Репортаж специальных корреспондентов «Красной звезды» из Берлина 8 мая 1945 года
Есть в Берлине предместье Карлсхорст. Мало чем оно было знаменательно до 8 мая. День 8 мая сделал это серое берлинское предместье историческим. В одном из корпусов военно-инженерного училища, на тихой маленькой улице собрались сегодня представители Союзного командования, чтобы продиктовать разбитой и поверженной Германии условия безоговорочной капитуляции.
Было это так.
Аэродром Темпельгоф. Над Берлином сияет солнце. Небо слегка подёрнуто дымкой. Жарко и тихо в Берлине. Тихо в окрестностях. Но стоит сделать десяток шагов в ту или другую сторону, как почти всюду видишь следы недавних ожесточённых, кровопролитных боев.
По краям огромного поля стоят разбитые и сожжённые самолеты с крестами и свастикой, лежат штабеля немецких бомб, снарядов, чернеют раздробленные и обуглившиеся ангары. Тут же зенитки сине-зелёного цвета. Неделю назад они стреляли по нам, а сейчас молчат. Убраны немецкие трупы, но нет места на поле, где бы ни лежали осколки снаряда или бомбы.
Рабочее поле аэродрома уже приведено в порядок: расчёсана травка, засыпаны и утрамбованы воронки, чисто выметены бетонные полосы. На стартовых площадках стоят готовые к взлёту советские истребители.
Сегодня Темпельгоф выглядит необычно. Над ним реют государственные флаги Советского Союза, Соединённых Штатов Америки, Великобритании. Гремит медь оркестра, заглушающая гул истребителей, готовящихся подняться в воздух. Одна за другой прибывают легковые машины. Из них выходят генералы и офицеры Красной Армии, представители частей, сражавшихся за Берлин. Здесь должна состояться встреча представителей Главнокомандования Красной Армии и Главного командования союзных армий для того,
чтобы присутствовать при подписании исторического документа о безоговорочной и полной капитуляции Германии, документа, который положит конец войне, возвестив о нашей победе.
Берлин! Как он жалок в этот момент! Какая злая ирония судьбы! В Берлине зародилась война, в нём вынашивалась разбойничья идея человеконенавистничества и завоевания всего мира. В нём же, в Берлине, немецкие хищники подписывают сегодня акт о полной и безоговорочной капитуляции. Это наша расплата, наше возмездие. Сейчас на чужой земле, в самом логове обезвреженного фашистского зверя, невольно вспоминаются слова Народного Комиссара Иностранных дел СССР В. М. Молотова, сказанные им 22 июня 1941 года. Тяжёлое было тогда время, но мы знали, что наше дело правое, верили, что враг будет разбит и победа будет за нами. Мы тогда поклялись, что будет именно так. И вот мы пришли к победе.
В небе появляется самолёт с опознавательными знаками Советского государства. Он делает круг над Берлином и спускается на аэродром. Через несколько минут над немецкой столицей проплывает четырёхмоторный аэроплан с белой пятиконечной звездой и двумя белыми полосами по бокам. Это прибыла из Москвы американская военная миссия. Снова проходят минуты.
12 час. 43 мин. по московскому времени. Дружно взревели восемнадцать советских истребителей. В 12 час. 45 мин. они попарно отрываются от земли и уходят на юго-запад. Их повёл навстречу союзной делегации майор Тюлькин. Через 19 с половиной минут они должны быть над аэродромом за Эльбой, откуда стартуют наши союзники. Герой Советского Союза генерал-полковник Руденко долго и внимательно провожает взглядом исчезающие в небе маленькие машины. Рядом стоит командир полка этих истребителей полковник Громов. Он говорит:
- Как-то не верится, что не в бой полетели.
Проходит один час и пять минут. Небо снова наполнено гулом. Это пришли назад истребители. В центре их три «Дугласа» - один английский, два - американские.
Первым садится английский самолёт. Из него выходит главный маршал авиации Теддер, генерал-полковник американской армии Спаатс, адмирал Барроу и другие. Из других машин выходят секретари делегаций. Гремит оркестр.
Генерал армии Соколовский, комендант Берлина, генерал-полковник Берзарин и генерал-лейтенант Боков приветливо встречают прибывших. Дружеские рукопожатия, взаимные приветствия, а потом подаётся команда «смирно». Начальник почётного караула полковник Лебедев отдаёт гостям рапорт. Рапорт принимает Теддер. Поочерёдно исполняются американский, английский, советский государственные гимны. Затем гости обходят фронт почётного караула, принимают парад.
В это время кто-то замечает, что далеко по аэродромному полю стороной бредут немцы. То прилетели на самолёте представители капитулирующей Германии Кейтель, Фридебург и Штумпф. Робко, озираясь по сторонам, идут они по тому полю, где когда-то шагали на парадах, презирая всё и всех.
Прибыла французская делегация. Союзные делегации разместились в комфортабельных автомобилях и двинулись в Берлин, в район Карлсхорста. Когда среди руин города стремительно неслась вереница автомобилей, немцы, стоявшие по сторонам, робко жались к стенам.
Берлин, конечно, не знал, что сегодня генеральный штаб Германии - этот разбойничий орган - официально признает поражение его армии, планов, авантюр, что сегодня он сдаёт и армию, и всю Германию на милость победителей. Но он чувствовал, что сегодня необыкновенный день, что сегодня должно случиться такое, что решит судьбу Германии на многие годы. Он был очень тих - этот гигантский поверженный город. Но население ещё с утра вышло из домов и запрудило улицы, у заборов стояли мужчины, женщины, дети. Они стояли безмолвно и чего-то ждали.
И дождались. Представители Союзного командования приехали на тихую улицу в Карлсхорст, в здание инженерно-сапёрного училища. Здание это ничем не выделяется. Серые стены, большие окна, несколько просторных зал. Но, может быть, именно в этой непривлекательности, простоте здания и таилось великое значение того, что должно было в нём про-
изойти.
С представителями Союзного командования приехали кино-
операторы, журналисты, фотографы. В залах начались непринуждённые беседы советских, английских и американских офицеров.
Немного позже приехали представители четвёртой союзной державы, Франции - генерал Делатр де Тассиньи и другие.
Проходили минуты. Они казались долгими, всем хотелось ускорить ход истории, всем хотелось скорее поздравить друг друга с победой, с концом развязанной немцами войны.
Стемнело. И серый маленький зал, где должно было состояться это историческое событие, вдруг всем показался светлым, уютным. Зажглись «юпитеры», прожекторы, люстры. Впервые в этот вечер в небольшом здании в Берлине не стали маскировать окна. Для Берлина это было не-
обыкновенно, очень ново, но и этот маленький факт подчёркивал величие и радость дня 8 мая.
Зал, как и весь дом, очень скромен, строг, без претензий на пышность и роскошь. Три ряда столов, застеленных мягким сукном, стол для руководителей союзных делегаций. На стене четыре государственных флага союзных держав - США, СССР, Англии и Франции. В тыловой части зала - маленькая пальма.
Вот в коридоре показались маршал Жуков, глава делегации союзников главный маршал авиации сэр Артур В. Теддер, глава французской делегации генерал Делатр де Тассиньи. Вскоре зал наполнился. Маршал Жуков предлагает начать работу и приказывает пригласить уполномоченных германского верховного командования. Через несколько минут немцы входят. Кейтель саблей делает жест, кланяется и занимает отведённое ему место. Маршал спрашивает:
- Имеете ли вы полномочия на право подписания акта о капитуляции?
Кейтель вручает Жукову документ, подписанный гросс-адмиралом Деницем.
После этого начинается церемониал подписания акта о безоговорочной и полной капитуляции Германии перед союзными державами.
Мы смотрим на лица. У маршала Жукова оно строго-торжественное, озарённое радостью победы и удовлетворением. Теддер и Делатр де Тассиньи тоже торжественно строги. Кейтель и все немцы мрачны, они смотрят на пол. А давно ли они упивались своими временными победами?
Кейтель подписывает акт о капитуляции. У стоящего за его спиной адъютанта дрожат губы.
Конец разбою, конец фашизму, конец войне!
Сколько миллионов людей на земном шаре ждали этой минуты!
Акты на русском, английском и немецком языках подписывают Жуков, Теддер, французский командующий и другие.
Маршал Жуков объявляет, что немецкая делегация может быть свободна. Немцы уходят. А зал ликует. Жуков жмёт руки и поздравляет с победой американцев, англичан, французов.
Германия капитулировала. Сколько гордости и радости в этих словах!
После небольшого перерыва маршал Жуков от имени советского командования дал торжественный обед представителям наших доблестных союзников.
- Комментировать
- 1696 просмотров
Комментарии
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад