Как белгородский учёный Диана Бондаренко пришла в большую науку
– Для меня звание «учёный» ассоциируется с профессором, доктором наук, человеком со стажем, который занимается научными изысканиями продолжительное время. Я же пока учёный начинающий, молодой, – рассуждает героиня нашего материала. Сегодня кандидат технических наук, доцент кафедры материаловедения и технологии материалов БГТУ им. Шухова, в научную сферу она пришла со студенческой скамьи. Задержалась более чем на десяток лет и на достигнутом останавливаться не собирается. Потому что научные исследования – это интересно. В первую очередь для самого учёного.
Предложили попробовать
На вопрос: «Кем вы работаете?» - Диана Бондаренко обычно отвечает: преподаватель вуза и по совместительству – старший научный сотрудник. А дальше обозначает круг своих исследовательских интересов – материаловедение. По итогам 2023 года Бондаренко стала лауреатом премии имени Владимира Шухова за разработку ресурсосберегающей технологии производства многослойных отделочных материалов. Разработанные молодым учёным материалы и технологии их получения используют для производства изделий, предназначенных для внешней облицовки фасадов зданий и сооружений, и применяют для защиты стройматериалов и конструкций от коррозионных воздействий.
По специальности Диана – инженер. С профессией определилась ещё в старших классах школы: физика и математика привлекали её больше других предметов, да и в семье есть инженеры. Можно сказать, продолжила традицию и пришла учиться в БГТУ им. Шухова вслед за мамой, рассказывает Бондаренко. Старшеклассницей она участвовала в исследовательских конкурсах для школьников, буквально делая первые шаги в науку. Её изыскания, к слову, оценивали тогда в том числе и преподаватели будущей альма-матер.
– В нашем вузе в научную деятельность на ряде кафедр вовлекают со студенческой скамьи. Никого не заставляют, это не обязательное условие, – говорит Диана Бондаренко. – Мне предложили попробовать в этом направлении - предложение заинтересовало. Курса с третьего я стала работать в лаборатории: проводить какие-то эксперименты, составы замешивать и так далее. На пятом курсе я точно знала, что хочу продолжать обучение дальше. К тому времени наша кафедра материаловедения и технологий материалов стала отдельной. Свою работу я продолжила под руководством её заведующей – доктора технических наук, профессора Валерии Строковой. На этой же кафедре я и осталась.
Научные изыскания
– Чем вас привлекает наука?
–Сколько бы ты ни занимался одной тематикой, сколько бы ты её ни изучал, ты всегда ищешь что-то новое – при анализе результатов экспериментов, при анализе литературных источников, работ как отечественных, так и зарубежных учёных. И всегда находишь. К чему-то ты можешь прийти сам. Где-то изучаешь чьи-то исследования и думаешь: как они до этого дошли, я бы с этой точки зрения предмет и не рассматривала! Наука интересна, потому что ты никогда не знаешь, что нового ты почерпнёшь для себя.
Научными изысканиями по выбранной теме – получение защитно-декоративных покрытий на различных строительных материалах – Диана Бондаренко занимается около 10 лет. Человеку, далёкому от науки, понять суть разработок и исследований учёных не всегда легко, поэтому Диана Олеговна объясняет, чем она занимается:
– Мы получаем долговечные композиты со специальными защитно-декоративными свойствами, которые повышают их надёжность при различных параметрах внешней среды. Композит многослойный. Первый слой – это матрица, то есть бетон. Второй – промежуточный, защитный. Он нужен для того, чтобы при воздействии высоких температур сам бетон не прогревался. Я для него использовала смесь высокоглинозёмистого огнеупора с жидким стеклом. Верхний слой декоративный, для него можно использовать различные соли металлов, бой цветного стекла, тогда при оплавлении получается стекловидное покрытие определённой окраски в зависимости от того, какие материалы применили.
Искать и не сдаваться
По словам молодого учёного, следующий этап для занимающихся этой разработкой группы исследователей – поиск индустриальных партнёров. Заинтересованные компании получили опытные образцы.
– Сейчас многие проекты нацелены на внедрение полученного продукта в производство, чтобы технологии использовали, материалы выпускали, – добавляет Диана Олеговна. – Иногда проект готов, но он никого не заинтересовывает. Тогда, к сожалению, разработка теряет новизну.
