Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Песчанская трагедия

70 лет назад, 5 февраля 1942 года, на камышитовом заводе в селе Пески Белгородского района фашисты сожгли заживо 1700 мирных жителей

Песчанская трагедияПесчанская трагедияСегодня в Белгороде осталось совсем мало старожилов, которые помнят страшную трагедию в селе Пески (Михайловка). Согласно «Акту о зверствах немецко-фашистских оккупантов в городе Белгороде», составленному 14 ноября 1943 года специально созданной комиссией, в сараях камышитового завода за Северским Донцом фашисты расстреляли и сожгли заживо «свыше 1700 ни в чём не виновных советских граждан». Правда в последние годы некоторые краеведы пытаются оспорить эту цифру, которую, по их мнению, значительно завысили по «идеологическим соображениям», но свои предположения не подтверждают никакими архивными документами. Песчанская трагедия осталась в памяти старожилов. И очень жаль, что молодое поколение белгородцев почти ничего не знает о ней.

Это дети мои горят!

…Это произошло 5 февраля 1942 года. К чудовищной акции гитлеровцы и полицаи тщательно готовились. Комендант Белгорода Зауэр отдал распоряжение свозить в село Пески местных жителей, содержавшихся в белгородском концлагере. Ранним утром к старинному дому на углу улицы Бакунина (ныне 50-летия Белгородской области) и Ворошилова (ныне проспект Славы), где находился один из главных фашистских застенков - «кацет», начали подъезжать грузовые машины. Во дворе собралось много фашистов и полицаев с собаками. Из подвалов они начали выводить заключённых. Люди кричали, плакали, предчувствуя беду. Фашисты торопились, натравливали на них собак и загоняли в кузова машин.

В этой страшной тюрьме содержалась и Тамара Савицкая с малолетним сыном. Эта русская женщина была замужем за евреем Семёном Лившицем. В 1937 году у них родился сын Лёва. Проживали они в центре города на улице Красина (ныне Чумичова).

Когда в октябре 1941 года фашисты заняли Белгород, семьи евреев были взяты на особый учёт. Однажды поздно вечером в дом нагрянул полицай Мамаев с напарником. Семёна дома не было. Тогда полицаи арестовали его жену с четырёхлетним сыном и бросили в подвал кацета. Фашисты обещали Тамаре сохранить жизнь, если она откажется от сына, но она с негодованием отвергла такое предложение.

Когда гитлеровцы начали загонять людей в машины, к воротам тюрьмы подбежала пожилая женщина. Это была мать Тамары. Она попыталась подойти к дочери и внуку, но фашист оттолкнул её прикладом автомата. Машины тронулись. Мать Тамары бросилась за ними. Падая в снег, поднимаясь и снова падая, она продолжала бежать за машинами, пока они не скрылись из виду.

Машины направились к расположенному за Северским Донцом небольшому предприятию по переработке камыша. Прибыв на место, полицаи прикладами стали выталкивать людей из машин. У сараев камышитового завода уже было много людей. Сюда фашисты согнали жителей сёл Пески (Михайловка), Дальние Пески, Пушкарное, Супруновка и Старый город. В толпе обречённых на мученическую смерть были в основном старики, подростки, женщины с маленькими детьми, тяжелораненные военнопленные и больные. По приказу гитлеровцев полицаи выводили из общей массы людей группы по 50-60 человек и заставляли их на морозе раздеваться догола. Шестерым мужчинам фашисты приказали сносить одежду в кучу, затем их тоже заставили раздеться и стать в одну из групп. С помощью собак стали загонять людей в сараи. Тех, кто сопротивлялся, пристреливали на месте. По переполненным людьми сараям фашистские изверги открыли огонь.

Раздались душераздирающие крики и плач. От тесноты убитым некуда было падать. Они стояли прижатые теми, кто ещё был жив. Матери своими телами прикрывали детей в надежде, что спасут их от пуль и после расстрела кому-нибудь из них удастся выбраться из этого ада. Но не спасся никто. Заколотив досками двери, полицаи облили сараи нефтью и подожгли.

На противоположном берегу Северского Донца стояла убитая горем мать Тамары, которую фашисты не пустили через мост. Увидев огромное пламя за рекой, она в исступлении закричала: «Это дети мои горят!». И потеряла сознание…

Чёрный дым

На следующий день гитлеровцы пришли на место своего злодеяния. Они увидели, что многие трупы не догорели, принесли на пожарище резину, разбросали по грудам тел, облили бензином и подожгли. Несколько суток горели резина и трупы. Над городом и близлежащими селами стоял чёрный дым и удушливый запах сожжённых тел.

На судебном процессе по делу над изменниками Родины, состоявшемся в Белгороде в 1959 году, Ковалевский, проходивший как свидетель, показывал: «Мы вырыли большую яму и сбрасывали туда обгоревшие трупы, головы, ноги. Потом всё это зарыли».

Рабочий «Горводсвета» Семён Михайлович Хаврах был арестован полицаем Федоровским и разделил участь сожжённых на камышитовом заводе. Его дочь Нина Семёновна, с семнадцати лет воевавшая на фронте, узнала подробности гибели отца только в 1959 году во время суда над полицаями.

