Завершается юбилейный 45-й филармонический сезон
В Белгородской государственной филармонии состоится официальное закрытие юбилейного 45-го сезона, в программе которого - блестящая музыка к драме Михаила Лермонтова «Маскарад» и сюита из балета «Спартак» Арама Хачатуряна, Второй фортепианный концерт Сергея Прокофьева. Играют Симфонический оркестр филармонии под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина и лауреат международных конкурсов - пианист Андрей Ярошинский (Москва). А в органном зале прозвучит последний в нём концерт «Органный романтизм». Лауреат международных конкурсов Тимур Халиуллин исполнит произведения Ференца Листа, Юлиуса Ройбке, Камиля Сен-Санса, Леона Боэльмана.
Окончание сезона - лучшее время вспомнить о тех событиях, которые сделали его насыщенным и ярким. В юбилейном году они выдались разнообразными и успешными. Вспомним наиболее выдающиеся...
Свой орган
Пожалуй, самым грандиозным из них можно назвать открытие Органного зала в Белгороде, которое пришлось на середину декабря 2011 года. Теперь божественная музыка органа - инструмента мощного по силе звучания, многокрасочного и многотембрового - доступна каждому из белгородцев и гостей нашего города. С этих пор здесь состоялось множество прекрасных концертов и за пульт «короля инструментов» садились такие виртуозы, как органист католического кафедрального собора Святого Сальвадора в немецком городе Фульда и профессор университета Иоганна Гутенберга в Майнце (Германия) Ханс-Юрген Кайзер, заслуженные артисты России - профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова Даниэль Зарецкий, органный мастер Ульяновской областной филармонии Александр Титов... И, конечно же, Тимур Халиуллин - молодой талантливый музыкант, выпускник питерской консерватории, который будет работать в нашей филармонии на постоянной основе.
Три фестиваля
45-й сезон подарил три концептуально разных фестиваля - IV Международный фестиваль современной музыки, «Шереметевские музыкальные ассамблеи» и «От классики до джаза».
- Фестивальное действо - форма очень органичная, способствующая полёту творческих мыслей, дающая новый импульс музыкальной жизни города и области, - говорит о значении проведения фестивалей художественный руководитель БГФ, заслуженный деятель искусств России Иван Трунов.
Первый возродили спустя десятилетие по инициативе и при активном участии Белгородского отделения Союза композиторов России. Он состоялся в ноябре и открыл для белгородской публики имена одарённых композиторов: Тихона Хренникова-младшего, правнука прославленного российского композитора, и Александра Ирадяна - и искусных исполнителей-солистов современности: санкт-петербургского альтиста Алексея Людевига, саксофониста Андрея Кравченко и заслуженной артистки Республики Удмуртия, пианистки Асии Корепановой - лауреатов многих международных конкурсов и солистов Московской государственной академической филармонии, дипломанта всероссийского конкурса «Голоса России» Тамары Кузнецовой, гитариста Юрия Алешникова... Музыка нашей эпохи звучала на протяжении четырёх дней: сочинения для народных инструментов; произведения, написанные и воплощённые белгородскими музыкантами и певцами, и те, авторы которых уже признанные классики.
Международные фестивали «Шереметевские музыкальные ассамблеи» (конец марта-начало апреля) и «От классики до джаза» (вторая половина апреля) родились этой весной и стали возможными благодаря поддержке Фонда развития музыкального искусства, инициированного губернатором области Евгением Савченко, который возглавляет депутат областной Думы Владимир Зотов.
«Ассамблеи» многогранно и ярко представили высокую классическую культуру. Посвящённые старинному русскому роду Шереметевых, известных меценатов и покровителей искусств, они обратили зрителей к трём жанрам, которым представители этой фамилии отдавали особое предпочтение, - опере, хоровому пению и балету. Оперные арии и русские романсы представили солисты Государственного академического Большого театра России - народная артистка РФ Ирина Долженко (меццо-сопрано), заслуженные артисты России Вадим Тихонов (тенор), Роман Муравицкий (тенор), Михаил Казаков (бас). Хоровое пение - Праздничного Патриаршего мужского хора Московского Данилова монастыря под управлением главного регента Георгия Сафонова - продолжателя песенной традиции, зародившейся в монастыре три с половиной века назад, Синодального Московского хора и мужских хоров Троице-Сергиевой и Киево-Печерской лавр, придерживающихся манеры пения Хора Донских казаков Сергея Жарова. Балет - московского «Имперского Русского балета» Гедиминаса Таранды, приготовившего два одноактных балета «Шехерезада» и «Кармен-сюита» - достойные образцы пластического искусства, где воедино слились мысли и страсти, переданные через грациозные и выразительные движения. И впервые белгородцы лицезрели его под музыкальное сопровождение симфонического оркестра филармонии под управлением главного дирижёра - заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина.
Ведущую роль в оригинальном фестивале «От классики до джаза» отвели особому музыкальному направлению - джазу, музыке, находящейся на пограничье между классикой и популярным искусством. Выступили джазовые музыканты - те, что обладают талантом импровизации: идейный вдохновитель и соорганизатор фестиваля виолончелист Борислав Струлёв, популярная джазовая вокалистка Антуанетт Монтегю и саксофонист Яков Мейман (США), баянист Айдар Гайнуллин (Германия) и скрипачка Анна Боровик (Москва). И в заключение праздничного действа Михаил (фортепиано) и Андрей (контрабас) Ивановы представили собственный жанр - симфоджаз, объединивший симфоническое и джазовое начала, по сути, симфоническую аранжировку с привнесением джазовой и роковой ритмики.
Коллективы Белогорья
Сопровождают большинство концертов, фестивальных в частности, филармонические коллективы: Симфонический оркестр, оркестр русских народных инструментов под управлением главного дирижёра - заслуженного работника культуры России Евгения Алешникова, оркестр духовых инструментов под управлением Юрия Меркулова, Камерный оркестр Mezzo Music (худ. рук. - Наталья Боровик, которой принадлежит идея проведения «От классики до джаза». - Е.Ш.), Камерный хор (гл. дирижёр - Елена Алексеева), эстрадно-симфонический оркестр (дирижёр - Дмитрий Филатов).
- Артисты филармонии, которых мы активно привлекаем к участию в концертах, играя вместе с крупнейшими музыкантами, проходят своеобразные мастер-классы и получают прекрасную возможность развиваться дальше, - рассказывает о своей политике в этом вопросе Иван Трунов.
И это неизбежно приносит свои плоды. Скажем, в конце апреля в стенах филармонии прозвучала Симфония № 2, до-минор «Воскресение» для сопрано, меццо-сопрано, хора и большого симфонического оркестра австрийского композитора Густава Малера. Произведение, требующее высокого уровня профессионализма, как лакмусовая бумажка указало на полное соответствие и состоятельность белгородских филармонических коллективов - Симфонического оркестра и Камерного хора с приглашёнными солистками: лауреатом международных конкурсов Викторией Шиловской (меццо-сопрано, Москва) и заслуженной артисткой России Ириной Стародубцевой (сопрано, Курск). А на вершине всего - удивительное дирижёрское дарование Рашита Нигаматуллина.
Все звёзды
И, конечно, нельзя не упомянуть о концертах выдающихся музыкантов. Осенью визит нанесли джазовый пианист Даниил Крамер и гитарист-виртуоз Роман Мирошниченко. Этот уникальный дуэт, владеющий обширной палитрой - элементы джаза, джаз-рока, танго, классики... и это в сочетании с акустическим фортепиано, электрогитарой с джазовым, роковым, фламенковым звучанием, восхитил импровизаторским мастерством. И свой успех они повторили в мае, но уже с новым проектом Piazzolla All Stars, в котором удивительным образом сходятся два влиятельных неоднородных музыкальных направления - джаз и танго Астора Пьяццоллы. В нём участвуют и мастера экстра-класса - внук «великого Астора», ударник Даниэль (Аргентина), и один из лучших бас-гитаристов мира Доминик ди Пьяцца (Франция).
В ноябре же состоялся концерт «Музыка Нового Света». Его программу составили шедевры Америки второй половины XX - начала XXI веков, в основу которых легли достижения Европы, её лучшие образцы: формы, гармонии, методы развития, аранжировки... Главной же приправой этого «блюда» стал африканский ритм. Блюз и джаз. Уникальную музыку, снискавшую мировую популярность, играл Концертный оркестр духовых инструментов филармонии при участии итальянского перкуссиониста Энрико Феррарези. А место за дирижёрским пультом занял блистательный американец Джон Стэнли. И кто, как не он, лучше представил бы
музыкальную культуру своей родины.
Следом приехал камерный оркестр «Виртуозы Москвы» во главе со своим основателем и руководителем Владимиром Спиваковым - народным артистом СССР, возглавляющим Национальный филармонический оркестр России, Президентом Московского международного Дома музыки. Он также организатор международного благотворительного фонда, и один из его стипендиатов - лауреат международных конкурсов 12-летний пианист Даниил Харитонов - блестяще солировал в рамках вечера.
До новых встреч
45-й сезон подошёл к концу. Каждый из его концертов запомнился и снискал успех у публики - слушатели всякий раз благодарили музыкантов, устраивая долгую овацию стоя. Филармония, возглавляемая Иваном Труновым, продолжит следовать своей миссии просвещения и при этом учитывать вкусы своих посетителей. И дарить несказанную радость и пищу для души, организовав множество новых встреч. Это осенью, а уже в июне белгородцев ожидают джазовый концерт «Мы, Вы и Джаз», посвящённый 10-летию филармонического биг-бэнда под управлением Владимира Уварова, и выступление народного артиста России Дмитрия Хворостовского.
- Комментировать
- 2285 просмотров
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 14 недель назад