Вторые «Шереметевские музыкальные ассамблеи» открыл первый альтист мира и его камерный ансамбль «Солисты Москвы»
Прошлый филармонический сезон стал временем основания двух грандиозных фестивалей - «Шереметевские музыкальные ассамблеи» и «Борислав Струлёв и друзья». И вот новая весна. Совсем недавно с оглушительным успехом у публики завершился фестиваль классики, джаза и рока. А нам уже преподносят другой уникальный подарок - вторые «Ассамблеи», в основе которых - идея сохранения и развития творческих и исполнительских традиций отечественной музыкальной классики. И, значит, впереди три редких возможности - три встречи с лучшими представителями русской музыкальной культуры, с теми, кого называют национальным достоянием России. Собственно, первая уже состоялась. 2 апреля на сцене Белгородской государственной филармонии блистали выдающийся музыкант современности - народный артист России Юрий Башмет и его прославленный камерный ансамбль «Солисты Москвы».
Прелюдия, продолжительная
Юрий Башмет… Редкий дар и исключительная артистическая харизма. «Паганини альта», с 1972-го неразлучный со своим инструментом, «итальяшкой», как он его называет (1758, Милан, работа мастера Паоло Тестори). Словно кто-то незримый навеки объединил их. А их первой встрече предшествовал вещий сон. Подобной тайной овеяно всё, что связано с личностью этого музыканта.
Башмет вывел альт из оркестрового подчинения, став первым, кто исполнил на нём сольные концерты в столицах и главных городах России, Франции, Италии, Нидерландов, США, Японии. Альфред Шнитке, София Губайдулина, Гия Канчели, Эдисон Денисов, Джон Тавенер, Андрей Головин, Александр Чайковский, Андрей Эшпай, Витаутас Баркаускас… - специально для него ведущие композиторы сочинили 56 произведений. А сколько у него воплощённых идей: проекты исполнительских коллективов, фестивали, благотворительные фонды, мастер-классы… Он всемирно признан и титулован, достиг и преодолел уже несколько профессиональных вершин. И сожалеет лишь о том, что не занимался серьёзно на рояле, ведь его звукоизвлечение очень хвалили. Ему также обидно, что пропустил серьёзные занятия джазом, ведь иногда во время игры стихийно случаются любопытные комбинации…
Вспоминает выдающихся альтистов до него - своих учителей, профессоров Московской консерватории Вадима Борисовского и Фёдора Дружинина; Юрия Крамарова, зарубежных исполнителей… Но при всём их таланте сольный карьеры у них не сложилось. Провидение, случай, удача - что же ему благоволило? «Правильный человек в правильном месте», - так считает сам Башмет. И добавляет: «И во время». Уточняя, что первым устремлением музыканта становится достижение, а не успех - вот тогда всё может получиться.
И не может не всплыть в этом разговоре фигура Никколо Паганини. Скрипка, мандолина, альт… - генуэзское чудо обращалось к нескольким инструментам. А ведь Башмета с ним сравнивают. Некая загадочность, даже мистика также проглядывают в его феномене. И эти же агатовые глаза, завораживающие, словно гипнотизирующие, собственно, как и его игра.
К слову, и скрипку, и альт Паганини Башмет держал в своих руках. Когда-то задавшись такой целью, он по всему миру собирал информацию о заветных инструментах. Гитара оказалась в Париже, красивая, с инкрустацией, но уже не звучала, одна из скрипок - в частной коллекции в России, альт работы Антонио Страдивари - у музыканта Казухиде Исомура из Токийского струнного квартета. Именно альт сложнее всего было найти и… оказалось просто невозможным приручить. Крайне сложное звукоизвлечение - он как необъезженный конь. Но ощущения невероятные от одного осознания, что на этом инструменте играл гений прошлого. Был объявлен концерт музыки на инструментах Никколо Паганини, они, естественно, вызвали повышенный интерес у публики. «Ну а я промучался и, как мне кажется, понял, почему Паганини в своё время отвернулся от альта - вот из-за этого, по всей видимости, неудачного образца», - рассуждает Башмет.
Исполнял он и на инструментах Вольфганга Амадея Моцарта. На его инструментах его музыку и в его доме! Как получилось? В австрийском Зальцбурге, собственно, родине Моцарта, открывали журнал «Вестник» МИД СССР. Его главному редактору Виталию Миляеву при поддержке Эдуарда Шеварднадзе (в то время - министр иностранных дел СССР) удалось об этом договориться. Юрию Башмету и его другу и скрипачу Олегу Кагану разрешили играть на альте и скрипке Моцарта. Им единственным за последние более чем два века! И в Интернете можно найти сериал из четырёх музыкальных видеофильмов «Вестник в Зальцбурге», засвидетельствовавший это эпохальное событие. Альт оказался небольшим, удобным, тембристым, родным братом его собственного - тот же мастер и только три года разницы между ними.
Спрашиваю: «Юрий Абрамович, в нашем городе совсем недавно завершился фестиваль «Борислав Струлёв и друзья» - музыка разных направлений, стилей и жанров, музыкантов-полистилистов. Вы, насколько я знаю, предпочитаете не смешивать и творить в «чистом» жанре. Прокомментируйте вашу позицию. И существование в этом «чистом» жанре не ограничивает ли возможность импровизации?».
Башмет начинает ответ, вспоминая самое начало своего пути. Тогда он жил в развитом западноукраинском Львове. И была у него гитарная группа. Для мамы - скрипка и музыкальная школа, а для себя он оставлял гитару. Время, когда на улицах играли слухачи и в основном песни The Beatles. Башмет продвинулся быстро - и среди других были талантливые, вот только нотной грамотой владел он один.
- У меня была гитара марки VOX, как у легендарного Джорджа Харрисона. Я знал ноты, что такое ритм, тактовые чёрточки… Мог заиграть, скажем, элементарные триоли - идёт бит, а я - та-та-та-та... И это сводило с ума, - усмехаясь, вспоминает мастер.
А потом наступило время, когда биттлы вышли из моды - как-то одномоментно и без слов. Он соображал, в каком направлении двигаться дальше. Уже стал популярным стиль Джими Хендрикса, который музыкант не мог принять. Зато ему стал близок американский джаз-рок. Группа «Чикаго», к примеру.
- Взял их запись, переписал в нотный лист, пригласил музыкантов, сыграли - вызвали восторг, но я понимал, что это копия очень плохого качества. Спас Владимир Ленин (смеётся). В Киеве объявили конкурс для учащихся музыкальных школ и училищ, посвящённый столетию вождя. И я впервые начал серьёзно заниматься на альте. Вот тогда всё и осознал… - вспоминает Башмет.
Довольно быстро он выучил ту небольшую программу. И начал всё переделывать, задумываться, почему устроено так, а не иначе? Где идея, где кульминация фразы, где логика - в этом или в этом? Стал смешивать. И понял, что импровизация в классической музыке гораздо более тонкая вещь, чем в джазе.
- В джазе ты ныряешь, не всегда зная куда. Потом благодаря опыту, знаниям и таланту минуешь риски, и, в конце концов, получается какая-то новая музыка, но это такой поток сознания. В классике ты не будешь менять ноты, но агогику, то есть временное расстояние между нотами и артикуляцией: где-то чуть-чуть задержка по времени или наоборот ускорение… - вполне. И тут импровизация куда более сложная и, возможно, более интересная, - считает альтист.
Он упомянёт и о старинной музыке, где можно иначе сыграть ноты. И обратится к истории музыки, к мало кому известной книге Леопольда Моцарта, отца гения, в которой есть понятия, о которых не знают и современные исполнители-виртуозы, хотя в своей игре эти приёмы воспроизводят. А потом всплывёт одно из его табу - никогда не играть на альте музыку, которую исполнял на гитаре.
- Причина - в совершенно другом инструментальном принципе. Для очень хороших музыкантов это возможность похулиганить, сделать то, что категорически запрещено в консерватории. Мой принцип - категорически не смешивать, но я с пониманием отношусь к специальным произведениям - crossover. Музыкант делает всё сознательно, - размышляет Юрий Абрамович.
Возник вопрос о «Концерте» Альфреда Шнитке, посвящённом Башмету.
- В 1976-м состоялась премьера его Фортепианного квинтета, - рассказывает альтист. - На репетиции сочинение мне не понравилось, но когда перед сном в моей голове звучали целые эпизоды - на следующий день я уже был влюблён в него. И на фуршете после премьеры попросил композитора написать большой концерт для меня. Он пообещал. Дальше мы с ним ругались восемь лет. Я его доставал напоминаниями. И вот, наконец, мне позвонила его супруга и сообщила: «Он приступил!». Месяц не прошёл, как произведение было готово. После этого у него был инсульт: композитор трое суток находился между жизнью и смертью. И однажды я осмелился и спросил, что он видел в эти три дня. Шнитке ответил: «Это страшно. Я тебе лучше не буду рассказывать. Единственное: когда мы думаем, что это конец, то это только начало». Потом помолчал и добавил: «Я заболел из-за того, что заглянул туда, куда человек не имеет право заглядывать». Несколько моментов мы с ним подправили. Я исполнил - игру записали. Что ещё любопытно? В одном очень красивом месте заложено моё имя. А в интервью для моей передачи «Вокзал мечты» Шнитке назовёт тот инструментальный концерт лучшим. И в этом же «Концерте» есть знаменитый эпизод, который все стали использовать в разных передачах. И я сделал из него шапку «Вокзала мечты» - программа начинается с этой мелодии.
К сожалению, Шнитке написал для меня только три произведения. И таких подарков в моей жизни не так много. «Стикс» Гии Канчели, концерты Софии Губайдулиной и Александра Чайковского. Как минимум четыре. Хотя в каждом произведении есть что-то ценное.
Часть I и II, заключительная
Концерт в рамках фестиваля - вот что обусловило интерес Юрия Башмета выступить в Белгороде. И в год собственного юбилея - 24 января ему исполнилось 60 - первый альтист мира вышел на подмостки Белгородской государственной филармонии. С ним - мировой триумфатор, покоривший лучшие музыкальные арены планеты, отметивший в минувшем году своё двадцатилетие - его камерный ансамбль «Солисты Москвы». Выпускники Московской консерватории - мастера скрипки, альта, виолончели, контрабаса, они лишь появились на сцене, а их уже приветствовали продолжительными аплодисментами. И всё потонет в овации, когда выйдет последний, двадцатый, музыкант - сам Башмет. Он и дирижёр, и солирующий альт.
Первое отделение концерта станет временем «больших» относительно второго произведений. Прозвучит романтическая Сюита «Из времён Хольберга» (Прелюдия, Сарабанда, Гавот, Ария, Ригодон) Эдварда Грига. Норвежский композитор XIX века создал её в ознаменование двухсотлетия со дня рождения близкого ему по духу драматурга Людвига Хольберга, прибегнув к музыкальным формам его эпохи. И после затянувшегося творческого молчания она стала новой удачей Грига. И, конечно, музыка Никколо Паганини. Выбор пал на Концертино ля минор для альта и струнных (Аллегро, Речитатив и анданте, Рондо).
Блюз из «Хосе Торрес» (1959) и Вальс из «Чужого лица» (1966) (фильмы Хироси Тэсигахара) японского композитора Тору Такемицу открыли вторую часть концерта. Русская песня из оперы «Мавра» для альта и струнных Игоря Стравинского, напряжённое Скерцо, соч. 11 Дмитрия Шостаковича, глубоко лиричное Граве для альта и струнных чеха Йиржи Бенда, Престо из Дивертисмента № 1 ре мажор Вольфганга Амадея Моцарта, Ларго для альта и струнных Антонио Вивальди, экспрессивная Полька для альта и струнных Альфреда Шнитке - образцы исключительно прекрасной классики, исполненные виртуозно, чувственно, блестяще приблизили наступление подлинно духовной весны. А в заключение первого концерта феноменальный альтист и его прославленный ансамбль исполнили вариации на тему песни Happy birthday как поздравление «Шереметевским музыкальным ассамблеям» со вторым годом жизни.
II Фестиваль «Шереметевские музыкальные ассамблеи» проводят при поддержке Фонда развития классического музыкального искусства. 11 апреля - второй концерт «Ассамблей». Итальянские и испанские песни, танго, произведения советских композиторов, вошедшие в программу «Золотые шлягеры любви», прозвучат в исполнении солистов ведущих московских оперных театров, объединившихся в рамках известного арт-проекта «ТенорА ХХI века» и Симфонического оркестра филармонии под управлением главного дирижёра - заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина.
- Комментировать
- 2607 просмотров
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 14 недель назад