В этом году Санкт-Петербург уже в третий раз встречал гостей международного инновационного форума. Такие мероприятия позволяют нам детально обсуждать стратегические задачи развития России, в числе которых выход на инновационный путь развития занимает, безусловно, ключевое место. Основа для того, чтобы выйти на этап инновационного развития, в России создавалась начиная с 2000 года. Сегодня мы видим, что эта основа есть. Государство стало сильнее и вернуло себе доверие граждан. Есть необходимые финансовые, инфраструктурные, законодательные возможности, которые позволяют воплощать в жизнь Стратегию-2020, решать практические задачи модернизации.
Для чего России нужны инновации? Очевидные плюсы для экономики - в росте производительности труда, для государства - в появлении новых источников дохода бюджета, для граждан - в новом качестве жизни.
Развитие страны, модернизация, инновационная экономика - всё это для блага и в интересах человека. Причём человека, живущего сегодня. Проще говоря, человек не поймёт важности модернизации до тех пор, пока не почувствует её в своём кошельке. При этом важно, чтобы поступательное развитие экономики шло с сохранением базовых ценностей, присущих нашему народу.
У инновационной экономики есть не только отраслевое, но и территориальное измерение. Поэтому так важно активизировать поиск перспективных проектов в регионах, местным властям - активнее формировать региональные инновационные программы.
Принят закон о создании инновационного центра в Московской области, в Сколково. Можно позиционировать его как отдельную самодостаточную площадку. А можно - как неотъемлемую часть единой инновационной системы России, где создаются самые благоприятные возможности для «старт-апа» новых проектов. Сколково может и должно стать хорошим примером тех инновационных возможностей, которые есть у страны. Но нужно понимать, что потенциал у нас гораздо шире.
В России исторически сложились условия и традиции для инновационных решений. В стране есть регионы, интеллектуальный потенциал которых для будущего России важнее сырьевого. Это Санкт-Петербург, Новосибирск, Томск и многие другие регионы. Таким образом, центры инновационного роста в России уже есть. Но они пока ещё не объединены в единый комплекс, призванный гарантировать конкурентоспособность российской экономики в целом.
Важной составляющей модернизации и инновационного развития российской экономики является законодательство. И оно должно быть не менее инновационным, отвечающим сегодняшнему дню.
Примером может послужить закон о малых инновационных предприятиях при вузах и НИИ. Мы создали условия для внедрения результатов интеллектуальной деятельности, полученных этими бюджетными учреждениям, предоставив им право учреждать хозяйственные общества. На основе принятого закона создаётся всё больше инновационных предприятий при вузах, хотя пока ещё их общее количество и не достигло желаемого уровня - по стране всего порядка 500.
Но некоторые университеты обеспечили неплохой результат. Например, в Томске к началу сентября этого года при вузах действовало 46 малых инновационных предприятий из 500 по всей России. Из них 19 было создано при Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники и 18 - при Томском политехническом университете. С одной стороны, это пример для других вузов страны. С другой, это хорошая опора для дальнейшего движения вперёд.
Сегодня важно обеспечить мониторинг реализации закона. Представители науки и образования, зная проблемы изнутри, предлагают дальше совершенствовать законодательство и расширить возможности малых инновационных предприятий при образовательных и научных учреждениях. Например, предлагается облегчить для них переход на упрощённую систему налогообложения, снять ограничения по видам хозяйственной деятельности, разрешить входить образовательным и научным учреждениям в уже существующие хозяйственные общества. Эти предложения, безусловно, будут прорабатываться депутатами Государственной Думы, равно как и другие меры, направленные на поддержку малого бизнеса.
Безусловно, законодательная поддержка становления национальной инновационной системы требует продолжения: в целом необходимо внесение поправок в более чем 100 действующих законов, а также принятие порядка 10 законов с новым предметом правового регулирования, в том числе: «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации», «О технологиях». Напомню, что уже два года действует закон «О передаче прав на единые технологии», однако нужен базовый закон.
Среди других инициатив, над которыми депутатами и профильными ведомствами уже ведётся работа: закон о государственной компании по содействию международному патентованию российских результатов научно-технической деятельности и экспорту прав на них; закон о технопарках. У нас есть закон об особых экономических зонах, но статус технопарков пока не отражён в законодательстве.
Есть целый ряд принципиальных вопросов, связанных с развитием законодательства для инноваций. Кому должен принадлежать вновь создаваемый интеллектуальный продукт? Государству, на деньги которого работает бюджетное учреждение? Вузу, который предоставил лабораторную базу? Коллективу или конкретному исследователю, который является автором идеи?
Вопрос очень сложный - по сути, речь идёт о качественной характеристике всей российской инновационной системы, о векторе её развития. Надо создать чёткий правовой механизм, который обеспечит интересы государства и одновременно позволит больше заинтересовать в своём труде исследователей. Все аспекты правового регулирования интеллектуальной собственности и нематериальных активов мы планируем предметно обсудить на парламентских слушаниях в Государственной Думе.
Каждый гражданин нашей страны должен осознавать, что переход к новому качеству экономики - в его интересах. Модернизация страны - это не очередная кампания, чтобы выжать из людей все соки под обещание счастливой жизни для будущих поколений. Инновационная экономика - это задача сегодняшнего дня, это ответ на запрос общества.
- 1525 просмотров
Отправить комментарий