Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Большая книга

Белгородчину посетили известные российские писатели

Большая книгаНа Белгородчине в рамках проекта «Большая книга - встречи в провинции» 3, 4 и 5 сентября известные российские писатели и литературные деятели Майя КУЧЕРСКАЯ и Илья БОЯШОВ, а также заместитель генерального директора некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека», координатор проекта Татьяна ПОТАПОВА встречаются с общественностью Белгорода и области (Строитель, Короча, Новый Оскол, Губкин, Ивня, Троицкий, Прохоровка). Проект проводится Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с фондом. События предварила пресс-конференция с участниками «Большой книги…», которая состоялась в минувший понедельник в Пушкинской библиотеке-музее.

Татьяна Потапова: о премии и проекте

- «Большая книга» - Национальная литературная премия - учреждена в 2005-м и является, пожалуй, единственным литературным проектом, учредителями которого наряду с коммерческими организациями и частными лицами выступает государство. Вторая в мире после Нобелевской по величине призового фонда (вместе со специальными премиями - 6,1 миллиона рублей), одна из крупнейших в нашей стране по количеству произведений, присылаемых на конкурс - около четырёхсот в среднем. Рассматривают только прозаические произведения в разных жанрах. Опубликованная это книга или рукопись - значения не имеет. Члены жюри не знают имя автора: информация становится открытой лишь после того, как опубликован «длинный список». К слову, в состав жюри входит сто человек, но он может пополняться ещё на 10-15.

Итоги награды объявляют раз в год - в ноябре, «короткий список» - в мае. Желающие уже с этого момента могут познакомиться с этими произведениями на сайтах «Большой книги» или газеты «Комсомольская правда». Здесь читатели могут и проголосовать за понравившуюся книгу. Кстати, помимо выбора жюри существует и читательские симпатии. Не всегда эти мнения совпадают, но в любом случае они ограничены «коротким списком».

«Большая книга - встречи в провинции» зарождался параллельно с премией и именно в стенах «Пушкинской библиотеки». Главные виды нашей деятельности - комплектование библиотек и программа «Чтение». Вот в рамках последней мы и продвигаем книги, а также представляем публике их авторов - известных писателей, коими являются финалисты "Большой книги". Мы лишь подождали, пока появился выбор, кого из них мы можем пригласить в регионы. На месте развёртываем мини-экспозиции с писательскими произведениями и знакомим читателей с их авторами. Подобное непосредственное общение кажется нам важным и нужным не только писателям, но и читателям. Эти встречи с успехом прошли в 15 регионах России. После Белгорода мы отправляемся в Магадан и Смоленск.

Майя Кучерская: о премии и о себе

- Мой будний день делится на три части: утром я писатель, после обеда превращаюсь в критика и читаю литературу, а в конце еду в газету и пишу о своих впечатлениях. Кроме того, я член жюри «Большой книги», одна из тех, кто из «короткого списка» - 13-15 человек - выбирает победителей. В середине лета мне приходит коробка с книгами - произведениями финалистов. Обеспечивают летним чтением (смеётся). Я внимательно их читаю и потом, ближе к финалу, отправляю бюллетень с оценками по 10-балльной системе.

Многим читателям кажется, что премия - это нечто своё для своих, этакая вещь в себе. Есть ощущение случайности происходящего, замкнутости процесса и того, что это никак не связано с литературной реальностью. Да, конечно: победитель - следствие всеобщего компромисса. Я иду с одним кандидатом в лидеры в голове, другой член жюри - с другим… Преимущество «Большой книги» как раз в том, что здесь мы можем обсуждать наши точки зрения и высказывать соображения относительно самого финала, но никогда - «короткого списка». Моё глубокое убеждение: «короткий список» - есть путеводитель по современной литературе для читателей, что делает проект глубокомысленным. Я читаю и «длинный», и многое другое, и со всей ответственностью заявляю, что в него попадает всё самое интересное и необычное - наиболее безупречные тексты.

Что касается этого года, то мною прочитаны 3/4 списка, и действительно тексты замечательные. Скажем, нахожусь под впечатлением от "Крестьянина и тинэйджера" Андрея Дмитриева - произведение для любителей очень тонкого, с большим вкусом подобранного литературного языка. Кроме того, написано на очень острую тему - о противостоянии двух миров, которые абсолютно друг друга не слышат: мира глубокой русской провинции (крестьянин) и столичного (тинэйджер). Как они соприкасаются, как вступают в диалог, и как этот диалог невозможен - роман Дмитриева об этом.

Часто звучит вопрос о великих писателях современности. И часто слышится ответ: их нет. А, по-моему, есть - Владимир Маканин. И лично я испытала огромную радость, увидев его "Две сестры и Кандинский" в «коротком списке» этого года. Крайне злободневное и немного болезненное высказывание о 90-х, о том, как тогда люди жили и чувствовали.

Илья Бояшов: о себе

- Впервые в жизни посещаю белгородскую землю, несмотря на то, что очень много читал о вашем крае и работал с материалами, касающимися Прохоровского сражения. Спасибо «Большой книге» за такую чудесную возможность! В 2008-м мне посчастливилось стать финалистом этой премии. С этого момента я с большой радостью езжу по стране, встречаюсь с людьми и получаю от процесса огромное удовольствие. Живу под Санкт-Петербургом, в Петергофе. Долгое время я работал в Центральном военно-морском музее, потом преподавал в Нахимовском училище, сотрудничал с издательством "Амфора", в настоящее время пишу колонки и занимаюсь любимыми занятиями - вожу экскурсии и сочиняю.

О литературе

СМИ: Оценивать современный литературный процесс сложно. Понятно, что должно пройти время. Но всё же, какие тенденции, закономерности складываются сегодня в мире большой литературы?
М.К.: Чувства у меня противоречивые по этому поводу. С одной стороны, мы наблюдаем множество разных явления - литература необычайно пёстрая в отношении жанров, тем, идей. В «длинном списке» «Большой книги», к примеру, есть и лирическая проза, и историческая, и документальный диалог. И это, безусловно, здорово. С другой стороны, когда мои друзья, не имеющие отношения к литературе, просят порекомендовать что-то к прочтению, то оказывается, что произведений, которые можно посоветовать с лёту, единицы. Из того, что в последнее время вышло: "Асан" Владимира Маканина - как мне кажется, один из самых сильных текстов последних лет, образцовая художественная проза: "Венерин волос" Михаила Шишкина - такой удивительный хорал, где звучит множество голосов, и автор эти голоса слышит - писатель с абсолютным литературным вкусом; рассказы очень талантливого Захара Прилепина - маленькие шедевры по своей глубине, эмоциональности.

СМИ: Рассматривают ли в рамках «Большой книги» «маргинальные» произведения?
М.К.: Эта премия ориентируется на литературу, основанную на русской классической традиции. «Маргинальные» произведения - строго говоря, такого понятия нет, но пусть это будет наше допущение - некие эксперименты, которые могут переменить литературную ситуацию, лучше посылать на другой конкурс. Скажем, есть премия «НОС», ориентированная на экспериментальную прозу.

СМИ: Современная драматургия отображает реальность в крайне мрачных тонах, никаких ответов, как разрешить ситуацию и найти выход, не даёт. Сложно найти произведение для инсценировки, чтобы в нём не преобладал негатив.
М.К.: Драматургия - род литературы злободневный, по своей природе устроен так, что имеет дело с проблемами современности. Драматурги описывают реальность, а она печальна. К тому же сейчас много молодых авторов, а они, к сожалению, плохо могут придумывать. Есть ли выход? Во многих театрах стали инсценировать не драму, а прозу, где какие-то просветы присутствуют. В частности уже упомянутый «Венерин волос» поставлен в «Мастерской Петра Фоменко», «Письмовник» - в МХАТ имени А.П. Чехова. Казалось бы, невозможно - но спектакли получились потрясающими.

СМИ: Историческая литература… Есть ли она сегодня?
М. К.: Проведу аналогию. Мне приходится писать про британскую премию «Букер», отличающую лучших из лучших. В её «коротком списке» неизменно присутствует исторический роман. Историческую прозу пишут, она входит в высокую литературу. В этом государстве описывать собственную историю - тренд. У нас - нет: историческая проза не вошла в широкий литературный поток. Кстати, чем не «маргинальный» жанр? Почему большие писатели сегодня его обходят? Об этом интересно подумать. Видимо, мы не разобрались со своей историей и, к сожалению, не вышли из процесса постоянного её переписывания. А писателю нужна определённая стабильность.

СМИ: Какой провинция предстаёт в современных произведениях?
М. К.: О провинции в наши дни пишут очень мало. И обычно эти авторы, такая закономерность, не выходят в финалы премий. Счастливым исключением является роман "Крестьянин и тинэйджер", о котором я уже упоминала. В нём описывается современная русская провинция - маленький уездный городишко, деревня с их абсолютной скукой, с узнаваемыми персонажами. Образ складывается безнадёжный, при том что роман производит светлое впечатление: свет возникает не из социальной жизни, а скорее, из чудесных пейзажей, описания фантастически прекрасного неба, из достойных людей, здесь живущих - только находятся они часто в "неуютных", бесчеловечных условиях. Дмитриев рассказывает об угасании деревни, когда-то процветающей. Так ли это? Я не знаю, но думаю, он близок к правде.

СМИ: Человек, напрочь лишённый представления о морали, не аморальный, а именно обречённый жить без ценностной надстройки - так вкратце можно охарактеризовать героя "новой драмы". Есть ли в большой литературе обобщённый образ современника или у каждого из авторов он свой?
М. К.: На мой взгляд, героя, который в некотором смысле путешествует из произведения в произведение, нет. Вот какая деталь: как неудивительно, но в наши дни мало кто пишет о современности, соответственно, о современниках. Статистически таких текстов мало, их не хватает, чтобы составить какое-то системное представление. Мы можем говорить лишь о конкретных текстах. Возьмём, к примеру, роман Александра Архангельского "Музей революции". Настоящим героем его произведения оказывается 70-летний старик, директор музея. Я к тому, что, возможно, героя из числа относительно молодых современников пока не складывается.

СМИ: Лауреат «Большой книги-2010» Александр Иличевский сказал: «Премия - едва ли не единственный способ вписать текст в контекст культуры». Одна из сторон этого высказывания - связь писателя и читателя: не будь премии, до аудитории те или иные книги могли бы не дойти. Насколько сегодня она важна?
И. Б.: Для меня это игра вслепую. Писатель пишет, читатель читает. Я очень плохо разбираюсь в компьютере и практически не просматриваю, что пишут о моих произведениях. Слышал, страшно ругают (смеётся) - словом, обратной связи нет. Опять же есть вещи, о которых лучше не знать: тогда спокойно спишь, плодотворно работаешь и с удовольствием ешь белгородские яблоки (смеётся). А когда приезжаю на встречи, отношения с читателями складываются тёплые, хорошие. Здорово, конечно, что кому-то моё творчество нравится. Но обобщённый образ своего читателя представить не могу.

М. К.: У меня не так много книг вышло, но после издания «Современного патерика» и «Бога дождя» я получала довольно много писем. Присылали открытки, поздравляли с Пасхой. Кто-то из монахов благодарил. Совсем недавно вышел мой роман «Тётя Мотя», который я определила как классическую женскую прозу. И тут приходит очень эмоциональное письмо от мужчины из Питера. Он - чиновник, лет 35-ти. Ему понравилось. Получить от него доброе слово - для меня было необычайно важным. Я ему благодарна.

СМИ: Востребована ли в наши дни литературная критика, и что она собой представляет?
М. К.: Критика как анализ произведений и литературного процесса… Во-первых, она изменилась - из пышногрудой степенной дамы она превратилась в быстрого подростка. Практически выродилось рецензирование. Она есть в толстых журналах, откуда её почти не слышно. Что есть? Отклики газетных и журнальных обозревателей - всегда короткие, написаны так, чтобы их прочли: выразительны и цепляющи. Нужна ли? Конечно, но её сейчас нет.

СМИ: Ваши критерии хорошей литературы?
М. К.: Во-первых, книга должна быть написана хорошим русским литературным языком. Во-вторых, она должна обладать прекрасно сконструированной, продуманной композицией. Писателю должно быть, что сказать - третье. Поясню, как ни странно в последнее время появляются книги, из которых явно следует, что их автору больше всего хотелось её написать, а вот сказать оказалось нечего: внутри - пустая сердцевина. Хорошая литература - есть произведение с важным цельным законченным высказыванием, с глубиной. У многих они отсутствуют.

СМИ: Сегодня к религии весьма не однозначное отношение. Майя Александровна, во многих произведениях вы обращаетесь к этой теме. Интересна ваша концепция.
М. К.: Собственно, никакой концепции нет. Я люблю христианство - религию любви. Любви к человеку, причём к первому попавшемуся. К любому! И для меня она самое ценное. И так меня вдохновляет. Стараюсь хоть в чём-то приблизиться к этому идеалу.

СМИ: Илья Владимирович, ваш роман «Танкист, или «Белый тигр» потрясающий. Для нас, белгородцев, он ещё ближе, чем для многих других, ведь в нём затрагиваются события Прохоровской битвы. Как у вас возникла идея его написания?
И. Б.: Толчком для написания явилась война и попытка её осмыслить. Война, которую нам преподавали в школе, оказалась не той. Большое видится на расстоянии - это раз, ушла цензура - два, постепенно раскрывались архивы, которые нашим отцам и дедам были недоступны, и обнародовались всё новые и новые сведения - три... То, что у меня получилось, - попытка описать войну с точки зрения человека, который родился гораздо позже.

СМИ: По «Танкисту…» Карен Шахназаров снял одноимённый фильм. Как вы относитесь к экранизации собственного произведения?
И.Б.: Мы говорили с Кареном Георгиевичем перед тем, как он начал съёмки. Я сразу определил, что отойду, не буду влезать. Поймите, в своём труде мне пришлось отталкиваться от одних источников, ему - от других. Фильм - это уже его детище, не моё - его герои, видение. Я к этому не имею никакого отношения. Но если мой роман дал толчок творческой мысли, отношусь к этому положительно.

 

Записала Екатерина ШАРОНОВА.
Фото Михаила МАЛЫХИНА

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина