В обновлённой экспозиции музея-диорамы посетителей ожидает немало сюрпризов
В фойе музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление» было многолюдно, но не шумно. Гид с хорошо поставленным голосом водил за собой вереницу посетителей по обновлённой экспозиции. Она приурочена к 67-летию победы в Великой Отечественной войне и 25-летию самого музея-диорамы. Осмотрев начало выставки, посетители поднимались на второй этаж за продолжением.
Моими же гидами стали две очаровательные научные сотрудницы музея - Надежда Худобина и Галина Стовба. Вслед за группой экскурсантов мы поднялись в зал «Освобождение» - к батальному полотну диорамы «Огненная дуга».
- В этом зале,- почти шёпотом, чтобы не перебивать рассказ гида параллельной с нами экскурсии, начала Надежда Худобина, - под потолком мы установили панно, стилизованное под чёрно-белую фотоплёнку советских времён. На нём раскадровка этапов строительства музея-диорамы и фотографии художников, работавших над её полотном.
- Но ведь это не все обновления экспозиции? - спросил я Надежду Александровну.
- Верно. Раз в два-три года к нам приезжают художники студии имени Митрофана Грекова для профилактики полотна. Неделю назад они закончили восьмую по счёту профилактику.
- А что же сделали?
- Пропылесосили полотно диорамы, кое-где его отреставрировали. А больше всего изменений внесли в так называемый предметный план - это то, что мы видим перед самой картиной. «Земля» изготовлена из смеси гипса и цемента, так вот реставраторы её подкрасили. Сделали ярче «тлеющие» угольки под остовом штабного «Опеля», а к нарисованному погибшему орудийному расчёту добавили муляж красноармейца. Тем самым убрали переход от предметного плана к самой картине. Удачно получилось, что все работы выполнили в канун 25-летнего юбилея нашего музея.
Чтобы не мешать вновь прибывшей экскурсии, мы перешли в следующий зал - с множеством военных фотографий.
- А что нового в этой экспозиции? - спрашиваю Галину Стовба.
- Мы обновили более четырёхсот фотографий. Впервые в экспозиции выставлены фронтовые рисунки Бориса Преображенского. Ценность их в искренности и подлинности запечатлённых событий. Выставка называется «Этот день мы приближали, как могли». В ней подобрана графика с сорок первого по сорок пятый год.
На рисунках, датированных 1941 и 1942 годами, - уставшие, измождённые лица солдат. А вот на рисунках 1945 года - улыбки, радость: конец войне! Они, как могли, приблизили день Победы.
- В обновлённой экспозиции, - продолжила Галина Викторовна, - выставлены фото, датированные июлем-августом сорок третьего, касающиеся битвы на Курской дуге и освобождения Белгорода.
На чёрно-белой фотокарточке по булыжной мостовой идут уставшие солдаты, а чуть позади них руины… Преображенского собора. Вот такое перемещение во времени.
- А ещё новой темой для нашего исследования стала «Роль православной церкви в годы Великой Отечественной войны», - сказала Галина Стовба и подошла к стенду с фотографией мужчины в военной форме и девушки.
- Это фотография сорок второго года. На ней старший лейтенант Красной армии Сергей Извеков с племянницей. В сорок третьем году он участвовал в Курской битве. Впоследствии мы узнали его как Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена.
Увиденное так меня поразило, что дальнейший рассказ Галины Александровны о добавленном в экспозицию немецком оружии я уже слушал вполуха.
Да, а ещё бросилась в глаза фотография танкиста - мужик с окладистой бородой в шлемофоне, звали его Григорий Пэнэжко. Наверное, один вид Григория заставлял фашистов сдаваться.
В конце экскурсии мне дали десяток георгиевских ленточек. Одну оставлю себе, остальные раздам.
А вы приходите в музей-диораму и посмотрите в глаза тем, кто победил в той войне.
- Комментировать
- 4155 просмотров
Комментарии
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад