В белгородской спецшколе № 23 уже четверть века учат детей слышать и быть услышанными
2013-й - особенный год для Белгородской специальной общеобразовательной школы-интерната № 23 II, III, IV и VI вида. Ровно 25 лет назад сюда пришли первые ученики. Это были мальчишки и девчонки из Новооскольской школы для слабослышащих, всего 78 человек.
С первого кирпича
Изначально 23-я школа была учебным заведением II вида - для слабослышащих и позднооглохших детей. Через десять лет к ним добавились ребята с нарушением опорно-двигательного аппарата (VI вид). В 2002 году открылись классы для детей с нарушением зрения (IV вид), а в 2011-м - классы для слепых (III вид).
Сегодня это уникальное образовательное учреждение, где создана особая речевая среда. Детей здесь разделяют в зависимости от ограничений их здоровья только на уроках. Все праздники, конкурсы, концерты и внеклассные кружки ребята посещают вместе. Поэтому все тянутся друг за другом, помогают друзьям. Так глухие малыши без напоминаний педагогов стараются говорить разборчивее, чтобы их понимали слышащие ребята, а дети с нарушением зрения танцуют на общешкольных праздниках.
Директор школы Александр Годин - мудрый руководитель и отзывчивый друг для всех учеников. Он знает в школе каждый кирпичик, ведь директором школы его назначили, когда её строительство было в самом разгаре. Александр Егорович регулярно навещал стройку, проверял, чтобы всё было сделано на совесть. Может, поэтому школа стала по-настоящему вторым домом для многих белгородских мальчишек и девчонок.
- Я здесь работаю с первого кирпича! - смеётся Александр Годин. - Я помню, как шёл от улицы Губкина к строящемуся зданию школы. Была метель, февраль. Тут не было нечего - голое поле, дул сумасшедший ветер. На углу стоял вагончик, я к нему подхожу, а из-под него выпрыгнул здоровенный заяц и побежал на стройку. Эта первая моя встреча со школой, точнее с её зданием - запомнилась на всю жизнь.
Сегодня в учебном заведении работают 120 учителей и воспитателей, учатся 227 ребят. Всего в школе-интернате 34 класса и четыре дошкольные группы, в которые ходят дети от двух с половиной лет. В большинстве своём ученики школы-интерната № 23 - это ребята с нарушением слуха.
- И отличается методика преподавания неслышащим детям, - говорит директор школы. - Представьте себе: формирование речи происходит в раннем возрасте. С лепетом ребёнка, в общении с матерью, с другими детьми формируется речь - у глухого этого нет. Такого ребёнка можно учить только специальной методикой.
Кохлеарное имплантирование
В школе-интернате № 23 активно работают с детьми, которым были установлены кохлеарные имплантанты. Это невероятно кропотливая и ответственная работа, наверное, поэтому педагогов-дефектологов, занятых в этой сфере, крайне мало. К счастью, здесь проблем с кадрами нет. В школе есть все необходимые специалисты: и учителя, и, что немало-
важно, медики.
- Новое направление, с которым мы работаем - это кохлеарное имплантирование, - говорит Александр Годин. - Данная методика позволяет компенсировать утраченный слуховой нерв. Имплант вживляется в кору головного мозга и доходит до барабанной перепонки. Если уж совсем просто пояснить, то это как будто меняется перегоревший провод. Тонкость в том, что мы ещё в утробе матери начинаем слышать звуки, вы знаете, что беременные включают музыку своим малышам... Когда мы рождаемся, то все наши слуховые анализаторы, если они в норме, мгновенно начинают реагировать на окружающую среду. У глухого такого нет. У него идёт развитие через зрение, тактильные ощущения, вкусовые рецепторы, обоняние, интуицию.
Быстро и бесплатно
Кохлеарное имплантирование на сегодняшний день является самым эффективным средством реабилитации людей с нарушением слуха. Система кохлеарной имплантации включает два компонента. Первый - речевой процессор, он крепится к голове ребёнка наподобие слухового аппарата. Процессор через микрофон получает звуковую информацию, анализирует, кодирует её. И передаёт на второй компонент системы - собственно кохлеарный имплант. Именно он и доставляет звуковую информацию непосредственно к волокнам слухового нерва и височной доле коры головного мозга, где у ребёнка возникают слуховые ощущения.
- Дети, которым показана операция, едут в сурдологические центры в Москву, Санкт-Петербург или Воронеж. Там они проходят полное обследование и если нет противопоказаний и патологий, то ребёнку назначается кохлеарная имплантация. Возвращаются в Белгород, становятся на очередь, а затем уже отправляются на операцию, - рассказывает дефектолог сурдологического отделения Детской областной клинической больницы Елена Совцова. - Стоит отметить, что очередь на кохлеарное имплантирование в нашей области проходит очень быстро, а дорогостоящая операция проводится бесплатно.
- Оказывается, дело не только в том, как ребёнок слышит, но и в том, как он воспринимает эти звуки. Мы постоянно проводим реабилитационные занятия, - продолжает дефектолог. - Их суть заключаются в том, чтобы научить ребёнка понимать звуки, которые он слышит. Ведь все звуки для него новые, непонятные. Нам с вами ясно, что-то зашипело на плите - значит убежало молоко, стук в дверь - значит кто-то пришёл. Для ребёнка после кохлеарной имплантации самые элементарные звуки не-ясны.
Специалисты говорят, что операцию по имплантированию нужно делать ребёнку в возрасте до шести лет. Чем раньше ставится имплант, тем раньше начинается развитие слуха «естественным» путём, если же ставить имплант в позднем возрасте, то он будет неэффективен.
Мы не держим детей
За несколько лет 24 ученикам школы № 23 были установлены кохлеарные импланты. Сегодня в школе занимаются 19 ребят с имплантантами, это значит, что пятеро уже научились слышать и теперь учатся в обычных школах. Адаптация учеников в 23-й школе ведётся на высоком уровне. Несколько преподавателей прошли специальную подготовку в дефектологических центрах Санкт-Петербурга и Москвы.
- Я считаю, что за кохлеарной имплантацией будущее. Приведу пример: у одной нашей бывшей ученицы была 100-процентная глухота, ей в Санкт-Петербурге сделали операцию. Девочка заговорила, пошло развитие речи, она прекрасно адаптировалась и теперь учится в третьем классе обычной школы, и если бы не наличие на голове этого приборчика, её не отличить от других детей, - не скрывая гордости и радости за ученицу, рассказывает Александр Егорович. - Вы поймите правильно, мы здесь не держим детей. Когда наши дети уходят в массовые школы, мы этому только радуемся. Безусловно, им там сложнее учиться, но там такая адаптация, что ребёнок живёт в речевой среде. Ребёнок вынужден говорить. Не получается - дети будут смеяться.
Учёба в школе № 23 для многих особенных ребят начинается с двух с половиной лет. Детей здесь учат справляться с ограничениями своего здоровья, чтобы к шести-семи годам, когда они пойдут в первый класс, мальчишки и девчонки с лёгкостью осваивали программу общеобразовательной школы.
Всю учебную неделю малыши из районов области живут в школе-интернате, а на выходные родители забирают их домой. Есть при школе и консультационный пункт, где принимают ребят с полутора лет. Родители приходят с ребёнком и получают рекомендации высококвалифицированных специалистов.
Речевая среда
- Глухой с глухим всегда будет общаться жестами, - говорит Александр Годин. - Поэтому очень важно для наших детей создать речевую среду. Все наши педагоги знают жестовую речь и могут общаться с детьми и речью, и жестами. Не стоит забывать, что речевая среда - это не только общение с педагогом, но и со сверстниками: у нас есть дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением зрения, и все они живут вместе в интернате - общаются между собой, глухие ребята тянутся за ними и начинают говорить.
Учителя приводят в пример случай из жизни школы: в одной комнате жили подруги Лена и Наташа. Девочки были не разлей вода, 24 часа вместе. Лена полностью глухая, благодаря работе педагогов она научилась понимать по губам, но научить девочку говорить не получалось. Наташа же слышала со слуховым аппаратом и прекрасно говорила.
- Наташа исправляла Лену всё время: и когда они ходили гулять с друзьями, и на уроках, да даже на свиданиях с мальчишками! - вспоминает Александр Егорович. - В итоге Лена сейчас работает в детском саду, и у неё хорошая речь. Если у ребёнка есть желание, то научить его можно. Наши девочки уже совсем взрослые, обе выучились, обе работают, у обеих дети подрастают.
В здоровом теле здоровый дух
Больше двадцати лет назад пришла в белгородскую школу-интернат № 23 заместитель директора по воспитательной работе Светлана Кузьмина. Она закончила дефектологический факультет Московского педагогического государственного университета и начала работать воспитателем в школе для особенных ребят, затем стала инструктором слухового кабинета.
- Наша работа заключается в том, чтобы воспитать и социализировать наших детей. Когда я сюда пришла, удивилась тому, что здесь ребят учили простейшим вещам, например, ходить в магазин. Но это лишь на первый взгляд просто… - говорит Светлана Кузьмина. - У нас есть такой большой проект, называется «Открытый мир», мы его реализуем вместе с Белгородским институтом искусств и культуры: наши дети выступают вместе со студентами БГИКа на одной сцене… Маленькими шагами в социум мы тормошим народ. Говорим, что такие дети есть, они такие же как мы, иногда даже лучше.
В белгородской школе-интернате № 23 все ребята обязательно получают профессию.
- Лучше реальная профессия в руках, чем маниловщина, - говорит директор школы.
Уже много лет подряд ученики школы получают профессии автослесаря и швеи. Все специальные учебные классы хорошо оборудованы. Девочки после выпуска идут на швейную фабрику, открывают свои ателье. Мальчики же устраиваются автослесарями. Школу № 23 связывают давние дружеские связи с одной из белгородских станций автосервиса, руководитель которой с радостью берёт выпускников школы на работу и на практику.
Наш дом
Сейчас в школе работает 27 спортивных секций и кружков по разным направлениям: баскетбол, футбол, волейбол, лёгкая атлетика, плавание, художественное творчество, вышивка, кружок мягкой игрушки…
Один из самых любимых и детьми и взрослыми кружков - жестовой песни и пантомимы. Творческое объединение «Мим» существует в школе уже больше пяти лет, в нём занимаются как глухие, так и слышащие дети, ведь язык пантомимы понятен всем без слов.
Одиннадцатилетний шебекинец Саша Петров - талантливый артист «Мима». Мальчик практически не слышит, но благодаря работе учителей Александр стал одним из самых болтливых учеников.
- Я люблю школу. Мне нравятся баскетбол, футбол, теннис, прыжки в длину и высоту. Я учусь хорошо. Оценки нормальные получаю: четвёрки и пятёрки, - гордо говорит Саша Петров. - У меня здесь появилось много друзей. У нас очень дружный класс. Я занимаюсь в кружке пантомимы «Мим». Мне нравится показывать разные сценки, которые понятны абсолютно всем.
Белгородка Настя Прышко учится в пятом классе, у девочки тоже проблемы со слухом, и так же, как и Александр, она научилась хорошо говорить.
- Кроме уроков в школе я дополнительно занимаюсь рисованием, пулевой стрельбой, баскетболом и танцами, - рассказывает Анастасия. - Когда вырасту, хочу работать массажистом, мне кажется, это очень важная и нужная профессия. Но, возможно, я передумаю. Мне нравится ходить школу. Здесь интересно и весело. Видели бы вы столько людей собирается у нас на праздники! В актовом зале все не помещаются. Школа действительно наш второй дом!
- Комментировать
- 3215 просмотров
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад