Впервые в Белгороде проходит выставка работ представителей семейных династий художников, скульпторов и мастеров декоративно-прикладного творчества. Существует мнение, что природа «отдыхает» на детях талантливых людей. В том, соответствует ли оно действительности, белгородцы смогут убедиться, побывав на выставке «Друзья, прекрасен наш союз…», которая открылась в выставочном зале «Родина». Участники выставки - члены 19 творческих семей, объединённых одной фамилией или родственными связями (вплоть до трёх поколений художников). В нашем городе это первая экспозиция, широко представляющая такие семейно-творческие союзы.
Большинство семей художников, творчество которых представлено на выставке, хорошо известно. Например, семья Мамонтовых: заслуженный художник России Александр Павлович Мамонтов, первый председатель Белгородской организации Союза художников России, один из инициаторов создания детской художественной школы в Белгороде; его супруга Алла Николаевна, работавшая в конце 1960-х гг. главным художником Белгородского театра кукол, а с 1968 по 1994 годы - преподавателем художественной школы; их дочери Ирина (член Союза художников России с 1993 года) и Анна (преподаватель живописи и композиции на факультете дизайна БелГИКИ).
Хорошо известно и творчество выпускников Абрамцевского училища Владимира и Галины Аксёновых. Владимир Васильевич - признанный график и мастер декоративно-прикладного искусства (одна из его работ - резной киот для иконы «Богоматерь Владимирская» - находится в храме-музее св. Николая Чудотворца при Третьяковской галерее), Галина Ильинична работает в техниках лоскутного шитья и аппликации. Их дочь Мария Браковенко - график и театральный художник - принимала участие в оформлении интерьера Белгородского театра кукол. На выставке в «Родине» можно увидеть также творчество ещё двух мастериц лоскутного шитья - Валентины Алексеевны Бочаровой и её дочери Наталии из Старого Оскола.
Художник Геннадий Кудрявцев и его супруга Маргарита Петровна (мастер декоративно-прикладного искусства) в 1981 году переехали в Белгород из Сибири. Дед Геннадия Андреевича был иконописцем - возможно, от него и передалась внуку тяга к искусству. Художника всегда волновало наследие старых русских городов, их архитектурные памятники, люди, и этот интерес к русской истории и духовности чувствуется в каждом его живописном и графическом произведении.
Очень рано ушёл из жизни художник Виктор Павлович Легеза (не так давно в Белгородском художественном музее прошёл вечер памяти, посвящённый 55-летию художника). В 1995-1996 годах Виктор Легеза возглавлял Белгородское региональное отделение Союза художников. Он входил в состав комиссии по геральдике, которая занималась воссозданием исторического герба Белгородской области; преподавал на художественном отделении Белгородского училища культуры и в Харьковском художественно-промышленном институте (его дело продолжает Юлия Александровна Легеза, вдова художника, мастер декоративно-прикладного искусства, которая руководит в настоящее время кафедрой декоративно-прикладного творчества и дизайна БелГИКИ). Дети художника также не оставляют занятий искусством: на выставке представлены работы его дочери Екатерины (очень экспрессивные архитектурные пейзажи, заставляющие вспомнить знаменитую серию офортов В.Легезы «Исполины духа») и младшего сына, Александра, который выбрал своим увлечением художественную фотографию.
На выставке представлены также произведения ещё одного рано ушедшего художника - Виталия Дмитриевича Леуса - и его дочери Дарьи Коханец (Леус).
Из представителей творческой династии Новиковых наиболее активную выставочную деятельность ведёт Григорий Новиков, неутомимый путешественник и участник творческих поездок и пленэров в Крыму, на Кавказе, в городах России, Польши, Сербии и Черногории. Кроме того, Григорий работает в области оформления интерьеров - как общественных, так и частных.
Среди живописцев хотелось бы отметить также творчество Станислава Михайловича и Михаила Доляновских, внёсших в экспозицию своеобразный экспрессионистический дух, и «традиционных» реалистов - Ивана Фёдоровича и Юрия Васильевича Чернышёвых.
К сожалению, нечасто в групповых выставках художников Белгородчины участвует Евгений Соколов из Губкина. В произведениях Евгения Владимировича чувствуется принадлежность автора к «поколению восьмидесятников» с их в меру серьёзным, в меру ироничным подходом к окружающему миру и собственной работе.
«Тема моей живописи - сама живопись, - говорит художник. - Начни человеку мораль читать - он повернётся и уйдёт даже от хорошо написанной работы». Жена художника, Вера Ивановна, руководит детской художественной школой Губкина более 30 лет, а их сын Кирилл в мае 2010 года вступил в Союз художников России; их работы также представлены на выставке.
В семье Иосифа Бобенчика три поколения художников - сам Иосиф Демьянович, заслуженный художник России, и его супруга Светлана Захаровна, преподаватель детской художественной школы; сын Дмитрий и невестка Любовь, работающие в области дизайна, и внук Дмитрий, решивший пойти по стопам родителей. С дизайном связал свою деятельность и Андрей Крайнов, сын известного белгородского живописца Вячеслава Михайловича Крайнова. Но самая «дизайнерская» семья в Белгороде - это, пожалуй, Игорь, Зоя и Анжела Чёрные. Зоя Юрьевна - декан факультета дизайна БелГИКИ, член Союза дизайнеров России, Игорь Александрович преподаёт на том же факультете (многие его студенты приняли участие в состоявшейся не так давно в «Родине» молодёжной выставке), их дочь Анжела - студентка 5-го курса, изучает специальность «графический дизайн».
Реставрация и монументальная живопись, тесно связанные с церковным искусством, стали основным родом занятий для художников Зои Дмитриевны Кривченко (реставрация стекла, керамики, икон); Игоря Петровича и Светланы Викторовны Рулевых, которые с середины 1990-х годов работают над росписями храмов Белгородской и Старооскольской епархии под руководством А.С.Работнова; Михаила Васильевича и Валерии Олеговны Фёдоровых. В экспозиции представлены фотографии монументальных работ.
Скульптура на выставке представлена творчеством Ольги Николаевны Трофименко, автора памятника литератору В.С. Жуковскому, установленному в 2008 году возле Литературного музея, и Александра Алексеевича Пшеничного, одного из интереснейших белгородских скульпторов. Пшеничный предпочитает работать в области скульптуры малых форм; из жанров станковой скульптуры ему интереснее всего портрет. Искусство скульптуры, как известно, по тематике имеет больше ограничений, чем живопись, но скульптор обращается не к внешней форме, а к жизненной, природной энергии, скрытой в ней. Такими же «ожившими», каждая со своим характером, представляются куклы, созданные супругой скульптора, мастером авторской куклы Натальей Расковаловой, и графика её брата - Сергея Расковалова, работающего также в области аэрографии, что для нашего города пока ещё редкое увлечение.
Несомненно, столь яркая выставка не оставит равнодушными зрителей - ведь художественный язык авторов, даже в пределах отдельной семьи, весьма разнообразен по звучанию. Неизменно только одно - любой из этих «союзов» по-настоящему прекрасен!
- 11309 просмотров
Отправить комментарий