В Государственном архиве Белгородской области хранится документ «Список белгородцев, сожжённых на камышитовом заводе во время немецко-фашистской оккупации». В нём перечислены 90 человек - только жители города Белгорода. Евреев убивали семьями. В скорбном списке - супруги Бронштейн, семья Шнайдерман из шести человек и другие.
Оккупанты не жалели ни женщин, ни детей. В пламени сараев камышитового завода сгорели вместе с матерью Пелагеей Михайловной Борзовой её трёхлетний сын Боря и пятилетняя дочь Маша; Валентина Варшавская с двумя детьми; семья Якубович: 28-летняя Александра, 16-летняя Надежда, 14-летняя Лида, 9-летняя Тамара и двухлетний Витя; многие другие женщины, дети и старики.

В числе сожжённых на камышитовом заводе были также сельские жители Белгородского района, военнопленные и беженцы. Их фамилии, к сожалению, остались неизвестными.

В Песках или Старом городе?

В 1960-1980-х годах общественность Белгорода, ветераны Великой Отечественной войны, старожилы неоднократно обращались в областные газеты и на радио с просьбой увековечить память белгородцев, сожжённых в сараях камышитового завода. Их просьбы рассматривались в горкоме КПСС и горисполкоме, принимались различные решения, но памятник на месте трагедии так и не был установлен. На братской могиле у Дворца культуры «Юбилейный» в 1985 году, к 40-летию великой Победы, был установлен новый памятник советским воинам, похороненным здесь, и, как с тех пор стали объяснять в Белгородском областном отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, автор монумента запечатлел в лицах воинов скорбь не только по погибшим однополчанам, но и по мирным жителям, сожжённым в сараях камышитового завода. Конечно же, такое надуманное увековечение памяти жертв трагедии вызывало лишь недоумение.

Но вот в 1997 году, накануне 9 мая, по Белгородскому радио сообщили, что в День Победы в Старом городе на улице Речной состоится открытие часовни-киота Казанской Божией Матери в память мирного населения, сожжённого на камышитовом заводе. В назначенный день я сел в автобус и поехал до остановки «Завод пластмасс». От старых краеведов я знал, что камышитовый завод находился на территории современного завода по переработке пластмасс (ныне завод «Очаково», который, по иронии судьбы, выпускает солод для пива). Добравшись до завода, с удивлением обнаружил, что здесь никого нет, как нет и самой часовни. Расстроившись, пошёл обратно на остановку, чтобы ехать домой, но по дороге встретил празднично одетых людей. Спросил у них, почему не состоялось открытие часовни. Мне объяснили, что открытие будет, но не здесь, а на улице Речной, в нескольких километрах отсюда.

Через час я был у часовни. Митинг уже начался. Выступал мэр города Георгий Голиков, ветераны Великой Отечественной войны, старожилы. Они говорили о нашем святом долге сохранить память о тех, кто был заживо сожжён на камышитовом заводе пятьдесят пять лет назад. Звучала траурная музыка. Настоятель Николо-Иоасафовского собора протоиерей Леонид Константинов освятил новую часовню с табличкой, напоминавшей о том, что часовня поставлена в память о сожжённых мирных жителях.

Когда митинг закончился, люди ещё долго не расходились. Я спрашивал пожилых местных жителей: «Почему часовню установили здесь, а не на месте расстрела и сожжения?». Они соглашались с тем, что часовня поставлена не на том месте, но объяснить, почему именно здесь, в Старом городе, а не на месте трагедии, в Песках, не могли. Один мужчина предположил, что, видимо, архитекторам просто приглянулась эта площадка, и ничего лучше они не нашли. Пожилая женщина рассказала о том, что за Северским Донцом раньше было два камышитовых завода - один в Старом городе, другой - в Песках (Михайловке). «Наверное, просто перепутали и вместо Песков поставили в Старом городе», - с сожалением заметила она. Все старожилы, к которым я обращался с вопросом, однозначно утверждали, что трагедия произошла в Песках, там, где завод пластмасс, и недоумевали, почему часовню установили в Старом городе.

Сегодня уже мало кто из белгородцев знает подлинное место трагедии, произошедшей в начале февраля 1942 года. И пока ещё живы немногочисленные свидетели тех событий, просто необходимо исправить ошибку и установить памятный знак именно на том месте, где в сараях оккупанты и полицаи заживо сжигали людей.

А как же быть тогда с часовней-киотом Казанской Божией Матери? Да как и раньше! Приходить к ней и молиться. За полтора десятка лет часовня стала достопримечательностью этого микрорайона. Пусть она и останется как памятник старогородцам, погибшим во время немецко-фашистской оккупации. Вот только табличку с надписью, что часовня воздвигнута в память о сожжённых на камышитовом заводе, нужно, конечно, убрать.

…70 лет прошло со дня злодеяния гитлеровских захватчиков, но мы до сих пор не знаем всей правды о нём. Хочется верить, что в недалёком будущем на территории бывшего камышитового завода в бывшем селе Пески, именно там, где сожгли ни в чём не повинных людей, будет установлен памятник жертвам этой страшной трагедии.

 

Александр КРУПЕНКОВ,
краевед.
Фото Александра БАРЫШЕВА

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина