Нововведения в государственную итоговую аттестацию по математике
облегчили детям жизнь, но некоторые родители этого не поняли
«Кто дал право так подставлять наших детей? Зачем они впустую потратили время на решение геометрии, если она исключена из оценки? Почему это не объявили перед экзаменом?…» - этот крик души, сопровождающийся и другими эмоциональными высказываниями в адрес органов образования, сотрудники областного департамента образования, культуры и молодёжной политики обнаружили в «Чёрном списке» на сайте информагентства «Бел.Ру». Удивились: о том, что баллы за выполнение заданий по геометрии в рамках государственной итоговой аттестации по математике не будут учитываться при общем подсчёте, говорилось не раз. Особая роль в этом отводилась специалистам муниципальных органов управления образования, курирующих эти вопросы и отвечающих за информирование родителей и выпускников. И по этому поводу никаких обращений ни в областной департамент образования, культуры и молодёжной политики, ни в управления образования районов и городских округов больше не поступало. Так что же, в школе, где учится ребёнок автора процитированной жалобы, никому ничего не объяснили? Или дело в другом?
Баллы или оценки?
Как переводятся в оценки баллы, полученные за ГИА, подробно рассказано на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ, сайт fipi.ru), нормативные правовые документы, регламентирующие организацию и проведение ГИА, размещены на сайте областного департамента образования, культуры и молодёжной политики (beluno.ru). Есть там и инструкции для педагогов - членов предметных комиссий, которые проверяют экзаменационные работы школьников. Учителям-то всё понятно. А родители недоумевают: почему за одинаковое количество баллов дети получают разные оценки? Собственно, автор жалобы, опубликованной в «Чёрном списке», тоже по этому поводу возмущался: «…Тройки получили и двоечники-троечники класса, набравшие всего 7 баллов, и дети-хорошисты, набравшие 15-19 баллов. На официальном сайте ФИПИ шкалу баллов не меняли!».
За разъяснением обращаемся к консультанту отдела учреждений образования и реализации приоритетных проектов управления общего и дошкольного образования департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области Галине Извековой и председателю областной предметной комиссии по математике Наталье Чуевой.
- С 2004 года в Российской Федерации проводится апробация государственной (итоговой) аттестации выпускников девятых классов в новой форме (ГИА-9). Основным отличием новой формы аттестации от традиционных экзаменов является то, что она предполагает получение независимой «внешней» оценки качества подготовки выпускников девятых классов, - рассказывает Галина Николаевна. - Экзаменационные задания для ГИА выпускников девятых классов - контрольные измерительные материалы (КИМы) - составляют специалисты-предметники ФИПИ, обладающие соответствующей квалификацией (методисты, научные работники, учителя общеобразовательных учреждений и преподаватели учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования). В их задачу входит разработка заданий, составление и доработка вариантов КИМов на каждый год. Для этого ежегодно проводится большое количество экспертиз, анализируются результаты состоявшихся экзаменов. Контролирует всю эту работу Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).
- По согласованию с ФИПИ решением территориальной экзаменационной комиссии (ТЭК) была утверждена шкала перевода первичных баллов в отметку по алгебре при проведении экзамена по математике в девятых классах общеобразовательных учреждений Белгородской области, которая была разработана без учёта выполнения геометрических заданий. Такое количество заданий по геометрии в КИМы по математике включено впервые, - поясняет Галина Извекова. - И также по согласованию с ФИПИ в шкале перерасчёта первичного балла в школьную отметку по пятибалльной шкале по алгебре не учитывались баллы за выполнение геометрических заданий. Таким образом, максимальное количество баллов, которое мог получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы по алгебре, составило 23 балла, а за выполнение всей экзаменационной работы по математике - 34 балла.
- Но ведь сам КИМ (тест) по математике состоит из двух частей, в которых содержатся задания разной сложности. И если при распечатке полных результатов мы видим, что один ребёнок выполнил все лёгкие задания, но практически не сделал ничего из сложных, а другой - и в первой части задания выполнил, и во второй, а сумма первичных баллов у них одинаковая, то более высокую оценку получит тот, кто выполнил больше сложных заданий, - поясняет Наталья Чуева. - Это правило действует при оценке работ по всем предметам. Ведь и «тройка» может быть разной - твёрдую оценку можно поставить и ребёнку, который что-то где-то не успевает (такие дети, как правило, при выполнении работы набирали около 17 баллов), а хлипкую «троечку» - тому, кто хотя бы что-то нацарапал (такие обучающиеся набирали менее 10 баллов).
За что «обидели» геометрию?
С геометрией в этом году приключилась интересная история.
- Поясним: изучение математики в Белгородской области представлено не в виде интегрированного курса, а самостоятельными предметами: алгебра и геометрия. Но государственная (итоговая) аттестация проводится именно по математике, а не по алгебре! - говорит Наталья Чуева. - И в этом году мы столкнулись вот с какой проблемой. Во-первых, девятиклассники, в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации, должны были сдавать четыре экзамена: два обязательных - русский язык и алгебра и два - по выбору. Во-вторых, если бы ребёнок выбрал геометрию, то получилось бы, что он её сдавал два раза - в новой форме при сдаче экзамена по математике и в традиционной. Но ведь мы не можем ставить две отметки по алгебре и геометрии за один экзамен по математике!
Стали думать, как выйти из ситуации, причём чтобы дети не пострадали от этих нововведений. Обратились в ФИПИ с просьбой разрешить нам на региональном уровне изменить шкалу интерпретирования баллов в оценки и при этом не учитывать баллы по геометрии при выставлении экзаменационной отметки по алгебре. И если, по рекомендациям ФИПИ, «тройку» можно было выставлять начиная с семи набранных первичных баллов, то в Белгородской области - с шести. Иначе количество ребят, не преодолевших минимальный порог баллов, было бы конечно больше.
Проект этого решения был направлен в ФИПИ. И оттуда областной департамент образования, культуры и молодёжной политики получил такой ответ: «Изложенный вами подход является приемлемым. В данном варианте экзамен по геометрии в традиционной форме имел правовое поле. Вместе с тем предлагалось и другое решение. При проведении экзамена по геометрии в традиционной форме и по его результатам выставлять итоговые оценки по геометрии при условии положительной оценки за ГИА-9 по математике (или, например, при условии выполнения не менее половины заданий по геометрии экзаменационной работы по математике ГИА-9)». Чтобы не было путаницы, в департаменте решили остановиться на первом варианте.
Как показало время, решение было правильным: например, в некоторых школах Москвы результаты ГИА по математике не учитывались при выставлении оценок в аттестат. Будут ли такие аттестаты действительны? - задают себе вопрос родители московских ребят. В Белгородской области, уверила нас Галина Извекова, такой ситуации не может быть в принципе, ведь для девятиклассников баллы ГИА важны не меньше, чем для выпускников одиннадцатых классов. Многие из них планируют поступать в колледжи, и хорошо написанный экзамен - шанс повысить итоговую оценку в аттестате.
- Кстати, - говорит Галина Извекова, - баллы, набранные за решение всех заданий по математике (по алгебре и геометрии) стали маленьким трамплином при подготовке к ЕГЭ для всех школьников - и для тех, кто собрался поступать в профильные классы, и для тех, кто поступает в средние специальные заведения, так что даром они не пропали. Общие результаты выполненных заданий по математике (общее количество баллов по алгебре и геометрии) являлись ориентиром при отборе в профильные классы и учитывались при поступлении в средние специальные заведения.
Медвежья услуга
Но вернёмся к жалобе. Вычислить её автора не составило труда - эта же жалоба была направлена в Управление оценки качества образования, и в ней был указан обратный адрес и другие данные заявителя. Ситуация произошла в гимназии одного из районных центров области. На распечатке результатов ГИА видно, что один из классов этой гимназии практически полным составом не выполнил задания второй, более сложной части не только по геометрии, но и по алгебре. В этом же списке и заявитель. Вывод один: или класс практически не справился с решением сложных заданий, или качество преподавания алгебры и геометрии оставляет желать лучшего.
- Вот посмотрите, в жалобе заявитель пишет: «Зачем дети впустую потратили время на решение геометрии?». Почему же впустую - получается, что дети эти задания и не решали! - восклицает Галина Николаевна. - На экзамен отводилось четыре часа - этого с лихвой хватило бы и на алгебру, и на геометрию. Более того, изменения в процедуре проведения ГИА, которые введены в этом году, были детям только на руку. Сравните: в прошлом году на решение первой части давался всего один час, потом у детей первую часть изымали, и они уже не могли к ней вернуться, что-то дорешать. В этом году такое ограничение было снято. Продолжительность экзамена по математике составила четыре часа!
- Говорят, что списать на ГИА и ЕГЭ практически невозможно. Но накануне экзаменов в социальных сетях появились ответы на многие варианты тестов и, что греха таить, немало школьников ими воспользовались. А потом оказалось, что некоторые ответы были ложными…
- Да, к сожалению, процесс появления ответов на тесты в Интернете мы контролировать не можем. Но дети должны знать, что часты случаи, когда в социальных сетях выкладываются заведомо неправильные ответы, так что в любом случае рассчитывать надо на свои силы. И ещё важно знать: каждый год пересматривается порог минимальных баллов. Чем выше результаты в регионах, тем выше этот порог, тем лучше должны дети сдать экзамен в следующем году, - поясняет Галина Николаевна. - Изменение структуры КИМов по ряду предметов по ЕГЭ в 2012 году привело к увеличению порога минимальных баллов, и, как следствие, к увеличению доли учеников, не преодолевших его. Это говорит о повышении требований к качеству подготовки выпускников школ и, как следствие, будет способствовать более объективному отбору потенциальных абитуриентов в учреждения профессионального образования.
- То есть, рассуждая логически, если дети хорошо сдают экзамены, значит, у них хорошие преподаватели и (или) попадаются лёгкие задания. А если эти оценки - результат списывания? Получается, те, кто списывает, и те, кто подсказывает школьникам правильные ответы, оказывают медвежью услугу выпускникам, которые в следующем году будут сдавать экзамен?
- Получается именно так.
Многие дети считают, что сдавать экзамены в форме тестов легче. Учителя уверены, что объективно оценить знания детей только по тестовым заданиям невозможно - по крайней мере, по таким предметам как литература, обществознание и некоторые другие.
Словосочетание «экзамены в новой форме» не слишком пугает современных школьников, однако, чтобы успешно пройти испытания, необходимо овладеть как теоретическим материалом, так и практическими навыками.
Вопреки прогнозам, итоговая аттестация в новой форме для учащихся, заканчивающих основную школу, не перешла в штатный режим, и в области продолжается апробация ГИА-9 в новой форме. Введение в практику новой модели экзамена для выпускников основной школы продиктовано необходимостью внедрения в практику открытой и объективной процедуры оценивания учебных достижений учащихся.
Специалисты областного департамента за ситуацией следят внимательно и с федеральными органами в сфере образования сотрудничают очень активно. Как будет решать проблемы новый состав Министерства образования страны? Поживём - увидим…
- Комментировать
- 2723 просмотра
Комментарии
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад