Прошедшие в областном центре лекции по литературе
заставили задуматься о литературном процессе Белогорья
В послевоенной стране Советов создали Всесоюзное общество «Знание». Организация занималась просвещением в разных областях - лекции читали по истории, обществознанию, философии, литературе, русскому языку... Так решали и решили насущную проблему - необходимость в массовом образовании. Что сегодня? Да, у «Знания» есть преемница, но масштабы деятельности уже другие. Собственно в столице и многих мегаполисах России существуют и востребованы и другие лекционные проекты. В Белгороде, к сожалению, ничего подобного нет. Лекционно-выставочный проект «XX век в лицах», который представили на днях в нашем городе как лакмусовая бумажка указал на потребность в них.
XX век в лицах
Серию лекций о таких феноменах русской культуры как Михаил Зощенко, Евгений Шварц, Владимир Высоцкий, Сергей Довлатов, братья Стругацкие, Вениамин Каверин… разработал и вот уже много лет предлагает слушателям санкт-петербургский Государственный литературный музей «XX век». Возможно, вы посетили выставку «Мелочи жизни», посвящённую Зощенко? Невероятно содержательная и неординарная по своему оформлению, она вызвала немалый интерес белгородцев. «Мелочи жизни» был предоставлен «XX веком» и прибыл из Северной столицы в июле. Экспонировали его в нашем литературном музее, тогда же договорились и о лекциях.
И до октября сотрудники Белгородского литературного музея связывались с госуниверситетом, выясняли, кто из предложенных персон окажется для студентов предпочтительнее. Основной целевой
аудиторией первой лекции стали именно студенты. Второй - сотрудники библиотек. В какой-то мере для них это было своеобразное повышение квалификации. Но посетить лекции и побеседовать с лектором мог каждый желающий.
И вот 30 и 31 октября договорённость воплотили в жизнь. Две лекции - о Высоцком и Довлатове - читал старший научный сотрудник музея «XX век», кандидат искусствоведения, доцент Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства - Алексей Сёмкин. В анонсах темы лекций сформулировали достаточно широко - жизнь и творчество Владимира Высоцкого, Сергея Довлатова. Лектор конкретизировал сразу - речь пойдёт о вписанности этих авторов в контекст русской литературы:
- Не думаю, что нужно подробно рассказывать о жизни Высоцкого, об этапах его биографии и о том, как он велик и замечателен. Как русские, это вы и так знаете. Но, возможно, вам будет интересно услышать о связи уникального советского поэта, актёра, автора-исполнителя песен с нашей классической литературой. О тех сопоставлениях, которые на первый взгляд могут показаться дикими: Высоцкий и Пушкин, В. и Лермонтов, В. и Есенин, В. и Зощенко, В. и Чехов…
Нужна система
Конечно, любопытно. Кто-то услышит впервые, увлечётся - и пойдёт процесс. Кто-то по-иному взглянет на то, что ему казалось хорошо известным… И пусть действительно заинтересованных оказалось не так много, но они были. Судя по тому, что люди стремились посетить эти события, многие не попали на них в силу обстоятельств. Время лекций, к примеру, оказалось неудобным - 11.00 и 15.45. Очевидно одно - потребность в таких лекциях существует. Однако нужен системный подход - не единичные лекции, а серия. Знание должно накапливаться.
Мне могут возразить - мол, зачем лекции при тех возможностях, которые открывает перед нами интернет. Да, в сети можно найти практически всё, только без специальных знаний отобрать информацию, структурировать её вряд ли удастся всем. Подобные же проекты учат этому в том числе. Учат мыслить, видеть, сопоставлять, отбирать. Замечательно, что есть канал «Культура», который сохраняет для нас эту возможность. Хорошо, если бы региональное телевидение обратилось к этой проблеме - их ресурс, интернет-вещание позволили бы выйти на более широкую аудиторию. Здесь нужно консолидировать усилия.
К слову, глазами поискала в зале представителей Союза писателей России. Не нашла. Возможно, и не обязаны они были приходить. Только почему-то кажется, что непременно их деятельность должна смыкаться с усилиями и литературного музея, и преподавателей-филологов… Литературный процесс ведь един. Правда, если он есть. Именно процесс, а не отдельные акты отдельных личностей.
Патриотизм - актуальная тема во все времена. Наши дни - не исключение. Но в ряде случаев вокруг этого понятия разводят демагогию, тем самым обесценивая его. А ведь задумайтесь - если нам открывают литературу выдающихся русских, лучших представителей нашего народа, если мы проявляем к этому интерес - это ли не акт патриотизма? А возникновение сообщества людей, объединённых одним увлечением, - положительный эффект такого проекта?
Не простой слушатель
Людмила Соломахина - преподаватель русской литературы XX века, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы и методики преподавания БелГУ. На лекцию о Высоцком Людмила Петровна стремилась не столько из профессионального, сколько личного интереса.
- Людмила Петровна, я помню, вы были на открытии выставки «Мелочи жизни», много вопросов задавали - так вас это затронуло. Сегодня, судя по всему, лекция о Высоцком произвела на вас подобное впечатление?
- Лекция Алексея Сёмкина просто замечательная. Я слушала его рассказ о Зощенко. Теперь о Высоцком. Жаль не смогла попасть на лекцию о Довлатове. И да, литература - моя страсть. Во всём мире считают - русская литература святая. В ней и бытует духовность, нравственность. Без этого гармоничный человек невозможен. И когда его с детства приобщили к литературе, он наверняка знает, где черпать.
- Вы помните лекции «Знания»?
- Не только помню, но я и мои коллеги, преподаватели нашего вуза, читали эти лекции по литературе. Приезжали на заводы. Помню, на слюдяной фабрике выступали. Была и такая форма: работники надевали наушники и слушали то, что мы говорили. Обычно рассказывали о писателях в связи с их юбилейными датами. Сейчас один за одним юбилеи, в 2014-м - двести лет со дня рождения Лермонтова... И у нас в стране практически нет отклика на эти великие вехи. Получается, «Я люблю вас, но живого, а не мумию» (Маяковский о Пушкине).
- А нас заставляют мумию любить...
- Именно. Поступает вчерашний школьник к нам в вуз. Задаём вопрос: «Кто из литераторов нравится?» Ответ: «Мой любимый поэт - Евтушенко». Только любовь не подтверждается ни знаниями, ни душевной расположенностью - прочитать наизусть и как-то прочувствовать школьник почему-то не может. Всё сводится к словесным формулам, за которыми нет глубоко нравственного содержания. А раньше, когда людей приобщали, они слышали живое слово. И это очень важно. И когда оно звучит, в человеке что-то пробуждается.
- Уверена, вы могли наблюдать его воздействие...
- Конечно. Вот вам пример. Однажды мы рассказывали о Маяковском, читали его стихотворения. А потом люди спрашивали: «Как, это Маяковский? Такой лирик?». Потом бежали и читали книжки. Значит, мы достигали своей цели.
- Почему сегодня нет подобных проектов?
- В доперестроечный период мы приглашали крупных специалистов по литературе из Москвы, Ленинграда... Достаточно часто. В наши дни нет возможности ни приглашать их, ни выезжать самим - всё упирается в финансовые проблемы. И есть другой вопрос - будут ли эти лекции посещать? Современный человек живёт в сумасшедшем ритме. Одни - в ловушке обстоятельств, другие просто инертны. Но даже если в зале присутствуют десять человек, которые в этом по-настоящему нуждаются, значит, делать надо.
- Комментировать
- 1968 просмотров
Комментарии
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 15 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 15 недель назад