Многие, наверное, видели фильм Владимира Мотыля «Женя, Женечка и «катюша» с обаятельным Олегом Далем в главной роли. Сейчас его достаточно часто показывают по разным телеканалам. В основу киносценария легла повесть Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр!», который ушёл на фронт со школьной скамьи и оставался на передовой до самой Победы. И киноповесть «Женя, Женечка и «катюша» во многом для Булата Окуджавы автобиографична. В центре её юный боец Женя Колышкин - вчерашний школьник, выросший в Москве на Арбате. Молоды в основном и другие герои. Неудивительно, что художественный руководитель Старооскольского театра для детей и молодёжи Семён Лосев, выбирая пьесу о войне, остановился именно на этом произведении. Спектакль был поставлен к 65-летию Великой Победы в прошлом мае. И с тех пор ни на одном представлении не было свободных мест. А недавно мы увидели его и в Белгороде. Но и это ещё не всё. В самое ближайшее время театр будет представлять этот спектакль в Москве на фестивале, посвящённом памяти Булата Окуджавы, чей день рождения совпал с днём Великой Победы.
Спектакли по этой киноповести идут сегодня на многих театральных подмостках страны, в том числе и столичных. Но на фестиваль пригласили не москвичей и не петербуржцев, а городской театр из провинции. Есть чем гордиться! Тем более, если учесть, что чуть ли не половину ролей здесь исполняют студенты филиала Ярославского театрального института, который создан на базе Старооскольского театра для детей и молодёжи.
Не скрою, узнав об этом, я несколько напряглась, поскольку не раз приходилось видеть, какая дисгармония царит на сцене в подобных экспериментальных работах. Студенты при всём своём старании всё-таки не дотягивают до профессионального уровня своих более опытных партнёров. А посмотрела старооскольский спектакль и поняла, как театру повезло с художественным руководителем. Семён Михайлович Лосев умеет в начинающем актёре рассмотреть искру таланта и воспламенить её для задуманной цели, не боясь идти подчас на риск. Вот и в «Жене, Женечке и «катюше» он доверил студентам не только массовые сцены или роли второго плана, но и роль главной героини Женечки Земляникиной, которую сыграла Екатерина Алексеева. И ничуть не потерялась в общем актёрском хоре.
Я не случайно вспомнила о хоре. Режиссёр создал такой рисунок спектакля, где все сосуществуют в едином ансамбле. Но при этом у каждого исполнителя своя партия, свой голос, даже когда один актёр перевоплощается на протяжении спектакля в совершенно разных персонажей. Скажем, Андрей Костиков появляется перед нами в прологе как наш современник, взывающий к священной памяти о тех, кто не вернулся из боя. А позже мы видим его в роли бравого полковника Караваева, не лишённого галантности в своих симпатиях к молоденькой связистке Женечке Земляникиной и мечтающего о том, как пойдёт после войны с женой в художественный музей смотреть картины старых мастеров. В другой сцене - он же, но теперь в образе фашистского генерала, придумывающего коварный план для русских «иванов», который, по счастью, срабатывает с точностью до наоборот благодаря смекалке Жени Колышкина. Понятно, что подобное «раздвоение» исполнителей - ход условный.
Но постановщик спектакля и не стремится к документальному восстановлению прошедших событий. Ещё в начале действия он предупреждает устами героев пьесы, что полная реконструкция военного прошлого, тем более на театральной сцене, сегодня просто невозможна. И предлагает юным зрителям включить воображение: представить себя на месте действующих лиц. Ведь многие герои «Жени, Женечки и «катюши» их ровесники. Идёт своеобразный диалог между сценическими персонажами и молодыми зрителями. И не только молодыми. Люди постарше с не меньшим интересом включаются в предлагаемые обстоятельства, смеются, сопереживают, волнуются за главного героя, то и дело попадающего в какие-то переделки, грустят о смерти его возлюбленной Женечки Земляникиной, погибшей чуть ли не в последний день войны. Оказывается, и комедии бывают с трагическим концом.
Впрочем, «Женю, Женечку и «катюшу» в постановке Семёна Лосева и художника Татьяны Сопиной трудно назвать комедией в чистом виде. Хотя спектакль буквально фонтанирует юмором, столь свойственным произведениям Булата Окуджавы и Владимира Мотыля. И всё же границы жанра размыты. О чём свидетельствует и музыкальное сопровождение. Режиссёр выбрал две песни Окуджавы: «Капли Датского короля» и «Бери шинель, пойдём домой» - соединив, казалось бы, совсем несоединимое. Одна отправляет в романтический мир грёз, другая возвращает в реальность жесточайшей войны. Но именно в таком соединении несоединимого живёт на фронте воспитанный на французских приключенческих романах Женя Колышкин - в исполнении молодого и, как мне кажется, очень талантливого, перспективного актёра Петра Бежина. А для младшего лейтенанта Ромадина, замечательно сыгранного Павлом Ивойловым, Колышкин - «тридцать три несчастья». Никогда не знаешь, во что тот вляпается в очередной раз и чем это для него, Ромадина, обернётся: выговором, орденом или долгожданным повышением в звании. Ведь вчерашний школяр не только неисправимый книжный мечтатель, растяпа и дебошир, но и необыкновенно находчивый и мужественный боец.
Но, право же, будет несправедливым обойти вниманием игру других артистов, которые создали в этом спектакле яркие образы. И среди них - Сергей Лысенко, сыгравший немногословного, по-восточному мудрого майора Мушегяна; Сергей Скуридин - исполнитель роли простоватого, но по-крестьянски хозяйственного, исправного в своём солдатском деле Захара Косых; Алексей Солончёв - в роли сержанта Алексея Зырянова, самоуверенного в собственной неотразимости и при этом способного совершить настоящий мужской поступок во имя друга-соперника; аристократичный Зигфрид (артист Игорь Богатырёв)…
Признаюсь, давно я не радовалась такой яркой театральности, такой заразительной стихии игры, которая стирает все привычные условности, где практически в каждой сцене ликует режиссёрская изобретательность и актёрская самоотдача. И как хочется, чтобы «Женю, Женечку и «катюшу» увидели не только в Старом Осколе и Белгороде, но и в других районах области.
- 2048 просмотров
Отправить комментарий