Кризисный центр в селе Козинка Грайворонского района помогает женщинам, оказавшимся в трудной ситуации
Какой бы стороны домашнего насилия мы ни коснулись, окажется, что во всём прав Лев Толстой: «Все счастливые семьи счастливы одинаково. Каждая несчастливая - несчастлива по-своему». Что уж говорить о социально неблагополучных семьях, когда даже в приличных (с виду) «ячейках общества» зачастую разыгрываются драматические бытовые баталии. Но куда податься женщине, да ещё с грудным ребёнком, оказавшейся в сложной жизненной ситуации? Где искать пристанище? В Белгородской области такой «остров спасения» имеет конкретный адрес: Грайворонский район, село Козинка. Здесь в ноябре прошлого года на базе муниципального социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, который действует уже девять лет, было открыто стационарно-кризисное отделение «Мать и дитя».
Мать и дитя
Географическое расположение кризисного отделения областного значения показалось удивительным, поскольку подобного рода центры для женщин находятся в основном в крупных городах. И вдруг не областной центр, и даже не районный, а село Козинка.
- А что здесь удивительного? - в свою очередь недоумевает директор социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Наталья Николаевна Мовчан.
По её словам, главным условием создания кризисного отделения для женщин было наличие помещения. А в этом социальном учреждении оказались свободные площади. Расходы по оснащению помещения, покупке оборудования и мебели взяли на себя Российский фонд поддержки детей и областное управление социальной защиты населения.
Пребывание женщин в кризисном центре финансируется за счёт областного бюджета. Здесь одновременно могут жить десять мам с детьми. Каждой женщине с ребёнком отведена отдельная комната, обставленная новой мягкой мебелью, есть здесь детская кроватка, столик для пеленания малыша, манеж с игрушками, телевизор, сплин-система, ковры. Нет проблем с одеждой, пелёнками, памперсами, постельным бельём, детским питанием. Кроме того, в каждом секционном блоке есть гостиная. Тут же - кухня с посудомоечными и стиральными машинами, холодильниками, электроплитами. Всё сделано так, чтобы женщины чувствовали себя комфортно.
В штате центра - медики, психолог, юрист, социальные работники, повара и технический персонал. Условия здесь созданы замечательные, но не дай Бог, как говорится, попасть в такие обстоятельства, когда придётся искать пристанище в этих стенах.
Ласковый мир
Пока здесь живут всего две мамы и трое их малышей. У Антонины - двойняшки: сын Толик и дочка Настенька, они здесь уже три месяца. А Наталья с дочерью Настей живут в центре почти полгода. Она попала сюда беременной, сюда и вернулась с младенцем. Детки не боятся посторонних людей. Привыкшие к рукам не только мам, но и других добрых тётенек: социального психолога и медсестры, - они с интересом смотрят на гостей и улыбаются. Пока у них всё хорошо и спокойно: они сыты, одеты, находятся под присмотром специалистов, которые следят за их здоровьем, питанием, играют с ними в развивающие игры. Окружающий их мир пока ласков и заботлив. Но по истечении полугода, а именно столько времени мама с ребёнком может находиться в кризисном отделении «Мать и дитя», малыши попадут в совершенно другие условия. И кто знает, как их примет жестокий и равнодушный мир, в котором их юные мамы оказались совершенно одинокими и никому не нужными?
Надеются на лучшее
Антонина, с детства познавшая горечь одиночества и социального сиротства, мечтала, что в её жизни всё сложится иначе. Будет заботливый муж, дети, настоящая семья, которой у девушки никогда не было. Но всё оказалось иначе. Отцу малыши оказались не нужны. Не питая никаких иллюзий относительно отца детей, Антонина всё равно решила рожать. Собственного жилья, полагающегося по её социальному статусу, она тоже не имеет. Но сейчас, пока она находится здесь, специалисты кризисного центра помогают девушке решить вопрос с приобретением жилья в Ивнянском районе. На покупку домика будут направлены в том числе и средства материнского капитала. Антонина уверена, что, будь у неё крыша над головой, она обязательно найдёт работу и поднимет своих двойняшек на ноги, ведь она имеет востребованную по нынешним временам профессию штукатура-маляра. В будущее Антонина смотрит с оптимизмом.
Юная мама Наташа тоже мечтает о лучшей доле для своей дочери. Ей самой в жизни не повезло, хоть у Наташи есть и мама, и бабушка, и крыша над головой. Но мама - инвалид I группы, за ней ухаживает бабушка, а внучка предоставлена самой себе. Девочка состояла на учёте в органах опеки по месту жительства, часто убегала из дома, у неё всегда было слишком много свободы. Как результат - беременность в несовершеннолетнем возрасте. Оказавшись в кризисном отделении «Мать и дитя», будущая мама оканчивала школу. Отсюда её увезли в родильный дом и сюда привезли с дочкой. Сейчас Настеньке почти пять месяцев, недавно её окрестили.
Волокитная процедура
Я поинтересовалась у директора учреждения Натальи Николаевны Мовчан, как можно попасть в кризисное отделение «Мать и дитя»? Оказалось, что это пока довольно длительная и волокитная процедура. Она пояснила, что районные органы на местах знают семьи, которые находятся в группе риска. Они контролируют ситуацию и при необходимости обращаются в областное управление социальной защиты населения с ходатайством о помещении женщин в центр «Мать и дитя».
Думается, что если бы эта процедура не была столь волокитной, то в кризисном центре было бы больше женщин. Ведь у нас ещё немало тех, кто нуждается в помощи. Возможно, они не знают, что в Белгородской области есть место, где им реально помогут, что областной бюджет выделяет средства на эти цели, содержит штат сотрудников. Думается, что и в родильных домах области при отказе матерей от детей, а ведь такие случаи есть, тоже нужно вести разъяснительную работу, подсказывать женщинам, что они смогут пережить временные трудности в кризисном центре «Мать и дитя». Порой достаточно просто протянуть руку, чтобы человек не сделал роковой поступок, который потом не сможет исправить.
Я спросила Наталью Николаевну, а как поступят с женщиной, которая приедет к ним самостоятельно и попросит о помощи. Она заверила, что ни одной из обратившихся сюда женщин не будет отказано в помощи. Они будут находиться здесь до выяснения обстоятельств и при соответствующих показаниях могут рассчитывать на проживание в кризисном центре до полугода.
В долгом ящике
Россия делает только первые шаги в деле защиты женщин, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. А в Германии, например, действует более двух сотен кризисных центров для женщин, переживших насилие в семье. «Зализывать раны» в таких заведениях женщины с детьми могут полгода, а потом им предоставляется социальное жильё, они получают пособие и вполне могут жить, даже не имея работы.
У нас же таких кризисных центров - по пальцам пересчитать. Что касается материальной поддержки одиноких женщин с детьми и женщин, попавших в сложные жизненные ситуации, то государство этим не озаботилось. Государственная Дума отклонила законопроект об ответственности за домашнее насилие. В качестве главного аргумента «против» называется тот факт, что пришлось бы вносить изменения в целый свод законов: семейный, жилищный, уголовный кодексы… Мол, слишком хлопотно, и отложили законопроект в «долгий ящик».
- Комментировать
- 1668 просмотров
Комментарии
4 года 34 нед. назад
4 года 34 нед. назад
4 года 34 нед. назад
4 года 34 нед. назад
4 года 35 недель назад
4 года 34 нед. назад
4 года 34 нед. назад
4 года 34 нед. назад
4 года 34 нед. назад
4 года 35 недель назад