Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Плохое надо забывать, а хорошее помнить

Почётный гражданин Белгородской области, кузнец Василий Иванович САПРЫКИН

Плохое надо забывать, а хорошее помнитьПлохое надо забывать, а хорошее помнитьПлохое надо забывать, а хорошее помнитьВетеран Великой Отечественной войны, почётный гражданин Белгородской области Василий Иванович Сапрыкин стал, так сказать, визитной карточкой Красногвардейского района. О тёзке знаменитого комдива Чапаева обязательно вспоминают в преддверии праздничных дат и событий.

Два года назад в районе прибавилась ещё одна достопримечательность - Василию Ивановичу установили прижизненный памятник. А 18 июня того же года «Белгородские известия» опубликовали репортаж «Старик и молот» - о работе Василия Ивановича кузнецом в сельскохозяйственном производственном кооперативе «Большевик».

И вот в праздничном - ко Дню Победы - номере редакция решила напомнить читателям, какой необычный человек живёт на Белгородчине. И я поехал в Красногвардейский район к знаменитому кузнецу. От здания районной администрации, где меня встретил заместитель руководителя аппарата по
информационно-аналитической работе Владимир Веретенников, до кузницы Сапрыкина километров двадцать по асфальту разного качества.

- К Василию Ивановичу часто стали приезжать журналисты, - заметил Владимир Веретенников, пока мы ехали к кузнице. - Он уже и не рад таким посещениям. Вот вчера я ему сообщил о вашем приезде, так он чуть ли не обругал меня.

Эта информация меня не вдохновила: зря, наверное, потревожим пожилого человека…
- Да не волнуйтесь, - будто уловил мои мысли Владимир Иванович,- дедушка уже привык.

Мы подъехали к старому одноэтажному зданию из красного, местами пережжённого кирпича. Малую часть этого строения занимает кузница.

Василий Иванович встретил нас при деле, будто и не ждал вовсе. Положил кувалду, вытер руки, заулыбался. Среднего роста, крепкий и даже, как мне показалось, узловатый.

- Можем поговорить здесь, в кузне, а можем и на улице - предложил он.
Мы разговаривали на улице у вросшего в землю старого тракторного колеса.
- Василий Иванович, сколько вам уже лет?
- (Задумался) По-моему, восемьдесят восьмой пошёл.

- Кем были ваши родители?
- Мама моя, Прасковья Николаевна, работала на колхозных полях, а отец, Сапрыкин Иван Иванович, - плотником. Отец был очень добрый и спокойный человек. Помню, когда село заняли немцы, надо было выбирать старосту. Так односельчане единогласно выбрали моего отца. Знали, что худого он не сделает. Вот так отец, спасая жизни людей, стал старостой-полицаем, но и с партизанами сотрудничал.

- Семья была зажиточная?
- Куда там, у отца даже лошади не было! Полдесятины земли на бычке пахали. Бедно жили. Помню, мама пойдёт в церковь, наденет «холодайку», а мне в школу идти, да надеть уже нечего.

- Вы помните день, когда узнали, что началась война?
- Помню, что в тот день я с такими же подростками работал на колхозном поле, а когда вернулись в село, то нам сказали, что началась война с немцами. Вот всё. Наше село было под оккупацией. Помню, в овраге я с ребятами нашёл гранату, и мы её взорвали. А в это время недалеко проезжал немецкий патруль на мотоцикле, так они как дали по нам очередь из пулемёта, аж ветки с деревьев посыпались. Хорошо, что никого не убили.

- Когда вы попали на фронт?
- В сорок третьем году, когда Красная армия освободила Белгородчину. И моего отца призвали в тот же год. Правда, сначала он прошёл проверку, так как в оккупацию был старостой. Он был контужен, но вернулся после победы домой живым. А после призыва мы прошли курс молодого бойца.

- И чему вас учили?
- Маршировали, стреляли из винтовки и бросали гранаты. После обучения в селе Засосна мы приняли присягу, выдали нам обмундирование и пешком отправили на Курскую дугу.

- Вы помните свой первый бой?
- Это у Прохоровки летом сорок третьего года. На нас пошли танки и пехота. Наша задача была отсечь пехоту. Помню, бурьяны мешали стрелять. Я встал во весь рост, прицелился - и больше ничего не помню. Очнулся, когда меня везли в санитарный батальон. Пуля раздробила мне челюсть. В санбате меня пытались кормить, но я не мог жевать - всё раздроблено. Медсестра наболтала мне яиц с мукой и этим меня кормила. Помню, есть очень хотелось, живой же я. Потом переправили в госпиталь в Тамбов. Там мне сделали несколько операций на лице. Я очень благодарен хирургу, капитану медицинской службы, к сожалению, уже не помню его фамилию. Он мне практически собрал челюсть по кускам.

- Вы долго пробыли в госпитале?
- Долго. Когда меня выписали, то направили уже в Польшу.

- Вы в свою же часть попали?
- Очень хотел, но не получилось. В Польше служил во втором кавалерийском корпусе. Наш корпус стоял на реке Висла, город не помню. Кстати, нам платили ежемесячное жалование 120 рублей.

- На что вы тратили деньги?
- Когда удавалось, то покупали белый хлеб и сладости.

- И что - в польских магазинах принимали советские деньги?
- Ну да.

- Второй раз вас в Польше ранило?
- Нет, это уже под Берлином, но в госпитале я лежал в Польше, в городе Лодзь. Я бы и сейчас то место нашёл, где наш госпиталь был. Помню, напротив него стояло здание, которое держали несколько мужчин.

- Атланты?
- Может быть. А в третий раз меня ранило осколком. Рядом разорвался снаряд, но я даже и не почувствовал, что ранен. Однополчане заметили, что у меня весь бок в крови. А ещё помню - наблюдал воздушный бой. Наш истребитель сбил немецкий самолёт. Тот в воздухе развалился, фюзеляж уже на землю упал, а крылья ещё в небе кувыркались.

- Василий Иванович, а где вы узнали, что война закончилась?
- В госпитале в Лодзи. Правда, для нас, русских солдат, было странно, что поляки объявили о победе уже седьмого или восьмого мая, а наше командование молчало. Помню, ночью услышали канонаду, думали, что бомбят, а потом нам сказали, что это был салют в честь победы. Мы пошли на площадь, выпивали за победу, радовались. Но наше командование объявило о победе только девятого мая.

- А когда вас демобилизовали?
- В Польше в госпитале отобрали выздоровевших солдат, которые были уже в возрасте, и тех, кто был несколько раз ранен. Ещё раз проверили здоровье - заставили делать физические упражнения и ползать по-пластунски. Я с задачей не справился. Кроме ранений у меня обнаружили врождённый порок сердца. В общем, демобилизовали без вопросов. Таких, как я, собрали целый эшелон. На нём написали «Мы из Берлина» и отправили нас в Москву. Оттуда я уже приехал в свой колхоз. Председатель предложил мне поучиться на кузнеца. Так с 1945 года и по сей день работаю кузнецом.

- У вас есть награды?
- Да, орден Красной Звезды и орден Отечественной войны I степени. Это я получил уже после войны. Даже и не думал, что был когда-то награждён.

Я поймал себя на мысли, что старый кузнец рассказывает уже давно заученную им историю для приезжих журналистов и прочих желающих пообщаться с «районной знаменитостью». И чувствовалось, что говорить о войне ему не хочется.

- А сколько у вас детей?
- Три дочки у меня.

- И внуки есть?
- Внуки? Да человек пять, а может, и больше. Всех разве упомнишь! Уже и правнуки с праправнуками по земле бегают.

- Василий Иванович, а какие программы вы смотрите по телевизору?
- Разные смотрю. И новости, и развлекательные. Порой смотрю про политику, и видно, что нет среди людей сплочённости. Каждый гребёт под себя, а стране нужен один крепкий руководитель, как Сталин.

- Как вы познакомились со своей женой?
- С Пелагеей мы были знакомы ещё до войны. Пока я был на фронте, переписывались, а когда вернулся, мы и поженились.

- Василий Иванович, вы помните свою свадьбу?
- Слабенькая была свадьба, не то чтоб обширная. Близкие родственники были. Кто курочку принёс, кто яичко. Так и справили женитьбу. После войны это было. Вот и живём с Пелагеей моей.

- Два года назад вы рассказывали, что живёте в отцовском деревянном доме и стоите в очереди на получение квартиры как ветеран Великой Отечественной войны. Дали квартиру?
- Почему в отцовском? Дом уже мой, отец-то мне его отдал, а ему в своё время - дядька родной. А квартиру дали, однокомнатную, в Белгороде. Там сейчас внучка живёт.

- Вы часто вспоминаете молодость?
- Такую молодость, которая была у меня, лучше не вспоминать. Голод, нужда. Я и в кузню-то пошёл работать из-за того, что кузнецу одёжку выдавали. Мне ведь носить нечего было.

- Вам поставили прижизненный памятник. Каково видеть себя со стороны?
- Поначалу жутковато было, а сейчас привык. Иногда хожу, смотрю на себя да от помёта голубиного чищу. Теперь вот помру, а памятник уже есть.

- Василий Иванович, а какие вам снятся сны?
- Война не снится. Снится, что иду по краю пропасти и прыгнуть готов, да не прыгаю. Умираю, наверное, а утром просыпаюсь - живой. Не время значит.

- А какая зарплата у сельского кузнеца?
- Сейчас зарабатываю слабо. Четыре-пять тысяч в месяц. Вот за прошлые два месяца семь тыщ получил. Правда, у нас с бабушкой пенсии есть. Так что на жизнь хватает.

- И хозяйство держите?
- А поехали ко мне на хутор и сами посмотрите!

Василий Иванович в кузницу и обратно домой ездит на своей серой «Шевроле-Нива». Она у него вторая. Первая была ещё просто «Нива».

- Василий Иванович, какая «Нива» лучше? Старой модели или нынешняя?
- Прежняя лучше была, юркая. Я на ней везде мог проехать и не застревал. Эта новая, как корова, чуть в грязь и всё - буксует.

«Нива» Василия Ивановича, преодолев метров двадцать засохшего бездорожья, аккуратно припарковалась у зелёных ворот старенького дома.«Вот мои хоромы, - сказал он.- Проходите, посмотрите хозяйство». По выложенному старинным кирпичом двору важно расхаживал петух, выгуливая штук пятнадцать своих кудахчущих наложниц. В небольшом загоне, подглядывая через щели штакетника, притихла коза с двумя козлятами, да низкорослый пёс лениво обнюхал гостей. Вот и вся живность.

- А где же хозяйка?
- На огороде, наверное.

- И большой огород?
- Сорок соток.

Из-за забора, отделяющего огород от двора, вышла Пелагея Ивановна. Смущённо улыбнулась и пригласила в дом. Небольшие комнаты, низкие потолки, маленькие, чуть перекосившиеся за столетие окошки, разномастная мебель и много репродукций икон в углу большой комнаты. Вот и всё убранство. А ещё - тягостное ощущение того, что жизнь этого дома закончится вместе с жизнью его хозяев. Хутор Прудное бесперспективный.

- Василий Иванович, вы не жалеете о прожитом?
- Не жалею. В жизни каждому даётся столько, сколько он сможет вынести. Плохое надо забывать, а хорошее помнить. Про вас я буду помнить. Я даже рад, что вы приехали, что не забываете меня.

Когда мы вышли из дома, Пелагея Ивановна обратилась к нам.
- Ребята, - сказала она, - дед мой гордый, сам не попросит, а я смогу. Прошу, скажите в районе, пусть сделают нам дорогу к дому. Невозможно в распутицу ни ездить, ни ходить. Вас начальство послушает, вы же из газеты.

Что я мог ответить этой женщине и чем помочь? Мне было стыдно посмотреть ей в глаза. Я попрощался и ушёл, не оборачиваясь.

Когда не станет Василия Ивановича Сапрыкина, кузницу закроют. В современной жизни она лишняя.

 

Евгений МИРОШНИЧЕНКО.
Фото Александр ГОРЛОВ

 #

ВОТ ЭТО ЛЮДИ....

ВОТ ЭТО ЛЮДИ.... действительно великие...

 

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина