Журналист «Белгородских известий» охранял городские объекты
вместе с полицейскими отдела вневедомственной охраны
На охрану общественного порядка заступить!
Полседьмого вечера. Пятница. В актовом зале в здании отдела вневедомственной охраны собрались несколько десятков сотрудников. Им доводят оперативную обстановку по городу, сообщают ориентировки подозреваемых в преступлениях и пропавших без вести. Ставят задачи по профилактической проверке наркоманов, условно осуждённых и притонов. Особое внимание обращают на профилактику среди несовершеннолетних. В заключение подполковник Игорь Кривошей проверяет нескольких сотрудников на знание нормативных актов и особенно Закона о полиции. После чего полицейские выстраиваются на плацу. Начальник отдела вневедомственной охраны УМВД России по Белгородской области полковник полиции Александр Горяинов вскидывает руку к головному убору и звучно командует:
- Приказываю, к охране общественного порядка заступить!
Полицейские разбиваются на экипажи и расходятся к своим патрульным автомобилям. Смена началась.
Эффективная работа
Для того, чтобы объяснить, почему я решил дежурить с экипажем сотрудников вневедомственной охраны, нужно просто изучить статистику. Вот уже на протяжении многих лет объекты, взятые под охрану полицейскими, ни разу не были ограблены. Попытки были, однако удачной - ни одной.
Система «Аркан»
Каждый день на дежурство в областном центре заступает десять экипажей вневедомственной охраны. Работают полицейские по двенадцать часов. График - день-ночь-сорок восемь. То есть работают одну дневную, потом ночную смену. А потом двое суток отдыхают. Весь город условно поделён на секторы, однако, в случае чего мобильные группы подстраховывают друг друга. Если, например, в районе центрального рынка произошла «сработка», (так на профессиональном сленге называют полицейские сработавшую сигнализацию) а экипаж, патрулирующий эту часть города на вызове или задержании, туда незамедлительно направляется другой экипаж, который находится ближе всего. Дежурный определяет ближайший экипаж в мгновение ока с помощью специальной электронной системы «Аркан». Все патрульные автомобили оснащены специальными маячками, и потому на огромной электронной карте города прекрасно видно, где и кто находится в данный момент. Кстати, эта же система помогает скоординировать работу экипажей в случае перехвата преступников, позволяет выставить надёжный заслон.
Первый вызов
Меня прикрепляют к экипажу, который будет патрулировать часть Харьковской горы. Старший группы задержания ОБП ОВО УМВД России по Белгороду прапорщик полиции Виталий Быченко, высокий, крепкий и немногословный мужчина, пригласив в автомобиль, промолвил:
- Что надо будет - скажете.
Его напарник, тоже прапорщик, полицейский-водитель Андрей Фанин, по всему видно - весельчак и душа любой компании, во время смены также необычайно серьёзен.
Перед заступлением на смену обоих полицейских проверили медики. Механик проверил техническое состояние автомобиля. После чего из отдела вневедомственной охраны мы едем в первый отдел полиции. Там старший группы задержания получает дополнительные инструкции, и мы выезжаем на патрулирование. Правда, не успеваем проехать и пятидесяти метров, как поступает первый вызов - в магазине сработала «тревожная» кнопка. Полицейские набрасывают бронежилеты - едем на вызов. Я сижу с включённым секундомером. Через две минуты сорок секунд мы на месте.
Отличное знание города
Вневедомственная охрана в системе управления Министерства внутренних дел не то, чтобы стоит особняком, но всё таки имеет довольно сильные отличия от остальных структурных подразделений. И в первую очередь из-за стоящих перед отделом задач.
- Хотя мы одно из структурных подразделений полиции общественной безопасности, - рассказал заместитель командира батальона ОВО УМВД России по городу Белгороду подполковник полиции Игорь Кривошей, - задачи у нас несколько шире. В наши функции входит не только выявление и пресечение преступлений и правонарушений, но и охрана различных объектов. Отсюда, как понимаете, своя специфика.
Если уж говорить о специфике, то она действительно есть, и немалая. Во-первых, кроме мобильных групп, которые выполняют функции как охраны, так и патрулирования, есть ещё и техническая группа. Именно техники поддерживают работоспособность сигнализации на объектах, следят за бесперебойной работой технических новинок. Во-вторых, вся работа вневедомственной охраны рассчитана на немедленное реагирование, будь то срабатывание сигнализации, нажатие тревожной кнопки или вызов на происшествие. По регламенту полицейский экипаж должен прибыть не позднее пяти минут после вызова. Отсюда и третья особенность работы сотрудников вневедомственной охраны - отличное знание города. На это качество руководством обращается особое внимание. Ведь оттого, насколько хорошо водитель знает город, напрямую зависит время прибытия мобильной группы на место.
