Так Лилию Суслову - педагога из 22-й белгородской гимназии -
могут назвать около двухсот бывших выпускников начальной школы
«А Сёмочку мы на прогулку с собой возьмём?», «А Сёма с нами пойдёт?» - наперебой спрашивают первоклашки 22-й гимназии Белгорода, только что окончившие писать элементы букв. С полюбившимся им Сёмой - игрушечным котом, которого ещё 12 лет назад принесла в школу учитель начальных классов Лилия Суслова, они привыкли делать многое: учиться писать и читать, отправляться на поиски клада и познавательные прогулки. И на этот раз Сёма оказался в первом ряду - на руках у Лилии Николаевны. Он «показал» самым маленьким ученикам, где на школьном дворе растёт рябина, и рассказал, почему иву называют плакучей.
Игрой и любовью
Открытие первое: детей начальной школы заинтересовать можно только игрой.
Поняла это Лилия Суслова ещё в самом начале своего преподавания. Потому и появился кот Сёма. Пусть и игрушечный, но дети от него в восторге. То и дело интересуются, а пойдёт ли кот с ними на очередную прогулку или почему он не «захаживал» к ним. Всё просто: живёт он на два класса начальной школы: то у одних побудет, то у других.
Там, где игры, живёт фантазия. Постоянно отправляются в сказочные страны. Конечно, больше всего маленьким сыщикам нравится искать клад, но и от уроков, на которые приходят герои сказок, эффект не меньший. Проверено на практике - в такой форме любой материал запоминается лучше.
- Поэтому только игра! - отмечает Лилия Суслова. - Дети младшего возраста с удовольствием откликаются на игры, и заинтересовать их ими легко.
Их игры - не обычные детские шалости и развлечения, а связанные с познанием окружающего мира. К примеру, взять хотя бы путешествия. Школьники со своим учителем ездят на экскурсии по районам области. Пока отучатся в начальных классах, успевают исколесить чуть ли не всю Белгородчину. Когда-то даже подсчитали, сколько километров в среднем проезжают в таких странствиях. Получилось полторы тысячи.
Открытие второе: главное в работе учителя - любовь к детям.
- Обманывать детей нельзя. Они чувствуют, когда кто-то фальшивит, лукавит. А если видят, что они мне небезразличны и я заинтересована, чтобы у них всё получалось, они откликаются и всё понимают, - рассказывает Лилия Николаевна. - И здесь вопрос о дисциплине даже не стоит. Голос повышать не приходится, потому что дети знают, когда можно пошалить, а когда надо остановиться.
Как результат: даже перейдя в старшую школу, на переменке прибегают к своему учителю. Не только пятиклашки, которым сложно поначалу перестроиться с одного учителя на нескольких, но и девятиклассники. Конечно, реже, но заходят. Не забывают и выпускники: звонят, интересуются жизнью своей первой учительницы. Для педагога - это лучшая награда. Особенно приятно, по словам Лилии Николаевны, когда некоторые её выпускники в дальнейшем выбирают профессию учителя. И пусть их будет не так много, но слова: «Лилия Николаевна, я всегда хотела быть похожей на вас, вот и выбрала профессию учителя» - никогда не оставляют равнодушной.
Схватывают на лету
«Буду учителем», - заявила Лилия Суслова ещё в детстве. С учительской профессией в её семье были связаны мама и бабушка: мама работает в школьной библиотеке, но по профессии она учитель литературы, а бабушка в своё время была воспитателем в детском саду. Окончив школу, поступила Лилия Николаевна в Белгородский педагогический колледж. По окончании его она поступит в институт, не изменяя своему выбору: на педагогический со специализацией начальных классов. Спросите: «Почему сразу не в институт?». Поскорее хотела начать работать с детьми. А в колледже отучился два года - и можно в школе преподавать.
Ей повезло: директор 22-й гимназии сделал ей предложение, от которого она никогда бы не отказалась: «Если хочешь работать сейчас - приступай. Мы даём тебе класс, только с тем условием, что ты потом приходишь к нам преподавать». Пришла. Было ей тогда всего 19 лет. А сразу дали третьеклашек. Большой класс - 35 человек - мальчишки и девчонки не только из разных школ, но и из разных городов страны. Тогда район, в котором располагается гимназия, только застраивался.
Хоть не в первый раз и не в первый класс, а как любому новичку страшновато ей поначалу было. Думала, как же войдёт в класс, как начнёт урок. Вспоминает: вошла в класс, увидела детские лица, услышала массу вопросов: «А как?», «А что?», «А почему?», «А знаете ли вы?»… Страх как рукой сняло.
- Когда там было волноваться, если все такие маленькие и любознательные. Скорее учить всех надо, - вспоминает Лилия Николаевна. - Малыши очень непосредственные, интересные. У них самый благодатный возраст, когда они открытые, искренние, не могут ещё лукавить.
С тех пор прошло 27 лет. Около двухсот мальчишек и девчонок она выпустила за это время в старшую школу. Некоторые из них - уже сами родители.
За годы преподавания многое в школе изменилось. По новым стандартам теперь работает. Но в новшествах видит только преимущества. Самый главный - системно-деятельностный подход.
- Мы ушли от того, что ребёнку нужно прочитать, пересказать и всё. Мы учим, как можно каждое полученное знание применить в жизни, на практике. Дети осознают, зачем это выучили, где им это может пригодиться. Они получают знания, не оторванные от жизни, - рассказывает Лилия Николаевна. - А ещё они учатся работе в группах, в паре, высказывают своё мнение, ставят цели урока. Прозанимавшись только две недели, первачки научились самостоятельно определять тему урока, ставить цели занятия, подводить итоги. Думала, детям будет сложно, а они схватили всё на лету.
И построим дом…
Лилия Николаевна дважды участвовала в конкурсе профессионального мастерства «Учитель года». Дважды же и становилась призёром - в 1997-м и 2008-м годах. А в этом году стала победителем конкурса в рамках национального проекта «Образование». К своему профессиональному празднику её, как лучшего учителя, ожидает особый подарок - Почётная грамота министерства образования и науки Российской Федерации и премия из федерального бюджета - двести тысяч рублей.
Сама победа, равно как и участие, оказалась дня неё неожиданной. Когда предложили поучаствовать в конкурсе, она лишь поинтересовалась: «Что от меня требуется?». Выяснилось, никаких открытых уроков, мастер-классов. Всего лишь собрать и оформить документы, которые бы показывали, в каких конкурсах участвовали её дети, сколько раз становились призёрами, победителями. И всё это за три года. А написать ей было о чём. Ученики Лилии Николаевны - постоянные участники и победители всевозможных конкурсов, в особенности «Я - исследователь» и «Первые шаги в науке».
Добросовестно всё собрала и отправила. Честно говоря, на победу не рассчитывала: как-никак, а учителя со всей России участвуют. Поначалу даже не поверила, что победила. Думала, перепутали что-то. Со временем осознала, не было никакой путаницы. Задумалась, на что потратить грант. Может, на давнишнюю мечту? Семейным сходом решили: потратить деньги нужно так, чтобы память о них осталась. А тут они как раз хотели построить дом. Вот и купят земельный участок.
- Комментировать
- 3498 просмотров
Комментарии
4 года 22 нед. назад
4 года 22 нед. назад
4 года 22 нед. назад
4 года 22 нед. назад
4 года 23 нед. назад
4 года 22 нед. назад
4 года 22 нед. назад
4 года 22 нед. назад
4 года 22 нед. назад
4 года 23 нед. назад