В Белгороде работает уникальная выставка коллекционной военной игрушки
Миниатюрные воины из государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника, побывав в нескольких российских городах, проделали путь в сотни километров, прежде чем предстать перед белгородскими зрителями. И вот герои экспозиции «Стойкий оловянный солдатик» здесь, в Белгородском государственном литературном музее, смотрят из-за стекла своими нарисованными глазами, словно вопрошая: «Ведь правда, мы достойны внимания?».
От матери - оловянной ложки
Правда безусловная, судя по тому интересу, с каким восторгом удивительные миниатюры рассматривали первые посетители выставки. Наверное, нечто подобное испытывали первые игроки в солдатиков - древние египтяне, греки и римляне. Именно внутри этих цивилизаций возникла и развивалась традиция создавать игрушечных бойцов, чьи образцы обнаружены при археологических раскопках. И не прервалась она. Ведь во что играют мальчишки всех времён? В войну.
XVIII век породил тот образ оловянного солдатика, который мы воспринимаем до сих пор. «Ружьё на плече, грудь колесом, мундир красный, отвороты синие, пуговицы блестят... Ну, словом, чудо что за солдатики!» - достаточно вспомнить сказку датчанина Ганса Христиана Андерсена. А явила его миру милитаристская Пруссия: пока немецкие отцы бились за родину, их киндеры подражали им во всём. Вслед за германским государством мастера крупнейших держав - Британии, Франции, России - наладили процессы по моделированию военной жизни, её событий и героев. От века к веку рынок игрушек расцветал всё ярче… Но едва ли они так популярны среди современных детей - скорее, томятся в сокровищницах музеев и частных коллекционеров. Иногда их двери открывают для нас - и миниатюрные фигурки «славных, бравых ребят» предстают во всём своём великолепии.
Игра в войну
Осмотр выставки «Стойкий оловянный солдатик» стоит начать с первой левой витрины. Здесь под стеклом расположили деревянных воинов. Когда-то неизвестный автор вырезал их и объединил в лаконичную композицию «Развод», посадив на щепки и создав иллюзию движения. Игрушки раскрашены - такие традиционно на Руси изготавливали в Сергиеве Посаде (посадская игрушка). Нетронутых же краской исконно создавали в селе Богородское Московской области (богородская).
Рядом с ними разместили набор шахмат - подарок, преподнесённый музею-заповеднику к 200-летию Бородинского сражения. Весьма необычный: на доске - своеобразной карте - друг напротив друга выстроились армии русских и французов. На чьей стороне сыграли бы вы?
С деревянными солдатиками соседствуют глиняные. Зелёная, на первый взгляд, невзрачная фигурка - образец редкой абашевской игрушки. Этот уникальный художественный промысел, возникший в Пензенской области, сегодня возрождают.
Впору вспомнить и сказку Гофмана - в экспозицию вошли «щелкунчики», или «щелкуны». Напомню, названы они из-за заложенного в них механизма: положите в их приоткрытый рот орех и нажмите сзади на рычажок - получите вкусное ядрышко. «Одеты» генерал, барабанщик, офицер в форму петровского времени.
А вот пехотинцы из папье-маше. И гренадер из… янтаря. И «нарядные» представители тяжёлой и лёгкой русской кавалерии - драгун и кирасир, улан и гусар. Одежды воинов соответствуют исторической правде.
Кирасиры, скажем, носили двубортный закрытый мундир со стоячим воротником и фалдами (колет). Их грудь и спину защищала кираса (отсюда, собственно, и название). Изготовленная из металла, весом 20 килограммов, она защищала своих обладателей. На их головах красовались шлемы с плюмажем из конского волоса. А рубились кирасиры палашами.
Уланы на конях и в синих мундирах, оригинальных касках с квадратным верхом, напоминавших польские конфедератки, вооружённые саблями, пиками, пистолями и карабинами. Гусары же облачались в кивера (высокая цилиндрическая шапка с козырьком), ментик (накидка с меховой опушкой), доломан (короткий мундир), рейтузы и сапоги. Когда они направляли своих коней в атаку, ментики развивались и служили не только как украшение, но и как защита - в горячем бою легко было опознать «своих».
Смотришь на фигурки императора Александра I Благословенного, генерал-фельдмаршала Михаила Кутузова, легендарного Наполеона Бонапарта, французского маршала Иоахима Мюрата - становится любопытно, как делают такую фигурку? Сначала мастер рисует эскиз, затем подробно изучает соответствующие историческим реалиям обмундирование и вооружение и изготавливает маленькую пластилиновую фигурку. Она-то и служит для создания формы, куда он зальёт олово. После чего и получится солдатик, пока блестящий и безликий. Позже умелец определит его характер и расцветит нужными красками. Об этом рассказала научный сотрудник музея-заповедника, которая и представляла выставку в нашем городе, Мария Карпова.
С нею же секретом этого вида искусства поделился Пётр Фёдорович Космолинский - личность, благодаря которой началось возрождение искусства военно-исторической миниатюры в нашей стране. С шести лет он лепил и рисовал воинов русской армии. Именно с его произведений началась подобная коллекция музея-заповедника. Белгородцы могут увидеть сотворённые им композиции - к примеру, Казачий корпус войска Донского Матвея Ивановича Платова. Один из блестящих героев кампании 1812-го, атаман Платов вошёл в её историю в том числе благодаря рейдам казаков в тыл французской армии, арьергардным боям, которые вводили неприятеля в заблуждение, задерживали его продвижения и экономили время для манёвров русской армии.
Да, не только отдельные фигурки представлены здесь. Оно и понятно, один в поле не воин - и мастера создавали многосложные композиции. Юные же стратеги получали возможность разрабатывать план действий или реконструировать исторические военные события. Для монарших домов это был непременный атрибут - цесаревичи с детства обучались искусству войны с помощью оловянных солдатиков. Экспонентами выставки стали и смоделированные 3-я пехотная дивизия Петра Коновницына и 23-я Дмитрия Неверовского, отличившиеся в одном из крупнейших сражений Отечественной войны - Смоленском. И Гвардейская дивизия генерал-майора Григория Розена.
Есть здесь и уникальные серии трёхсантиметровых плоских солдатиков. Целую историю можно придумать, глядя на расставленных воинов: штыками ощетинился Киевский гренадерский полк, сверкают сабли Сумского гусарского, а на них уже устремили своё оружие французские пехотинцы и польские уланы…
Других плоских солдатиков вырезал из фанеры и раскрасил двенадцатилетний мальчик из Смоленска. Накануне Великой Отечественной войны создал он эти фигурки, которые теперь «живут» в музее-заповеднике.
Мост между Отечественными войнами XIX и XX столетий возведён и благодаря акварели «По примеру великих предков» Петра Соколова-Скаля. Старая Смоленская дорога - ныне Можайское шоссе. По ней одни захватчики, французские, бесславно покидали выгоревшую Москву, другие, немецко-фашистские, к столице рвались и были отброшены в ходе Ржевско-Вяземской операции. Вдали виднеется памятник «Героям Отечественной войны 1812 года», а на первом плане - советский солдат, подсчитывающий, сколько неприятеля здесь полегло. Над ним возвышается фигура Кутузова как напоминание о том, что русское войско уже снискало себе славу. Великий полководец вдохновляет на новую победу.
Дополняют «Стойкого оловянного солдатика» реконструкции униформы 1812-го: мундиры из сукна зелёного цвета - обер-офицера армейской пешей артиллерии и нижнего чина Московского гренадерского полка - и патронная сумка армейского гренадера, украшенная медными гренадами. Мария Карпова обратила внимание посетителей выставки на незастёгнутую третью пуговицу мундира. И вот какое любопытное объяснение этой детали последовало:
- Однажды император Александр I выехал на парад. И, видимо, в спешке ему забыли застегнуть третью пуговицу. Русские офицеры, увидев это, решили подражать правителю и расстегнули третью пуговицу. Никто не обращал внимания, пока сам император, наконец, не приметил и не изумился. Офицеры ответили: «Мы хотим подражать своему великому царю».
Миниатюрное оружие, детали которого двигаются, занимает на выставке особое место: кавалерийская сабля, драгунское и пехотное ружья, штуцер, пистолеты и макет пудового осадного единорога - уникального оружия в распоряжении русской армии. Единороги стреляли и как пушка, и как гаубица. Отливали их на заводе Николая Шувалова, герб которого украшал единорог.
Экспоненты «обитают» в окружении живописных полотен и графических листов, которые дополняют тему Отечественной войны 1812-го. К примеру, картина современного художника-баталиста Александра Чагадаева иллюстрирует сражение под Красным 2 августа с участием дивизии Неверовского, о которой уже было упомянуто. Представлены и портреты прославленных полководцев Кутузова, Барклая-де-Толли, возглавлявшего Санкт-Петербургское ополчение Александра Бибикова… И совсем уж редкость - простых русских солдат, чьи вера, любовь к родному Отечеству и мужество принесли нам победу.
Солдатики, их оружие, мундиры, живопись и графика… - камерность, содержательная наполненность и концептуальная завершённость выставки вселяет уверенность в том, что память о славном героическом прошлом России, её доблестных героях не поблекнет, пока на её страже будут стоять вот такие воины - стойкие оловянные солдатики.
Экспозицию завершат 28 июля.
- Комментировать
- 3872 просмотра
Комментарии
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 17 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 17 недель назад