Что за дурак?
Возле магазина - толпа людей. Четверо продавцов - молодые девушки в состоянии, близком к обморочному, растерянно стоят возле крыльца. Покупатели и прохожие, столпившиеся рядом с ними, возбуждённо шумят. Прапорщик Быченко подбегает к продавщицам. Фанин подстраховывает, цепко оглядывая как толпу, так и вход в магазин.
- Что случилось? - спрашивает старший наряда.
- Не знаем, - галдят продавщицы. - Вдруг завоняло, стало трудно дышать, и глаза защипало. Все выскочили из магазина.
Быченко проходит в магазин и через несколько секунд возвращается. Открывает дверь и докладывает по рации:
- В магазине кто-то распылил газ. Скорее всего перцовый!
Опрос продавцов и покупателей ни к чему не привёл. Никто не видел, кто именно и как распылил газ. Камер видеонаблюдения в магазине нет. Окна на первом этаже не открываются, так что проветриваться магазин может только через полуоткрытую дверь. Полицейские становятся на двери и контролируют вход. В это время возмущённые покупатели задаются вопросом: что за дурак распылил газ в помещении с людьми?
Я буду жаловаться в генеральную прокуратуру!
Пока газ не выветрился, полицейские охраняют вход. После прибытия участкового едем на очередной вызов - к гипермаркету. Там тоже сработала «тревожная» кнопка. Прибывшие два наряда задержали шестерых подозреваемых и запросили помощь: нужно их доставить в первый отдел. Дворами буквально за пару минут мы подъезжаем на место. Шесть нетрезвых молодчиков качают права:
- Чё вам от нас надо?
- Проедем в отдел - там всё объясним!
- Предъявите ваши служебные удостоверения и представьтесь!
- Пожалуйста, - сотрудники вневедомственной охраны в очередной раз достают корочки и представляются.
Один из хулиганов - житель Москвы, гостивший здесь у родственников, - пытается заплетающимся языком говорить юридически:
- Объясните, на каком основании вы меня арестовали!
- Вас не арестовали, а задержали до выяснения обстоятельств, - спокойно объясняет Виталий Быченко. - Предъявите документы.
- Не буду я ничего предъявлять, - молодой человек ещё некоторое время ломается, а потом, будто сделав одолжение, на излёте руки небрежно демонстрирует паспорт.
- Проследуйте за нами, - кивнув, отвечает Быченко.
- На каком основании?! - В голосе юноши слышатся истерические нотки. - Я буду жаловаться в генеральную прокуратуру!
- Это ваше право, - говорит прапорщик, - А пока проследуйте с нами.
- Я никуда не пойду! На каком основании я должен проследовать? Объясните мне по закону!
- В отношении вас написано заявление о фактах совершения правонарушения.. Будьте любезны - пройдёмте с нами!
Несправедливо!
Наконец все шестеро подозреваемых после опознания доставлены в первый отдел. Выяснилось, что нетрезвые ребята затеяли драку с охранниками гипермаркета. Держатся вызывающе. Особенно дерзко настроен «заводила» - парень двадцати семи лет. Беспрестанно матерится, в отношении сотрудников позволяет себе грубые высказывания. Угрожает «потом» встретить всех возле дома и «разобраться». Полицейские в это время оформляют дебоширов. Оформление - штука сложная и долгая. На одного задержанного нужно написать шесть разных бумажек. Всё это отнимает время. Но деваться некуда - такие требования. В это время главный буян подходит ко мне и долго смотрит на мой блокнот и фотоаппарат:
- Ты кто?
- Журналист.
- А тут что делаешь?
- Работаю.
- С ними ездишь?
- Ну да.
- Ты с нами поезди, мы тебе больше интересного покажем, гы-гы.
- Вы уже показали, - отвечаю спокойно. - Теперь расхлёбывайте...
- Да ведь несправедливо нас забрали, - патетически восклицает ещё один дебошир. - Нас избили и нас же забрали. Где справедливость?
- Вы охранника видели, который вас «избил»? - обращается к нему полицейский. - Он весь избитый, - и добавляет: - Тоже мне, жертвы произвола!
Патрулирование
Выходим из первого отдела, на улице - дождь. Время - половина одиннадцатого. Садимся в автомобиль и едем по маршруту.
- Сегодня на улице мало кто будет - погода нелётная, - поворачиваясь ко мне говорит Быченко. - Зато по барам и пивным - аншлаг. Так что туда скорее всего проехать и придётся.
Группа задержания экипирована исключительно. Во-первых, оба прапорщика в бронежилетах и сферах. Кроме резиновых палок и наручников у водителя пистолет Макарова. У старшего группы задержания пистолет-пулемёт «Кедр». Небольшой, короткоствольный и скорострельный. Идеальное оружие для применения в городских условиях.
Территория нашего экипажа - район Харьковской горы от улицы Донецкой до пересечения улиц Губкина-Шаландина.
Медленно едем по маршруту. Полицейские внимательно ко всему присматриваются. Во дворе одного из многоквартирных домов останавливаемся. У припаркованной иномарки открыт багажник. Прапорщики быстро находят владельца машины. Он только приехал и не заметил, что багажник не закрыт. Закрыв и поставив иномарку на сигнализацию, мужчина сердечно благодарит полицейских.
С Конго!
В час сорок пять - очередной вызов. В ночном клубе сработала «тревожная» кнопка. Опять включаю секундомер. На этот раз по ночному городу доехали ещё быстрее - за две минуты двадцать секунд. Оказалось - в ночной клуб пришли четверо иностранных студентов. В состоянии алкогольного опьянения. Пытались пройти, однако охранники подвыпивших иностранцев пропустить отказались наотрез. Тогда студенты затеяли скандал. Полицейские быстро вывели возмущающихся иностранцев на воздух и корректно стали объяснять, что зайти в ночной клуб им нельзя. Один из них, по имени Эмильо, что-то долго и путанно объяснял на ломаном русском языке. Трое остальных, тыча пальцами в мой фотоаппарат, стали наперебой галдеть:
- Снималь!
Диалог полицейского с Эмильо напоминает театр абсурда:
- Вам нельзя заходить в это заведение, - говорит прапорщик Быченко.
- Почему?
- Вас там не хотят видеть. Вы в состоянии алкогольного опьянения.
- Ноу!
- Как «ноу»? Вы пили спиртные напитки?
- Да, но я не пьяный!
- Вы сюда откуда пришли в таком состоянии?
- С Конго!
Прапорщик берётся за голову, тяжко вздыхает и начинает душеспасительную беседу с самого начала. При этом жёстко реагирует, когда студенты в очередной раз пытаются прорваться в ночной клуб. Наконец, после долгих уговоров трое иностранцев решили поехать в отдел полиции и написать заявление на противоправное, с их точки зрения, поведение охранников. Не успели отъехать, как по рации передали: в клубе опять сработала сигнализация.
Занавеска
До трёх часов пришлось простоять экипажу у ночного клуба. Студенты в конце концов писать заявление передумали, и сотрудники вневедомственной охраны отвезли их домой. В промежутке успокоили ещё несколько молодых людей, явно переоценивших свои силы при неумеренном поглощении спиртных напитков. Наконец, отправляемся на дальнейшее патрулирование. А в 5 часов 22 минуты произошла очередная «сработка» - в квартире. Я привычно засёк время - прибыли ровно через три минуты.
Хозяев квартиры нет. Прапорщик Быченко поднялся на лифте и приступил к осмотру всего подъезда. Фанин в это время контролировал вход в подъезд и прилегающую территорию. Убедившись, что двери и окна не вскрыты, Быченко остался возле входной двери, а Фанин осматривал окна.
- И долго нам стоять? - спросил у прапорщика.
- Пока с ключами не приедут. Нужно убедиться, что «сработка» ложная.
- А она ложная?
- Скорее всего, - пожал плечами полицейский, - Сработал «объём», а не «периметр». Или кота оставили, или занавеска шевельнулась. Но убедиться надо.
- А что такое «объём» и «периметр»?
- «Объём» - это когда срабатывают датчики на движение в самой квартире. А «периметр» - когда датчики срабатывают при вскрытии окон и дверей.
В итоге опытный прапорщик оказался прав. Когда запасными ключами открыли квартиру, оказалось, что хозяева оставили приоткрытым окно, и занавеска от сквозняка раздувалась, заставляя срабатывать датчики движения.
Заключение
В шесть утра, настоявшись, находившись и напатрулировавшись, я поехал домой, а прапорщики Быченко и Фанин остались на смене. На их участке - более четырёх сотен объектов, за сохранность которых они отвечают. Смена у них закончится не раньше девяти утра после подведения итогов работы за смену. Пока доберутся домой - будет десять. Так что строчка из песни «Ох, рано встаёт охрана!» явно не про них. Наша белгородская охрана ночью не спит. Рано она только ложится.
- Комментировать
- 2277 просмотров
Комментарии
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад