Почему храм Рождества Пресвятой Богородицы называют жемчужиной Корочанского района
Как говорят местные жители, храм Рождества Пресвятой Богородицы виден из любой точки Корочи. Два года назад он – монументальный для небольшого райцентра, объект культурного наследия регионального значения – отметил 150-летие. За эти годы храм пережил многое: свои расцвет и величие, гонения на веру и разграбление, восстановление. Но никогда храм Рождества Пресвятой Богородицы в Короче не знал забвения – и это самое важное.
На намоленном месте
Первый – деревянный – храм построили здесь в годы основания Корочи и освятили во имя Архистратига Михаила. Из сохранившихся источников известно, что он сгорел от удара молнии, и случилось это не позднее середины XVII века. Знают также, сюда из Москвы была прислана икона Архистратига Михаила с царского двора.
Второй храм – каменный в честь Рождества Христова – возвели на этом же месте. Дата строительства неизвестна достоверно, но согласно различным источникам он был построен не позднее первой четверти XVIII века.
А вот год, когда на смену заметно обветшавшему, много раз перестроенному и отремонтированному храму пришёл другой, зафиксирован в документах. В 1872 году протоиерей Михаил Вирославский (в храме служила целая династия Вирославских) подал прошение епархиальному начальству – построить новый храм. В следующем году строительство началось.
Настоятель Рождественского-Богородицкого храма – благочинный Корочанского округа протоиерей Михаил (Усатый) – рассказывает, что с ним связано имя известного корочанца – купца 1-й гильдии Софрона Балабанова. До самой своей смерти в 1877 году он состоял в храме церковным старостой.
– Сейчас открываются интересные исторические данные: Балабанов построил его без проекта. Он приехал в Курск, попросил, чтобы ему подготовили проект, началась волокита. Как человек горячий, он решил, что обойдётся без него, – говорит отец Михаил.
Когда попадаешь внутрь храма, это кажется удивительным. Возможно, сыграла свою роль, как сейчас говорят, насмотренность.
– Если внешне сравнить, то наш храм и знаменитый Богоявленский собор в Елохове в Москве, который в своё время до строительства храма Христа Спасителя был кафедральным собором Московской епархии, очень похожи, – отмечает священник. – Есть вероятность, что Балабанов, увидев его, построил этот храм. Большой редкостью было и то, что наш храм – пятипрестольный.
Удивляюсь вслух: сколько же строителей привлекли в своё время, чтобы возвести такое здание, и каких умельцев задействовали? Отец Михаил обращает моё внимание на кованые стяжки конца XIX века, которые призваны удержать стены.
– Посмотрите, решётки на окнах тоже кованые, с тех времён. И настолько они вмурованы в стену, что ничем их и не возьмёшь. Всё продумано было, всё сделано добротно. Десять лет храм строился, без спешки, – говорит он.
Разделили надвое
На рубеже XIX и XX веков священник Михаил Чефранов оставил подробное описание внутреннего убранства храма. Он указывал, что главным украшением церкви был четырёхъярусный позолоченный иконостас. Выделялась красотой и изяществом и металлическая позолоченная люстра на железных цепях, на ней, как писал Чефранов, устанавливали до 72 подсвечников.
– Самый большой колокол храма весил восемь с половиной тонн. В хорошую погоду его было слышно в ближней Алексеевке, – рассказывает отец Михаил. – Купцы храм не только построили, они его и содержали.
По архивным сведениям, в 1908 году Рождественско-Богородицкий храм насчитывал свыше 1 200 прихожан, при нём работали двухклассная и женская церковно-приходские школы.
Через десятилетие наступили другие времена, когда церковь в новом государстве стала подвергаться гонениям. Одни храмы стирали с лица земли, другие приспосабливали под хозяйственные нужды. У корочанского в этот период была своя история.
– Храм «разрезали» пополам. Часть западную, как мы говорим, зимнюю, оставили верующим. А восточную – летнюю – забрали под склад. Чего там только не было! Уже когда с началом перестройки храм передали епархии целиком, увидели картину страшную: полов и окон не было, крыша в дырах, вода внутрь лилась, – рассказывает отец Михаил.
В храме Рождества Пресвятой Богородицы батюшка служит 28 лет. Сам он родом из Молдавии, но жизнь его и служение давно связаны с Россией. После учёбы в Московской духовной семинарии и Московской духовной академии он приехал в Белгородскую область. Было это в 1992 году. Четыре года отец Михаил служил клириком в Никольском храме в Валуйках, а затем по благословению Митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна был переведён в Корочу.
Священник рассказывает: до наших дней дошли копии писем, в которых корочанские верующие просили вернуть им и вторую часть храма. И таких обращений было много. Несмотря на богоборчество, они открыто подписывались под коллективными письмами – так сильна была их вера.
– В Корочанском районе живёт много людей верующих, – говорит батюшка. – После революции в церкви начался период обновленчества. Опять же в документах читаем, что тут священников-обновленцев не принимали. О чём это говорит? О том, что веру свою они старались сохранять в чистоте. Это первое. Второе – наш храм является визитной карточкой всего Корочанского района. Многие, проезжая мимо нашего храма, не могут не зайти в него свечку поставить, помолиться. Конечно, ахают: «Какой маленький городок – и какой большой храм!» Я им сразу говорю: «Для того чтобы построить такой огромный храм, нужна огромная вера». Многие умиляются: храм на корабль похож. И он действительно корабль, который плывёт в этом житейском море.
Прийти и помолиться Богу
Мы находимся в зимней части храма. Отец Михаил рассказывает: в годы Великой Отечественной в одной из её частей работала операционная военного госпиталя. Такими воспоминаниями поделилась раньше одна из прихожанок, которая трудилась тут медсестрой и помогала оперировать наших бойцов.
Настоятель храма обращает внимание на внутреннее убранство этой части. Деревянные иконостасы изготовили в церковной мастерской корочанского села Плоского. Здесь два престола – Преображенский и Покровский. Богослужения в зимней части проходят примерно с ноября и до Пасхи. В остальное время – в летней.
А вот стены в этой части храма расписывали харьковские мастера в середине 50-х годов прошлого века. Восстанавливали ли они старые или делали новые – непонятно. Отец Михаил рассказывает: расписаны стены здесь благодаря тому, что зимняя часть отапливается.
– В летней росписей не было, потому что в зимние холода они бы осыпались. Для них нужна соответствующая температура, поэтому здесь по углам раньше стояли печи, а в самих стенах были выложены дымоходы, которые были связаны между собой. По таким каналам прогревались и сами стены, – говорит он. – С появлением газового отопления надобность в них отпала.
В летней части храма три престола – в честь Рождества Пресвятой Богородицы, во имя Архистратига Михаила и во имя Святителя Николая.
– Всё здесь – тоже работа корочанских мастеров, – рассказывает батюшка. – Тут всё делали с нуля, многое делается до сих пор. Планов очень много. Всё то, что можем, делаем с Божией помощью.
Отец Михаил показывает нам несколько афонских икон, сохранившихся сквозь десятилетия. Это Иверская икона Божией матери, икона Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», Козельщанская икона Божией Матери. Она почитаема в православной церкви как чудотворная, и в этом храме есть свои случаи чудесных исцелений благодаря искренней и истовой молитве. Уберегли все эти святыни корочанские верующие.
Если раньше вес самого большого колокола храма измерялся в тоннах, то сегодня такой здесь весит 500 кг. Колоколов всего семь. А вот звонарей – ни одного. Им на смену пришла техника – электронный звонарь. Система приводится в действие с мобильного телефона. Для сельских храмов электрозвонарь – настоящая находка, отмечает отец Михаил.
Спрашиваем у него о прихожанах. В основном это горожане и жители соседних Бехтеевки, Погореловки.
– Много или мало у нас прихожан? Это какой меркой мерить. Конечно, мне, как священнику, хочется, чтобы храм был полон. Но те, кто имеют в храме нужду, приходят. Идут люди за утешением. Иногда человек приходит и просто стоит и молчит – всё бывает. Храм для того и есть, чтобы все могли сюда прийти со всеми своими горестями, бедами и помолиться Богу, – говорит батюшка.
Время для переосмысления и добрых дел
В прошлом году по соображениям безопасности в храмах Белгорода, Белгородского района и Шебекинского округа рождественские богослужения отменили. Для верующих из областного центра организовали выезд на Рождественскую литургию в этом корочанском храме.
В канун Рождества Христова спрашиваем у священнослужителя, как нужно готовиться к одному из главных православных праздников. По словам отца Михаила, время предшествующего ему рождественского поста – лучшая возможность для смирения духа и тела.
– Благодаря телесному посту угасают наши телесные страсти. А когда угасают телесные страсти, тогда дух возвышается над телом. Плохо, когда тело возвышается над духом. Я всегда говорю своим прихожанам, что если во время поста мы не исправимся, не победим те греховные привычки, которые живут в каждом из нас, то мы их не победим никогда. И, конечно, пост – это время добрых дел, – говорит батюшка. – Часто так бывает, что человек постится, потом проходит неделька, другая – и он начинает срываться на ближних, впадать в гнев. Это говорит о том, что пост проходит без смирения. И мы, конечно, должны переносить по-христиански немощи друг друга. Наша проблема заключается в том, что мы очень плохо переносим недостатки другого человека. Мы эгоисты по жизни, поэтому если наш ближний – домашний или коллега – совершает какие-то ошибки, мы очень трудно это принимаем. И вот пост – время переосмысления всей своей жизни. Человек должен задуматься о том, как он живёт, ради чего он живёт, как он поступает со своими родными, неродными, как он молится, как он постится. Время поста – это время глубокого размышления каждого верующего человека. Пост помогает многое переосмыслить и найти верные ответы.
– А если человек, который не постился, не готовился к празднику, решит прийти на Рождественскую литургию?
– Вот идёт человек мимо храма, даже не в церковной, как мы говорим, одежде, и ему захотелось зайти внутрь. Это хорошо или плохо? Конечно, хорошо! Тертуллиан, учитель первых веков христианства, говорил, что всякая душа – по природе христианка. То есть как бы человек не жил, какие бы грехи он не совершал, но душа, по природе христианка, требует своего и хочет быть с Богом. То есть наступает в жизни человека момент, когда он рано или поздно зайдёт в храм.
– Как сами священнослужители готовятся к Рождеству Христову?
– В духовном плане все священнослужители во время поста совершают много богослужений и, конечно, сами исповедуются, причащаются и готовят себя к этому великому празднику. Главное ведь – внутренне подготовиться, а не внешне что-то соблюсти. Рождество Христово – это праздник пришествия в мир Христа Спасителя, который ради нас воплощается, принимает человеческую природу, живёт, страдает ради нас, и мы должны осознавать величие этого праздника.
- Комментировать
- 17 просмотров
Комментарии
4 года 19 недель назад
4 года 19 недель назад
4 года 19 недель назад
4 года 19 недель назад
4 года 20 недель назад
4 года 19 недель назад
4 года 19 недель назад
4 года 19 недель назад
4 года 19 недель назад
4 года 20 недель назад