История науки знает немало примеров того, как учёные годами, а то и десятилетиями работали над очередным открытием. Каково это – идти к результату несколько лет? Не случается ли на пути разочарований и профессионального выгорания?
–Мы работаем в одном направлении, но нельзя сказать, что из года в год мы делаем одно и то же, – поправляет меня Диана Бондаренко. – Мы изучаем различные методы получения покрытий, исследуем сырьевые компоненты, то есть подбираем составы, потому что для определённых материалов состав и использование сырьевых компонентов всегда разные. К тому же технологии не стоят на месте, поэтому мы обращаем внимание на то, в каком направлении пошли другие наши коллеги – и ищем что-то своё. Что-то своё, что-то новое – и поэтому интерес к работе не пропадает. Люди науки живут своими исследованиями, поэтому, если у кого в случае какой-то неудачи руки и могут опуститься, то тут же он начнёт искать пути выхода из этой ситуации, новые идеи. Не всё получается с первого раза, но на то это и технологический отбор. Что делать дальше? Отбрасывать все свои мысли о неудачах и ошибках и начинать сначала. Что-то корректируешь в работе, получается – и вот оно, воодушевление, свежий глоток воздуха.
Даже когда запланированный результат достигнут и задача выполнена, почивать на лаврах не приходится, говорит учёный.
– Да, мы молодцы, но работаем дальше: ищем какую-то новизну, что ещё можем улучшить, что – добавить. Вообще научная деятельность – это постоянный поиск. Когда мы пришли к результату, можно выдохнуть и подумать: день отдыха у тебя точно есть, – добавляет она.
«Мама разрабатывала!»
Кандидатом технических наук Диана Бондаренко стала в 27 лет. Парой лет раньше она совмещала написание кандидатской диссертации, научные исследования с преподаванием целого ряда дисциплин бакалаврам и магистрантам. Признаётся, что поначалу разница в возрасте между преподавателем и студентами была невелика.
– Какой вы по характеру преподаватель? Может быть, знаете, как отзываются о вас студенты?
– Мне кажется, что я лояльная. (Задумывается.) Никогда не слышала о себе: «Диана Олеговна – жёсткий преподаватель». Надеюсь, что мы со студентами находим общий язык, - отвечает учёный и преподаватель.
Своё рабочее время она проводит в аудиториях со студентами и в лаборатории.
– Как преподаватель я работаю не на полную ставку. То есть в определённый день я могу провести пары и работать в лаборатории. А если пары во второй половине дня, то утром успеваю что-то прочитать в литературных источниках, набросать материал для научной статьи. Но если мы работаем над каким-то глобальным экспериментом, то стараюсь день, в который нет занятий со студентами, полностью посвятить заранее проработанному плану. У нас иногда эксперименты длятся месяц, два, полгода или год, поэтому стараюсь выстраивать свой график, – говорит Диана Бондаренко.
На вопрос: как всё успевать и совмещать работу, научную карьеру и семью, - Диана улыбается: сложно.
– Муж иногда не понимает, как можно приходить с работы и опять садиться за компьютер, чтобы поработать. Или в выходные. Но он меня поддерживает: понимает, что это моя работа, что научная деятельность мне нравится, – рассказывает молодой учёный. – Супруг учился по той же специальности, что и я, поэтому и весь принцип моей работы ему понятен. Только он говорит, что надо всё-таки отдыхать.
– Ребёнок спрашивает, чем мама занимается на работе?
– Ему пять лет, он знает, что мама ведёт пары у студентов в университете. Что касается научной деятельности, то тут он знает, что «мама что-то делает». (Улыбается.)
– О чём мечтают учёные и о чём мечтаете вы?
– Наверное, чтобы вся наша работа была не зря. Чтобы все наши разработки и наработки принесли пользу.
– Если однажды вы где-то увидите вживую, допустим, на одном из зданий Белгорода свою разработку, что подумаете?
– Приведу своего ребёнка, покажу и скажу: «Это твоя мама разрабатывала!»
- Комментировать
- 484 просмотра
Комментарии
4 года 31 неделя назад
4 года 31 неделя назад
4 года 31 неделя назад
4 года 31 неделя назад
4 года 31 неделя назад
4 года 31 неделя назад
4 года 31 неделя назад
4 года 31 неделя назад
4 года 31 неделя назад
4 года 32 нед. назад