Владельцы крупных агрохолдингов, наконец-то, серьёзно взялись за решение проблемы, доставлявшей неприятности всем белгородцам, не лишённым чувства обоняния - цивилизованную утилизацию отходов животноводства.
Северный ветер не пахнет?
Видимо, жалобы жителей области достигли цели - власти региона «закрутили гайки» всем крупным производителям мяса птицы и свинины за халатное и неправильное обращение с отходами. Сразу нашлись деньги, технологии, специалисты, и проблема сдвинулась с мёртвой точки. Причём в массовом порядке, в чём журналисты убедились в ходе экологического пресс-тура, организованного пресс-службой губернатора и правительства области.
Первым пунктом высадки журналистского «десанта» стала птицефабрика, много лет портившая настроение жителям посёлка Северный и Белгорода своими специфическими «выхлопами». Это старое предприятие (отметило 45 лет), занимающееся производством яиц. Президент агрохолдинга «Белгород-семена» Николай Семёнович Дудников уже склонялся к тому, чтобы старую фабрику вообще закрыть, но нашли приемлемый вариант решения проблемы. В птицекомплекс ООО «Белгород-семена» входят три яичных фабрики и одна бройлерная. «Мы, - говорит Н.С.Дудников, - находимся в первой тройке самых крупных производителей яиц в России. Если у нас возникают проблемы, то Москва (у нас 10 процентов московского рынка) и другие регионы сразу это чувствуют». Получается, от ООО «Белгород-семена» зависит продовольственная безопасность страны. По крайней мере, её яичное направление. О каком же закрытии может идти речь?
На птицефабрике «Северная» куры-несушки содержатся в клетках, а не на соломенной подстилке, как на аналогичных предприятиях, выращивающих бройлеров. Если технология утилизации сухого помёта у нас в области уже обкатана компанией «Приосколье» и постепенно внедряется на других бройлерных фабриках, то с переработкой жидких отходов до недавнего времени возникали затруднения.
Дело в том, что в бесподстилочном помёте не хватает углерода для переработки его обычными микробами. Пришлось искать другую технологию, и она найдена. Как предупредил начальник управления - государственный инспектор по охране почв Белгородской области Михаил Викторович Терентьев, пока здесь только начало эксперимента. В чём его суть? Сейчас в Северном помёт на выходе из птичников обрабатывается специальными экологически безопасными микробами, вывозится на полигон, складывается в бурты. Первые дни, пока микробы не начали работать в полную силу, бурты покрывают масляной плёнкой, то есть обрызгивают их отходами обыкновенного растительного масла. Примерно на десятые сутки запах будет гораздо менее чувствителен, это значит, что микробы взялись за дело в полную силу. Если без всякой обработки такой помёт перегнивает за три-четыре месяца, то при данной технологии потребуется всего 30-40 дней.
Отсутствие специфического запаха можно констатировать уже сейчас, но во время экскурсии по фабрике делались замеры газоанализатором. На площадке у проходной прибор показал загрязнение воздуха аммиаком в 30 раз ниже предельно допустимого, у птичников - в 20 раз. В самих же птичниках пахнет, пожалуй, лучше, чем в любом деревенском курятнике. Там стоят мощные системы вентиляции. Предприятие собирается приобрести необходимое оборудование для того, чтобы вести постоянный контроль за всеми участками выбросов.
По мнению Н.С.Дудникова, затраты, которые «Белгород-семена» понесёт от внедрения данного способа превращения помёта в ценное органическое удобрение, посильны для любого предприятия. Руководитель компании пообещал, что его производство через полгода будет совершенно экологически безопасным.
Механизаторы, которые непосредственно занимаются транспортировкой помёта, говорят, что раньше к вечеру резало глаза, дышать было тяжело, а сейчас всё нормально.
Через месяц на полигоне
Месяц назад журналисты присутствовали при открытии цеха органических удобрений ЗАО «Белая птица», расположенного рядом с Масловой Пристанью Шебекинского района. Теперь мы заехали посмотреть, что изменилось с тех пор. Сегодня почти уже весь полигон (2,4 га) занимают бурты зреющего помёта. Два первых, выгруженных к открытию цеха для демонстрации, стали чёрного цвета. Этот перегной, говорят работники, готов к внесению в почву. Здесь применяется технология отличная от той, что нам показывали в Северном, потому как исходный материал в «Белой птице» сухой. Но и тут он также основан на работе специальных микробов.
Повидаться с представителями СМИ приехал генеральный директор ЗАО «Белая птица» И.В.Барщук.
- Сейчас вы видите, - начал экскурсию руководитель агрохолдинга, - первую стадию переработки довольно агрессивного сырья - куриного помёта. Он относится к четвёртому классу опасности. Помёт здесь превращают в прекрасное органическое удобрение, являющееся одним из ценнейших для нашей почвы. На Белгородчине используются эффективные методы выращивания в зерновом бизнесе, поэтому мы должны постоянно повышать плодородие почв, чтобы держать баланс между урожаем и состоянием пашни. Химическими удобрениями и прочими компонентами это заменить невозможно.
Специфический запах на полигоне, конечно, есть, но это не сравнить и с тем зловонием, которое источают кучи сваленного кое-как в поле помёта или же раскиданного, но не заделанного в почву.
И.В.Барщук сообщил, что весь транспорт «Белой птицы», занимающийся транспортировкой помёта, оснащён системами GPS. Каждая машина следует чётко по намеченному маршруту, и у водителей уже нет соблазна освободиться от груза где-нибудь в посадке. Система спутникового слежения фиксирует малейшее отклонение. Игорь Васильевич подчеркнул, что нигде в России такие технологии ещё не применяются.
В планах компании - производство сложных гранулированных органических удобрений для различных сельскохозяйственных культур. А сам полигон в скором времени будет окружать плотное зелёное «кольцо» из каштанов, елей, лип и других деревьев.
Расходы, понесённые агрохолдингом, не отразятся на стоимости основной продукции - мяса птицы, так как у «Белой птицы» теперь частично отпала необходимость приобретать дорогостоящие химические удобрения, требовавшиеся прежде в больших количествах для выращивания кормовых культур. Здесь почва будет получать необходимое питание из собственной «кухни», что снизит себестоимость зерна. Значит, повышать цену на мясо по этой причине - нет основания. Кроме того, через какое-то время полигон будет давать доход от реализации биогумуса другим хозяйствам и населению.
В поля - по шлангам и никакого «амбре»
«Принюхались» - только так можно объяснить невозмутимое спокойствие, с которым рабочие ОАО «Белгородский бекон» вдыхают воздух у лагун, куда поступают жидкие навозные стоки со свинокомплекса. «Городским» носам там было невыносимо тяжко, поэтому мы попросили начальника службы экологии акционерного общества Сергея Леонидовича Завацкого побеседовать с нами где-нибудь поодаль. Нас отвезли в поле. По дороге наш микроавтобус проехал через какой-то огромный шланг, раз в пять-шесть толще пожарного рукава.
Как рассказал Сергей Леонидович, именно по этому мощному шлангу та зловонная жижа из лагун транспортируется в поля. А что, если бы он лопнул под нашей «Газелью»? - мелькнула в головах журналистов ужасная мысль. С.Л.Завацкий нас успокоил, через шланг переезжает техника намного тяжелее, например, КамАЗы - и ничего. Тем не менее, «навозопроводы» по разным другим причинам иногда выходят из строя. Сигнал об этом моментально поступает на пульты, которыми оснащены «умные» тракторы «Джон Дир», трактористы сразу же перекрывают «фонтан» и ремонтируют шланг.
Здешняя схема избавления от свиного навоза следующая: через решётчатые полы свинарников навоз, смешиваясь с водой, попадает в специальные ванны, через 14 дней они сливаются в накопитель, на выходе из помещения он сепарируется: делится на жидкую и твёрдую фракции, первая попадает в лагуны, вторая - на полигон, где в буртах около шести месяцев дозревает до состояния, годного для внесения в почву. Как уже упоминалось, по шлангам под большим давлением (шланговых систем у «Белгородского бекона» четыре, две длиной 3,6 км и две - 6 км) жижа течёт на поля, с помощью трактора равномерно вносится в почву на глубину 10-12 сантиметров и сразу же заделывается. Неприятных запахов там уже не ощущается. Эту технологию компания применяет два года. Жалобы жителей окрестных сёл прекратились. Два раза в год производится анализ стоков, его результаты агрономы используют при расчёте количества удобрения, требующегося конкретному полю.
За год поголовье «Белгородского бекона» «производит» более 700 тысяч кубов навоза. По понятным причинам к зиме в акционерном обществе спешат освободить все лагуны, иначе до весны может получиться «затоваривание», и потекут навозные «реки» через край. Люди работают круглосуточно.
И всё-таки, по дороге из Волоконовского района, где находятся свинокомплексы «Белгородского бекона», один вопрос продолжал мучить: неужели нельзя как-то «убить» тот жуткий запах в лагунах? Мы с коллегами даже попытались в пути порассуждать на данную тему, но специальных знаний было явно недостаточно и разговор получился дилетантским, ноу-хау не вышло. Позднее ответ мне помог отыскать Михаил Викторович Терентьев. Он дал подборку материалов и документов, суммирующих опыт утилизации животноводческих отходов в развитых странах.
Навоз - мировая проблема
Мировой положительный опыт утилизации отходов животноводства огромен и можно с гордостью констатировать: Белгородская область в этом плане идёт в ногу со временем. Всё, что сделано у нас в последнее время, вполне соответствует современным требованиям. «Придраться» можно разве что к навозохранилищам. Сегодня экологи считают, что пора ограничить строительство новых хранилищ котлованного типа и отдать предпочтение хранению навоза в ёмкостях. В Рамочном кодексе Европейской экономической комиссии ООН для надлежащей сельскохозяйственной практики, способствующей сокращению выбросов аммиака, говорится о вреде, который способен нанести аммиак природе. Это вещество может переноситься за сотни и даже тысячи километров. При осаждении на почву или воду оно вызывает подкисление и эвтрофикацию (накопление в воде биогенных элементов). Кроме того, улетучивание аммиачного азота снижает ценность навоза как удобрения.
Значит, навозохранилища, лагуны всё-таки лучше как-то накрывать. Есть разные варианты. Для этого применяется «крышка» - кровля, брезент на растяжках, плавающие покрытия из пластика, плавающая искусственная корка, которую создают из рубленой соломы или лёгких шариков из отверждённой вспененной глины и даже торфа и нефтепродуктов. Обязательное условие - достаточная вентиляция, иначе выделяемый навозом метан может поднять всё это «добро» на воздух.
Снизить «пахучесть» навоза в свинарниках, над лагунами и навозохранилищами, сократить выделения в воздух аммиака и сероводорода до 90 процентов могут всевозможные современные биопрепараты.
Чтобы меньше отравлять окружающую среду и в то же время иметь дополнительный доход, во многих странах получили широкое распространение системы для получения биогаза. Белгородчина тоже идёт в этом направлении, так как своего «сырья» у нас достаточно.
- 1794 просмотра
Приезжайте к нам:
Приезжайте к нам: Краснодарский край, Выселковский район, ст. Березанская комплекс КРС; Ростовская область, п. Суходольск - хозяйство "Батайское"СТФ и Вы увидете( и почувствуете), что проблема "запаха" уже нами решена! Производитель, конструкция и технология ООО "МакМакс" г. Краснодар.
Отправить комментарий