Живёт в Викторополе Вейделевского района скромный, работящий, добрый человек - Анатолий Иванович Коробченко. Сейчас немногие знают о его подвиге во время службы в армии. Мне хочется, чтобы о нём знали все, особенно подростки.
В школе он был таким же, как все мальчишки. В старших классах увлекался радиотехникой, фотографией. С удовольствием работал в школьной мастерской. За поделки, которые на школьных выставках занимали призовые места, его наградили фотоаппаратом «Смена».
К началу службы в армии Анатолий уже умел многое делать своими руками. Был хорошим другом. Его уважали учителя за спокойный характер и хорошие способности к учёбе.
Анатолий служил на юге нашей страны. Ещё до службы его приняли в комсомол. На вопрос, кто его любимый герой, он ответил: «Александр Матросов».
И вот однажды осенним днём 1970 года вблизи небольшого военного городка прогремел взрыв, поля содрогнулись от нового эха давно минувшей войны. На этот раз, к сожалению, случилось так, что к взрыву были причастны не сапёры, а дети. Их гибель была неминуема. Но в критическое мгновение между ними и взрывом встал солдат, приняв удар на себя. Это был ефрейтор Анатолий Коробченко.
О том, как это было, первой рассказала газета «Красная Звезда». Статья называлась «За мгновение до взрыва». Вот как было описано это событие:
«Утро 8 ноября выдалось прохладным и тихим. Сыновья военнослужащих Вячеслав Кибальчич и Сергей Игнатенко решили заняться уборкой территории возле своих домов. Они сгребали листья и относили далеко на вспаханное поле. Когда работа была закончена, в поле заполыхал костёр. Хорошо стоять возле него пасмурным осенним днём. Но что это? Из кучи листьев вырвался густой чёрный дым. Серёжа палкой разгрёб листья, и в пепле обнаружилась донная часть снаряда, очевидно, вывернутого из земли при вспашке поля. В снаряде что-то горело. Ребята не испугались. «Снаряд-то старый, не взорвётся», - решил Вячеслав.
В это время мимо проходили ефрейтор Анатолий Коробченко и рядовой Леонид Ткаченко. Они оба обратили внимание на стремительную чёрную струю дыма над костром. «Листья так гореть не могут», - сказал ефрейтор Коробченко и быстро направился к костру. Увидев снаряд, он тревожно крикнул ребятам: «Опасно, бегите от костра!». Девятилетний Серёжа метнулся в сторону, а Вячеслав Кибальчич, недоверчиво поглядывая на ефрейтора, слегка попятился назад и остановился.
Медлить нельзя было ни секунды. Анатолий Коробченко подбежал к подростку и, прикрыв собой, толкнул в глубокую борозду. Хотел следом укрыться сам, но не успел. Ему для этого не хватило какого-то мгновения. Грянул взрыв, и Анатолий, сражённый осколками, без сознания упал на землю.
Рядовой Леонид Ткаченко, находившийся вместе с Серёжей поодаль, получил лёгкое ранение. Веер осколков, земля, угли и пламя на какой-то миг накрыли всю четвёрку. Через пару секунд, когда дым развеялся, издали со страхом смотрел Серёжа Игнатенко, лежал, скорчившись, Славик. Осколки всё же догнали его и ударили по ногам.
Встал с земли с опалённым лицом Леонид Ткаченко, он хотел поднять Анатолия. Но тот сам вскочил на ноги и вдруг зажал руками глаза. Через пальцы брызнула кровь, полилась по рукам.
- Толик, что с тобой? Толик!
- Дети?.. Дети как? - крикнул тот с отчаянием и безнадёжностью.
Он, уже незрячий, хотел увидеть, как ребята: спасены ли? Живы ли? И вдруг закачался. Словно нехотя опустился на сырую пашню. За ефрейтором Коробченко прилетел самолёт. Раненого бережно несли на носилках. Врачи сделали всё возможное, чтобы спасти жизнь тяжелораненому воину».
В воинскую часть приехала мать Антонина Тихоновна Коробченко, классный руководитель Ирина Иосифовна Прудникова. А викторопольские школьники послали своему земляку телеграмму со стихами, которые сочинили сами:
Гордимся мужеством твоим,
Ты по-матросовски сражался,
Ты от снаряда той войны
Спас жизнь детей,
А сам взорвался...
Эти строки искренне и верно отражают настроение тех дней.
Викторопольцы, и не только они, гордились своим земляком. Два месяца пролежал Анатолий в госпитале, двенадцать осколков обнаружили в глазах, извлечь удалось два. О нём писали в газете Бакинского округа «На страже», в «Красной Звезде», в «Пламени», в «Белгородской правде». Плакаты с его портретом, рисунком с места взрыва и описанием его подвига в рассказе «По велению сердца» в числе других плакатов были разосланы в школьные кабинеты начальной военной подготовки во все школы СССР.
Вернувшись из госпиталя в Викторополь, несмотря на ранение, Анатолий пошёл работать в ремонтную мастерскую совхоза учеником слесаря по металлу. Его наставником был Виктор Алексеевич Ганзиёв, мастер высокого класса. Анатолий многому научился у него. Спустя некоторое время ученик в мастерстве не уступал своему наставнику. Порученную работу он всегда выполнял качественно. Его часто приглашали на пионерские сборы, различные комсомольские мероприятия, пленумы. На одном из пленумов вручили медаль «За воинскую доблесть». Анатолия уважали не только за этот подвиг, но и за мастеровые, умелые руки. Он умеет многое. Может построить дом, сложить печь, отремонтировать телевизор, магнитофон, радиоприёмник, паяльную лампу, радиатор, застелить крышу, смастерить ведро и другой хозяйственный инвентарь, необходимый в каждом доме.
- Комментировать
- 1401 просмотр
фотографию бы неплохо к таким
фотографию бы неплохо к таким материалам