В работе психолога рутины нет - уверена победитель областного конкурса
«Педагог-психолог Белгородчины - 2012» Ксения Лобынцева
Статьи писала, их публиковала, открытые занятия и мастер-классы для коллег проводила, авторские программы разрабатывала… Вот только в конкурсах профессионального мастерства долгое время не участвовала. Спросите, почему? Сама не знает. Первый блин - участие в областном конкурсе «Педагог-психолог Белгородчины-2012» комом не оказался. Педагог-психолог белгородской средней школы № 41 Ксения Лобынцева с первой попытки поднялась на высшую ступень пьедестала почёта.
Меняются дети - меняется работа
Ксения Лобынцева родом из Самары. В 1990-е годы переехала жить с родителями в Белгород. Здесь окончила школу, затем факультет начальных классов (отделение психологии с правом преподавания иностранного языка) Белгородского государственного университета.
Начала свой профессиональный путь как молодой специалист, с отличием окончивший университет, лаборантом, чуть позже - методистом кафедры возрастной и консультативной психологии. «Опыта можно набраться только на практике», - быстро уяснила она для себя и устремилась в школу. Вот уже десять лет будет в августе текущего года, как работает в средней школе № 41.
- Практика даёт очень многое, тем более, что дети сейчас год от года меняются. Меняются дети - меняется и сама работа. Поэтому рутины в нашей работе становится всё меньше, - говорит Ксения Георгиевна. - В профессии педагога-психолога много творческой работы. Это большое поле для саморазвития, где не обойтись без трудолюбия, ответственности, такта и психологического мировоззрения, которые все вместе и способствуют работе с людьми.
Вооружить знаниями
Диагностика, коррекция, профилактика - её работа строится на трёх «базовых китах». Направление первое - диагностическое. Необходимо выявить особенности психического развития детей: познавательных процессов - памяти, внимания, мышления; личностного развития - характер, темперамент; особенности взаимоотношений с одноклассниками, родителями; уровень развития универсальных учебных действий, то есть определить, насколько ребёнок владеет действиями, которые позволят ему самостоятельно учиться и усваивать знания…
В ходе диагностики выявлены отклонения? Ксения переходит к направлению второму - коррекционно-развивающему. Скорректировать несовершенства помогают специальные занятия.
По принципу «легче предупредить, чем лечить» во главе всех направлений стоит третье - информационно-просветительское. Рассчитано оно в первую очередь на родителей и педагогов, повышение их психологической грамотности. Они больше не будут терзать себя вопросами: как взаимодействовать с ребёнком? как справиться с теми или иными особенностями детей? как построить урок и учебную программу в соответствии с уровнем развития универсальных действий детей? как правильно выражать свою любовь? как построить взаимоотношения с детьми, чтобы они хотели учиться? как повысить их самооценку? как сделать так, чтобы он успешно общался со сверстниками? как воспитать успешного и благополучного ребёнка?..
- В работе психолога важна профилактика. Как говорится, просвещён - значит вооружён. Поэтому необходимо вовремя рассказывать о тех трудностях, с которыми могут столкнуться в будущем родители. Если мы «вооружаем» их этими знаниями, возможно, они обратят на них внимание, применят в жизни и не допустят возникновения этих проблем, - говорит Ксения Лобынцева.
Субботний класс
Ксения Георгиевна работает с детьми начальной школы и коррекционными классами. Отсюда и обусловленность тематики её авторских разработок: программа курса развивающих занятий с психологом по предшкольной подготовке будущих первоклассников «Субботний класс» и программа занятий с педагогом-психологом для учащихся 5-х специальных (коррекционных) классов VII вида. Кроме того, она в составе творческой группы участвовала в проведении мониторинга уровня развития универсальных учебных действий у учащихся начальной школы.
- «Субботний класс» - это школа для будущих первоклассников. Дети занимаются с учителем, который рассказывает им об основах письма, речи; с учителем физкультуры и психологом, занимающимся развитием их познавательных процессов, коммуникативных навыков, сенсомоторной координации, мелкой моторики руки, - поясняет Ксения Лобынцева.
Согласно исследованиям, проведённым по окончании посещения «Субботнего класса», у многих детей показатели подготовленности к школе значительно повышаются, что успешно сказывается на их дальнейшей учёбе.
С элементами тренинга
Для родителей учащихся начальных классов Ксения Лобынцева организовала «Родительский клуб». Занятий немного - четыре-пять за год. Но, как показывает практика, этого достаточно, чтобы они хотя бы задумались над некоторыми аспектами своих взаимоотношений с детьми.
Взрослые как дети. Их нужно увлечь. Лучший вариант - занятия в игровой форме, с элементами тренинга. Вначале - знакомство. После - исследование. Хотите выяснить, насколько хорошо родители знают своих детей? Предложите заполнить им обычную анкету. Спросите, например, о любимых сказке, цвете, мультфильме, сладости ребёнка… Анкета заполнена, дело за сверкой. Придя домой, родители зададут своему малышу те же вопросы. После проверят, совпали ли их ответы с предпочтениями детей.
- Многие родители осознают, что они знают своих детей не так хорошо, как им кажется, что вкусы у современного ребёнка изменились, - поясняет Ксения Георгиевна. - Не всегда у родителей есть время, чтобы быть в курсе всех жизненных событий своих детей. Если в начальной школе мы поспособствуем тому, чтобы родители это осознали, тогда в средней и старшей школе у них меньше будет сложностей с общением, доверием своих детей.
Свинский родитель
Хотите узнать больше о родителе? Предложите ему простое упражнение - проиграть несколько фраз, которые можно трактовать по-разному: «морщины на лбу», «Я бы никогда в жизни...», «Если бы я был (а) на твоем месте...», «Ты осмелился (лась)?!», «Ну и что?..»…
- Родители сразу думают, что эти фразы обвинительные, ругательные, и окрашивают их в негативные тона. А на самом деле морщины на лбу могут появляться от удивления и восторга. Точно так же и другие фразы можно продолжить с позитивным подтекстом, привнеся в них нотки удивления, - поясняет психолог. - Именно тот контекст, который родители выбирают чаще, и свидетельствует о родительских позициях: авторитарной или равноправной. На наших занятиях подавляющее количество родителей выбирают всё же авторитарный контекст.
Получив листы бумаги, краски или карандаши, родители принимаются рисовать «свинского родителя». Изобразив «свина» с характерными для него негативными чертами, родители трансформируют его так, чтобы он утратил свои отрицательные черты. Они дорисовывают ему улыбку, шарики, возможно, его друзей…
- Так восприятие себя как «свинского родителя» меняется на восприятие себя позитивного, готового любить, проявлять правильно эту любовь по отношению к своим детям, - отмечает Ксения Георгиевна.
По её мнению, нельзя рассматривать воспитание как принуждение, подавление личности ребёнка. Всегда можно и нужно добиваться целей воспитания, сотрудничая со своим ребёнком.
Заряжает энтузиазмом
Заповедь врачебной и психологической этики - «Не навреди» - основное кредо, которым руководствуется Ксения Лобынцева в своей работе.
- Неважно, работаешь ты с детьми или взрослыми, всегда психолог должен бережно относиться к чувствам, внутреннему миру другого человека. Не нужно вторгаться туда, куда тебя не пускают, - говорит Ксения Георгиевна.
Большой объём работы педагога-психолога в школе иногда кажется невыполнимым. В такие минуты Ксении Георгиевне помогает её ответственность и понимание того, что она и её работа кому-то нужны, востребованы, а главное - могут помочь. Особенно отрадно ей, когда она видит блеск в глазах детей, их заинтересованность, сдвиги и изменения, происходящие в их развитии.
Результат достигается не одним и не двумя занятиями. Бывает, конечно, что и одной консультации достаточно, чтобы ребёнок изменил своё поведение, восприятие другого человека. Но это - единичные случаи.
- В основном наша работа - планомерная, достаточно длительная. Но когда усилия приносят результат, это вдохновляет, заряжает тебя энтузиазмом, - подчёркивает она.
Зависят от компьютера
Из своей практики и личных наблюдений за современными детьми Ксения Лобынцева выделяет несколько особо актуальных в детской среде проблем. Прежде всего - проблемы произвольности. Не каждый ребёнок, поступающий в первый класс, умеет регулировать своё поведение, замечания учителя провоцируют вспышки агрессии, неумение следовать правилам игры, нарушения дисциплины, конфликты с одноклассниками. Кроме того - проблемы в семье. Если быть точнее - нарушенные взаимоотношения родителей и детей. Часто именно с началом учёбы родители понимают, что не всегда могут найти общий язык со своими детьми, не всегда в курсе их интересов и проблем.
Дети стали компьютеро- и гаджетозависимыми. Порой они так много времени проводят за компьютером, что не делают различия между игрой и реальностью. Интернет даёт ребёнку ощущение анонимности, безличности, защищённости, и у него складывается иллюзия, что только в социальных сетях есть люди, которые его понимают. Поэтому дети погружаются в виртуальный мир и «пропадают» в нём, теряя интерес к «живому» контакту.
- Родители не всегда понимают всей опасности проведения такого количества времени за компьютером. Вовсе не значит, что надо полностью оградить ребёнка от компьютера. Есть достаточно познавательные и развивающие игры. Надо следить за временем пребывания ребёнка за компьютером и интересоваться тем, во что играет ребёнок, что он для себя выносит из этой игры, посещения того или иного сайта, - говорит Ксения Лобынцева.
Сделать скучное интересным
Но вернёмся к конкурсу. Два этапа. Первый - заочный. Надо предоставить папки с бумагами, среди которых - резюме и разработка занятия. Ксения Лобынцева направила на суд жюри проект-занятие о родительской любви и вариантах её выражения.
Второй тур - очный. Сложнее предыдущего. Необходимо провести мастер-класс. На всё - 12 минут. Тема не из лёгких - «Использование интернет-технологии веб-квеста в работе педагога-психолога с родителями в аспекте реализации ФГОС II поколения».
Веб-квест - сайт, создаваемый психологом, в основе которого - проектная методика. Родителям даётся задание собрать материалы в Интернете по той или иной теме и решить определённую проблему, используя материалы интернет-ресурсов. По завершении квеста родители представляют либо собственные веб-страницы по данной теме, либо какие-то другие творческие работы в электронной, печатной или устной форме.
На мастер-классе Ксения Георгиевна ознакомила других психологов-конкурсантов с тем, как можно использовать эту технологию в работе с родителями, как она позволяет сделать информационную составляющую просветительской работы, которая может быть не всегда интересна для восприятия, увлекательной и не занимающей много времени на её изучение.
- Интернет даёт нам возможность поместить в нём сайт, дать родителям ссылки для того, чтобы они изучили волнующий их вопрос, выполнили задания, - рассказывает Ксения Лобынцева. - Например, исследовать какую-либо актуальную для них проблему они могут с точки зрения различных ролей - в качестве историка, художника, журналиста, педагога, психолога… И проходя квест в такой форме, они получают информацию из разных источников. Кроме того, они делают всё самостоятельно и могут в процессе прохождения общаться друг с другом, в результате чего как раз и формируется информационная и коммуникативная компетентность родителей.
- Комментировать
- 2422 просмотра
молодец,есть все таки у нас
молодец,есть все таки у нас хорошие специалисты. А за победу в конкурсе ни фига не получила, какой смысл участвовать? А за бугром бы ценили, человеком была.