Присоединяйтесь

Топ недели

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Художник Интигам Акперов: Искусство, как хлеб - нечто само собой разумеющееся

Художник Интигам Акперов:  Искусство, как хлеб -  нечто само собой разумеющееся Художник Интигам Акперов:  Искусство, как хлеб -  нечто само собой разумеющееся Январь 2012 года. В выставочном зале «Родина» экспонируют живопись, графику, образцы декоративно-прикладного искусства Интигама Акперова. С первого взгляда на эти произведения чувствуешь в человеке, их сотворившем, мастера яркой индивидуальности, огромного опыта, сложного мировоззрения… Разговор с ним непременно должен был состояться, но так случилось - произошёл спустя много месяцев. Корреспондент «Белгородских известий» Екатерина ШАРОНОВА встретилась с Интигамом АКПЕРОВЫМ, чтобы узнать больше о нём, о его проектах, воплощённых и только задуманных, об отношении к современным процессам в искусстве.

- Интигам Лятифович, как начался ваш творческий путь?
- Родился в Баку в традиционной азербайджанской семье. Подолгу жили в пригороде у моря - с ранних лет я и мой брат страдали от астмы. А потом школа… Мне повезло - привели в русскую. Я не знал ни одного слова по-русски. И моя первая учительница Валентина Алексеевна Прокофьева, придала мне уверенности: «Он будет лучше всех говорить на русском». Так и случилось. И она же через два-три месяца сказала отцу: «У мальчика несомненно есть тяга к рисованию». И дальше я занимался в школе искусств, помимо того - авиамоделированием, ковроткачеством, волейболом… Это начало.

Юношей поступил в художественное училище. Учился резьбе по камню. И был влюблён в Микеланджело. Он по-прежнему для меня один из столпов, до сих пор люблю рассматривать репродукции его произведений. Жаль, физические данные не позволили мне и дальше творить из камня…. После армии возвратился в Баку. Работа в театре. Снова училище, только теперь факультет театрального и изобразительного искусства. Не окончив его, начал осваивать монументальную роспись в институте. Ездил по Советскому Союзу и расписывал дома культуры, рестораны, другие объекты… Работал в мощнейшей системе Художественного фонда СССР. Много путешествовал: отправился в Белоруссию, затем на север - туда, где предлагали интересную работу и достойные условия. В начале 80-х вернулся в Баку, стал главным художником в управлении полиграфии - 54 газеты были в моём подчинении. Вот такой серьёзный пост совмещал с преподаванием в училище и институте.

- Что именно преподавали?
- Искусствоведение, историю культуры. Специализировался на культуре Древнего Египта, Вавилона, Месопотамии, еврейском, исламском и русском искусстве.

- Вы ведь и практике рисования обучали, что куда сложнее. И продолжаете обучать. Какими принципами руководствуетесь?
- Да, рисунку и живописи. Помню, я по обмену отправился в польский Краков. И столкнулся с совсем иными принципами преподавания - как они мне понравились! Захожу в местное художественное училище и вижу: аудитория № 1 «Древний Египет», аудитория № 2 «Рисунок. Натюрморт», аудитория № 3 «Живопись»… Куда хочешь - туда и иди. Что считаешь нужным - то и делай. И даже если ты будешь один в аудитории, профессор прочитает лекцию. Я воспринял этот дух.

Атмосферу нужно создать такую, чтобы не происходило замыкания учитель-ученик. От ребёнка ничего не нужно требовать. Этот возраст самый лучший: все дети талантливы, все любят рисовать. Им нужно дать карандаш в руки - и рисуй, рисуй, рисуй! И на сотом рисунке он непременно увидит, что получается. Я предоставляю своим ученикам полную свободу, направляя технологически. Что может понять мальчик о любви к искусству в восемь лет? Ничего! Зато может овладеть карандашом. После это соединиться с чувственным опытом. Учу, как кисть макать в краску, как эту краску крутить в банках, как наносить её на бумагу, что делать, чтобы она правильно высохла...

- После крупных и развитых в культурном смысле городов какие проблемы вы наблюдаете, переехав в наш край?
- Белгород - красивый город, чувствуется его невероятное в своей стремительности движение. И художники должны развиваться. Не хватает галерей, особенно частных. И никто не хочет взять на себя эту ношу. А ведь для того, чтобы что-то развить, нужны время и вера. Сегодня это может казаться невыгодным, пройдут годы - и результаты непременно появятся. Для сравнения: в немецком Дортмунде около двухсот частных галерей! Узнав об этом, я был ошарашен.

- Почему, на ваш взгляд, так происходит?
- Низвергнуты традиции дореволюционной России - нет Мамонтовых, Третьяковых, Морозовых… В приоритеты состоятельных людей не входит спонсирование художников. Для себя я сам выступаю спонсором, поскольку не испытываю проблем с продажей собственных произведений, с их экспозициями. Но многим нужно помогать, особенно молодым.

- Видимо, в этом кроется и причина отсутствия частных галерей, ведь её содержание - не выгодный в коммерческом смысле проект?
- На первых порах абсолютно не выгодный. Собственно, и бизнесом это не назовёшь. Деньги появляются потом, когда ты собираешь коллекцию. К тому же галерейный бизнес состоит из противоречий. Вспомните, как развивались выдающиеся музеи мира. Во многих из них появились тысячи картин французских импрессионистов. Начался новый этап в искусстве, который в едином порыве обсуждала вся Европа. Некоторые смекнули, что это нужно пропагандировать - начали рассказывать невероятные истории, как один себе ухо отрезал, другой кого-то заколол... Но всё это сработало - внимание они привлекли. Психология большинства людей так устроена, что интерес у них появляется через скандал.

А в наши дни ситуация лишь обострилась. На выставки мало кто ходит... В Белгороде прекрасный выставочный зал расположен рядом с университетом. Мы с супругой приехали по делам, остановились возле него, и я наблюдал за людьми - редкий прохожий взглянул на афиши. Нет элементарного любопытства. И начинаешь думать, а что сделать, чтобы люди посетили галерею и захотели ходить туда регулярно? Мне кажется, нужно доказать, что искусство - нечто само собой разумеющееся, как хлеб. Не надо делать из него какой-то далёкий праздник.

- Вы упомянули об интересе через скандал. Многие и сегодня прибегают к провокации. Вот только обращаются к ней псевдохудожники, творчество которых весьма сомнительно. Мы знаем о подобных примерах (перфомансы Pussy Riot, Александра Бренера…). А что для вас неприемлемо ни при каких обстоятельствах?
- Скажем, в фарсовом ключе смешивать религию и искусство. Это паскудство.

- Да, но при нашей первой встрече вы сказали, что вам близок Сальвадор Дали. Как вы относитесь к его смешениям религии и искусства? Например, к такой его инсталляции, как «Иисус Христос в вечернем платье»?
- Мой дом полон его книг и книг о нём. «Чем отличаюсь я от сумасшедшего, - тем, что я не сумасшедший», - это его выражение. Не хочу никого оправдывать, но когда творил Дали - это были единичные работы. Понимаете? Мне кажется, он - позёр. Кроме того, Сальвадор делал это в эпоху, когда не было интернета. Знал, что это далеко не уйдёт. Был в этом уверен. Нельзя упускать из внимания и то, что он - испанец. Испанцы - устойчивые католики. Чтобы ни происходило, католическая церковь в Испании всё равно остаётся крепкой. Сейчас же люди делают всё осознанно, зная, что это покажут во многих местах, зная, что это может оскорбить. Речь о разных эпохах, их нельзя смешивать. Во все времена было много атеистов, но всё же всегда придерживались возводимого тысячелетиями кодекса, в основании которого - созданные религией правила.

- Ваш стиль настолько неординарен, что не может не обращать на себя внимание. Из чего он складывается?
- Назову три элемента: миниатюры, яркие чистые цвета, достоверность источников. Достоверность в том смысле, что я опираюсь на иллюстрации, книги при создании своих работ. Скажем, перед тем, как приступить к написанию картины с библейским сюжетом, я беру Евангелие от Матфея и читаю: «Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил Иуду и братьев его…». И последовательно изображаю этих героев, сцены их бытия.

- Вспоминаю вашу графическую серию «Сказки Месопотамии»… Как там реализован принцип достоверности?
- Сейчас пишу только маслом. От графики отошёл. «Сказки Месопотамии», выполненные цветной китайской тушью и гуашью, относятся к более раннему периоду творчества. К слову, этой серии присудили золотую медаль на выставке в Стамбуле в 1990-м.

В её основе - тоже книжные миниатюры. Но то, что изображено, породила моя фантазия. Яйцо как смысл мироздания, набор кубиков, шариков, листы - из этого сложились причудливые орнаменты, которые я стилизовал под восточные.

- Над чем вы работаете сейчас?
- Занимаюсь серией «Дыхание Византии». В течение большого периода моё внимание привлекают восточные миниатюры, потому что они дают возможность представить несколько сюжетов в рамках пространства одного произведения. В персидскую культуру и в турецкую, и в русскую (палехи, к примеру) они проникли из Византии. Именно византийцы одними из первых начали иллюстрировать книги: очень многие люди не умели читать, а картинки помогали передать информацию. Потом эта традиция стала самостоятельным направлением в искусстве. К нему я часто обращаюсь. В этот раз - чтобы показать русскую историческую линию: как на эту землю пришло православие. Планирую 28-30 картин. Почти все готовы. Вот «Мария» - Её жизнеописание, торжество, пришествие волхвов… Вот «Действующие лица» - герои событий, происходящих в дни распятия Христа: Пётр, Мария, Иосиф, Иоанн, Павел, Мария Магдалина, Пилат, Каифа, Иуда, Саломея... Вот работа-посвящение «Преподобному Андрею Рублёву»: Рублёв в окружении расписанных им Троицкого храма, церкви Успения во Владимире, Спасо-Андроникова монастыря, где он похоронен…

Кроме того, делаю авторские расписные сундучки и шкатулки. С ними буду участвовать в выставке хэнд-мейда в Германии. На западе так называемый стиль а-ля рус высоко ценится. Пишу мини-картины. Леплю из глины фигурки. Вот они сушатся, потом положим их в печь, затем будем чистить, красить, обрабатывать... В среднем процесс занимает около двух недель.

- Насколько я знаю, вы также работаете над серией «Русские патриархи»… Судя по всему, вам близка православная тематика?
- Да, очень. Долго к этому шёл через осмысление наследия Византии. Изучал русскую историю - читал труды Нестора, Костомарова, Ключевского... Традиция православия величайшая. И народ, который стоит на этом фундаменте, непобедим. Нет русской истории без истории православия как таковой. Но сейчас всё складывается по-другому, и мы в этом участвуем, мы во многом виноваты... Многие не выдерживают испытания свободой, ошибочно путая её со вседозволенностью.

- Талант художника, по-вашему, дар от Бога или труд не покладая рук и с самого раннего возраста? Или, вернее, как именно это соотносится?
- Всё от Бога, но и труд… Считаю: художники - в первую очередь ремесленники. Начиная от да Винчи и Микеланджело. Эдисон вывел своего рода формулу любого творчества - 99 процентов труда и, конечно, удача. Работать надо не переставая. Художник, который останавливается, пропадает. Вот и рисую постоянно. И мне не важно, когда их купят: сегодня или через сто лет после моей смерти. Важно, что я делаю это!
Репортаж о первой персональной выставке Интигама Акперова в Белгороде можно прочитать на сайте «Белгородских известий» по ссылке http://belwesti.ru/16.1.12-12806.html.

 

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина