Состоялось официальное открытие 46-го концертного сезона
в Белгородской государственной филармонии
Симфония № 5 Петра Чайковского и Концерт № 4 для фортепиано с оркестром Людвига ван Бетховена - два особых произведения в творчестве выдающихся композиторов прошлого и в истории музыки и их особое исполнение симфоническим оркестром под управлением главного дирижёра - заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина и при участии блестящего пианиста - заслуженного артиста России Николая Луганского (Москва)... С яркого музыкального события и зрительского признания в минувший четверг начался новый концертный сезон в Белгородской государственной филармонии.
Белгородский триумфатор
Сентябрь подарил белгородским меломанам встречи с Оркестром народных инструментов под управлением главного дирижёра - заслуженного работника культуры России Евгения Алешникова, состоялся концерт-открытие в Органном зале, в рамках цикла «Органисты немецких соборов» выступил органист из немецкого Дюссельдорфа - лауреат международных конкурсов Вольфганг Абендрот…
Официальное открытие сезона несколько задержалось, потому что симфонический оркестр участвовал во II симфоническом форуме России в Екатеринбурге. Художественный руководитель Белгородской государственной филармонии, заслуженный деятель искусств России Иван Трунов назвал эту поездку знаковой. Быть приглашёнными туда наряду с прославленным столичным коллективом «Новая Россия» под управлением народного артиста СССР Юрия Башмета и ведущими региональными из Екатеринбурга, Волгограда, Красноярска, Карелии - значит, получить признание на высшем уровне и быть оценёнными как оркестр экстра-класса.
- Мы поразили публику, такого триумфа от белгородских музыкантов никто не ожидал, - делится Иван Трунов. - Мы заявили о себе основательно и столь высокую планку не упустим. Крайне важно для нас, что началась гастрольная деятельность. Челябинск, Тюмень, Екатеринбург - нас уже пригласили на гастроли по Уралу в следующем году. Все коллективы филармонии будут выступать в городах России, а также Украины, Беларуси. 3 ноября симфонический оркестр играет на одной из самых известных площадок мира - в Большом зале Московской государственный консерватории имени П.И. Чайковского, Камерный оркестр - в Доме музыки, Оркестр народных инструментов - в Российской Академии музыки имени Гнесиных.
Открывшийся сезон обещает быть насыщенным и интересным и будет наращивать темпы предыдущего. 18 абонементов составлены так, что каждый сможет выбрать то, что ему больше по вкусу. Кстати, их большая часть уже распродана. И, конечно же, запланированы концерты с участием талантливых солистов и известных дирижёров из разных уголков России и зарубежья. Кроме того, Иван Григорьевич заинтриговал публику, пообещав, что белгородцы уже в декабре услышат альпийский рог - диковинный духовой инструмент, достигающий пяти метров в длину.
Первый успех нового сезона
Для программы же концерта-открытия подобрали произведения, удивительные по красоте музыки и по глубине смыслов, что в ней заложены, - Симфонию № 5 ми-минор, op. 64 Петра Чайковского и Концерт № 4 для фортепиано с оркестром соль-мажор, op. 58 Людвига ван Бетховена.
Свою симфонию Чайковский творил в крайне сложный в его жизни период. После создания предыдущей четвёртой минуло десять лет - временной отрезок, за который его мировоззрение претерпело изменения. Он искал ответы нам многие вопросы человеческого бытия - о месте творца в обществе, о религии и безверии, о смысле жизни и смерти… Ко всему осенью 1887-го он переживает утрату близких людей - умирают его друг и племянница. Огромная потеря явно усилила экзистенциальный кризис композитора, метания его не утихают: «Жизнь проходит, идёт к концу, - а ни до чего не додумался... Так ли живу? Справедливо ли поступаю?» (отрывок из дневника Чайковского). Свои мысли и чувства он воплощает в музыке с глубоким психологическим конфликтом, философской - работа над симфонией длилась с мая по август 1888-го. Её литературную программу сам автор определили так: «Полнейшее преклонение перед судьбой, или, что то же, перед неисповедимым предначертанием провидения...». И пятого ноября в Санкт-Петербурге состоялась премьера Симфонии № 5. И впервые дирижировал сам Чайковский. Однако реакция критиков последовала неоднозначная, да и сам композитор в ней разочаровался, посчитав сочинением провальным… до того момента, как в следующем году представил её в Гамбурге. И в благодарность за превосходную организацию своих концертов в этом городе Чайковский посвятил Пятую симфонию одному из ведущих немецких музыкальных деятелей того времени Теодору Аве-Лаллеману. Постичь смысл произведения - понять, что же происходит в финале: победа фатума или же, напротив, человеческих воли и духа над роком - музыканты всего мира пытаются до сих пор, предлагая всё новые и новые художественные интерпретации. Но так ли это важно, когда звучит музыка, которую сложно описать словами - так она прекрасна?
В истории развития концертного жанра концерты Людвига ван Бетховена оставили значимый след. Больший размер и иные виды фортепианной техники, искания философского характера вместо развлекательной виртуозной трактовки - германский мастер создал его новую концепцию. концерт № 4 для фортепиано с оркестром стал первым его произведением, где она нашла полное отражение. Образец зрелого стиля композитора, в котором смешались традиции Вивальди, Баха, Моцарта, Шопена, Брамса - так посчитали музыковеды после её премьеры, которая состоялась в 1807-м (завершена в 1806-м). Ведущая концерта-открытия заслуженный работник культуры России Людмила Сидорова так рассказала о нём: «Сочинение поразило современников своей необычной поэтической идеей, столь несвойственной для концерта как виртуозного жанра. Здесь всё было необычно - и фортепианное начало вместо привычного оркестрового, и преобладание мелодических элементов над виртуозными, и, конечно, глубочайший психологизм».
Возможность насладиться восхитительной музыкой в вечер открытия публике подарили лауреат многих престижных международных музыкальных конкурсов Николай Луганский - пианист феноменальной техники и ярчайшей харизмы, имя которого известно не только в нашей стране, но и за её пределами - в Японии, Бельгии, Испании, Швейцарии, США… И триумфатор II симфонического форума России в Екатеринбурге - белгородский оркестр экстра-класса во главе с мастером особого дарования Рашитом Нигаматуллиным.
- Комментировать
- 2428 просмотров
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 14 недель назад