4 ноября «Джазовая провинция» достигла пределов Белгорода. Фестивальный концерт привёл в восторг поклонников интеллектуальной музыки
Как и обещал арт-директор и музыкант международного фестиваля «Джазовая провинция» Леонид Винцкевич, наш город действительно превратился в столицу джаза. На один вечер. В Белгородской государственной филармонии обладатель премии «Грэмми», американский саксофонист Билл Эванс и его группа Soulgrass представили нечто феноменальное - музыку свободных людей, музыку со вкусом сегодняшнего дня. И стали настоящим музыкальным открытием - в настолько уникальной манере играли.
Начало пути
Билл Эванс получил известность в 22 года, влившись в 1980-м в бэнд прославленного джазового трубача Майлза Дэвиса. Несколько лет спустя выступал вместе с легендарным гитаристом Джоном Маклафлином и его Оркестром Махавишну. Одни из выдающихся музыкантов XX века - масштаб этих личностей невероятен. Их имена - в числе основателей современных ответвлений джаза: Дэвиса - модального и прохладного джаза, фьюжн, Маклафлина - фьюжн, джаз-рока. С ними Эванс гастролировал по миру, записывал альбомы… Несомненно, к его яркому таланту примкнула исключительная удача - с этого начался путь в мир большой музыки. Продолжался он не менее триумфально - саксофонист сотрудничал с Херби Хэнкоком, Ли Райтнауром, Дэйвом Грузином, Steps Ahead и Миком Джаггером... Сольная карьера была вопросом времени.
Феномен Soulgrass
Дебют Эванса как соло-исполнителя - пластинка Living in the Crest of a Wave - случился в 1984-м. Уже тогда он заявил о себе как о музыканте, которого ждёт выдающееся будущее. С тех пор вышло 19 его альбомов. С 90-х он даёт по сто концертов в год. В 2004-м возникает Bill Evans Soulgrass. Начиная от времени музыкальных наставников Эванс не перестаёт экспериментировать со стилем. Саксофонист преодолевает границы одного жанра, который, на его взгляд, сковывал бы и неизбежно привёл к однообразию. Включает в традиционный джаз элементы рока, хип-хопа, джэма, фьюжн, регги, кантри, соула, бразильского и слэммин-фанка и бог весть чего ещё. И вот что сам рассказывает о музыкальной концепции Bill Evans Soulgrass (из видеоинтервью от 8 апреля, размещённого на официальном сайте музыканта):
- Мы все пришли из разных течений. То, что мы играем, я называю соулграсс, поскольку в нашей музыке есть соул и есть немного американы. Под американой я подразумеваю использование таких инструментов как: банджо, фидель, мандолина, резонаторная гитара, добро. Всё это акустические инструменты. Не ищу вдохновение в тех жанрах, откуда появились эти музыкальные инструменты, мне нравится … то, как они звучат в моих произведениях благодаря музыкантам, которые играют со мной … То, что я сочиняю, - это мелодии, написанные под влиянием таких стилей как ритм-н-блюз, рок-н-ролл, джаз и других жанров, к которым прибегаю. Никогда не мыслю категориями. Не планирую, что сейчас создам что-то в стиле рок или надо сочинить джазовую мелодию. Просто записываю трек так, как он идёт, и уже сама мелодия мне говорит, что это за стиль.
Главное - музыка
В Белгороде команда выступила в составе бас-гитариста Дэйва Андерсона, гитариста Митча Стайна («пришёл из рок-музыки и джаза»), барабанщика и вокалиста Джоша Диона («вырос на фанке»), исполнителя на банджо Райана Кавано. И, собственно, самого Эванса. Музыкантов лидер бэнда представил после третьей композиции. Каждого как «фантастического» исполнителя и… «просто хорошего парня». Вот простота их очень поразила - так непринуждённо, естественно, без китча они существовали на сцене. И также без пафоса и суеты саксофонист появился в антракте в холле и раздавал автографы.
Автограф достался и читателям «Белгородских известий». А пока Эванс расписывался, я спросила о последнем диске Dragonfly («Стрекоза», 2011) - третьем релизе группы.
- Безусловно, это наш новый этап развития. Но согласитесь, когда в одном концерте совмещены композиции разных лет, сложно разобраться, на каком витке они созданы, - улыбнулся он.
- Да, точно, особенно если не знать, что, скажем, Kings and Queens («Короли и королевы»), Madman («Безумец») - произведения из Dragonfly, а Soulgrass - из одноимённого альбома 2005-го, а Time («Время») - скорее, всего одна из последних композиций…
- Думаю, всё дело - в той живой атмосфере, которую нам удаётся создать на концертах с помощью слушателей. Она берёт в плен и уже не отпускает.
Feel good - игра в стиле настроения
Соло играли (что органично для блюграсса) все музыканты квинтета. И доказали: каждый из них - мастер, виртуоз своего инструмента. Они словно раскрывали для нас весь потенциал этих инструментов.
И всё же среди самодостаточных эпизодов по времени звучания соло Эванса превалировало. Саксофоны лидера бэнда - тенор- и сопрано- - звучали невероятно мелодично: лиричность соседствовала со страстью, мягкость - с невероятным по силе напором. Эванс играл и на клавишных. И пел.
Близкий саксофону по тембру банджо предстал в удивительных сочетаниях и с ним, и с гитарой - такого уникального звучания музыканты добивались более шести лет. Между тем возможности банджо Кавано исследует более двадцати лет. Можете себе представить? Неудивительно, что банджо приобретает совсем иное звучание, чем мы привыкли.
- Этот инструмент можно было услышать в некоторых треках в стиле американа в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Именно тогда я обратил на него внимание, - рассказывает Эванс (видеоинтервью). - Никогда не думал, что буду использовать банджо в своих треках. Но чуть позже, когда я задумался об использовании в записях мандолины и других акустических инструментов, мне показалось, что банджо можно использовать в качестве перкуссии. Хотелось, чтобы это было похоже на электронные ударные… но всё же, чтобы это был струнный инструмент… чтобы ритмы звучали гармонически. Одновременно банджо даёт тон и ритм благодаря характерному приёму - тремоло. Этот приём даёт то стабильное звучание, которое мне подходит.
Но по-настоящему удивил своими вокальными данными ударник Дион. Поющий барабанщик - само по себе редкость. Но то, насколько эмоционально он пел, поразило. Зал не скрывал своего восторга - аплодировал, подпевал.
Покорила техника гитариста Стайна - крайне сложные приёмы и неожиданные эффекты от них привели публику в восторг. Меньше сольных фрагментов выдалось на долю Андерсона. Бас-гитара в его руках - нечто потрясающее, как потрясающа её вписанность в ритм-секцию. Вообще Bill Evans Soulgrass продемонстрировал сверхгармоничную сыгранность. Каждый из инструментов оттенял, поддерживал друг друга, создавал условия для лучшего звучания.
Да, Билл Эванс и его команда разговаривали со слушателями на очень сложном языке, сложном с точки зрения, как это было сделано. Но при этом он оказался крайне доступным - им проникся каждый. И каждый после продолжительной овации покинул зал с настроением feel good (так Эванс определяет свой стиль) - настроением в стиле Bill Evans Soulgrass.
- Комментировать
- 2623 просмотра
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 14 недель назад