем, ведь о нём из газет знала вся страна. Васильев Е.А. был награжден орденом Отечественной войны I степени.
Помимо документов с помощью сотрудников пресс-службы УФСБ России по Белгородской области удалось разыскать и свидетеля тех событий - лётчика Василия Васильевича Пластуна - сейчас он живёт в городе Гатчина Ленинградской области. Сам он не принимал участие в боевых вылетах по поиску сверхмощной пушки, но об этом ему было известно из рассказов однополчан. Вот что он вспоминает:
«Или такое задание: от Ржева до Вязьмы по железной дороге курсировала «Берта» - дальнобойное орудие на платформе. Выстрелит и смотается. Надо было выследить железнодорожную ветку, где она скрывалась».
Анализ собранного материала свидетельствует о том, что факт наличия немецкой крупнокалиберной железнодорожной пушки под Ржевом имел место. Описанные в газетах события не вымысел, а правдивый рассказ о девушках-разведчицах, лётчике и артиллеристах.
На основании проведённого исторического исследования создаётся документальный фильм «Особая война. Конец «Берты». Для того чтобы поставить точку в этой истории, осталось выяснить точное наименование орудия, уничтоженного под Ржевом. С этой целью в Германский исторический институт в Москве направлен соответствующий запрос.
Этот фильм расскажет о том, что история Великой Отечественной войны, как и любого события, связанного с защитой интересов Родины, не допускает вольной трактовки, а тем более голословных обвинений в адрес тех, кто, рискуя жизнью, защищал её. Делая исторические выводы, мы должны помнить о том, что они должны быть основаны не на абстрактных умозаключениях, а на подлинных архивных документах.
- Комментировать
- 1706 просмотров
Комментарии
4 года 11 недель назад
4 года 11 недель назад
4 года 11 недель назад
4 года 11 недель назад
4 года 11 недель назад
4 года 11 недель назад
4 года 11 недель назад
4 года 11 недель назад
4 года 11 недель назад
4 года 12 недель назад