Используя скороговорки в занятиях с детьми, можно решить
множество развивающих, воспитательных и обучающих задач
Хотите, чтобы вас понимали? Развивайте дикцию! Нет, не только правильное произношение звука «р». А именно чёткую, размеренную речь, смысл которой не теряется в «проглоченных» окончаниях. Скороговорки - это своеобразный речевой материал, который специально предназначен для отработки чёткой дикции человека. Вся прелесть этих замечательных фраз в том, что сразу их ни за что не повторишь. Это весёлая разнообразная игра звуков, которые меняются местами, путаются, пропадают, подменяют друг друга, зеркально повторяются. Они как будто дразнятся и предлагают померяться с ними силами, испытать свой язык, память и слух.
Из глубины веков
На Руси скороговорки появились ещё в глубокую старину. Они помогали ребёнку быстрее освоить родную речь. Первым, кто обратил внимание на скороговорки, был известный собиратель русского фольклора Владимир Даль, который опубликовал их в своей книге «Пословицы русского народа». Записи этих древних скороговорок отражают жизнь давно минувших веков. Многие скороговорки пришли к нам из глубины времён и являются элементом народного творчества. Благодаря им мы можем узнать, о чём велись разговоры в домах наших предков, ощутить колорит и особенности их языка: «Ал лал, бел алмаз, зелен изумруд», «Из-под Костромщины шли четверы мужичины; говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки». Скороговорки бывают короткие и длинные, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, с повторами и без повторов, «построенные» на одном звуке и на сочетаниях звуков, доступные детскому восприятию и не рассчитанные на него.
Вроде бы в скороговорках нет ничего необычного. Мы к ним привыкли с детства... Но если на них взглянуть повнимательнее, то перед нами откроется их многогранность, граничащая с универсальностью. Ребёнок подрастает и встаёт перед выбором будущей профессии. И оказывается, что чистая и внятная речь нужна во многих специальностях: это актёры и учителя, дикторы и комментаторы, диспетчеры и журналисты. Значит, из скороговорки можно извлечь огромную пользу. Тренировка дикции, то есть воспитание чёткой, ясной, членораздельной речи, необходима каждому ребёнку для успешного общения, обучения и для гармоничного развития. Скороговорки могут стать вашим тренажёром для развития речевого аппарата. Помимо пользы в виде качественного развития речи и, как следствие, активизации работы головного мозга, что тоже нелишне в любом возрасте для продолжительной и осмысленной жизни, скороговорки доставляют невообразимое удовольствие и детям, и взрослым, являясь предметом задорного смеха, причиной непредвиденных комичных ситуаций, залогом замечательного настроения.
Не в тягость, а в радость
Скороговорки для детей были и остаются нелёгкими, но интересными играми. А взрослые ещё и знают: используя скороговорки для детей, можно решить множество развивающих, воспитательных и обучающих задач. Попробуйте заниматься с ребёнком скороговорками хотя бы по 10-15 минут каждый день - и очень скоро увидите результат. Ваша последовательность в этом виде работы обязательно принесёт пользу ребёнку. Освоить технологию применения этих игр и упражнений несложно. Однако здесь очень важно знать и выполнять несколько простых правил:
- не допускайте скуки во время занятий, постоянно подогревая интерес детей новыми творческими идеями;
- отложите занятие, если ребёнок расстроен, устал или хочет заняться делом, которое ему больше нравится;
- знайте меру и не перегружайте малыша. Помните, норма - понятие относительное;
- забудьте о своём возрасте и с удовольствием включайтесь в работу с ребёнком;
- искренне гордитесь ребёнком, цените и уважайте его успехи.
Иными словами, добивайтесь того, чтобы занятия были не в тягость, а в радость. На одном занятии следует разучивать не больше одной скороговорки. В этом случае она глубже прорабатывается, чётче усваивается и остаётся в памяти на более длительное время. Тренируйте детей, тренируйтесь вместе с детьми.
Работают над скороговорками для детей в такой последовательности:
1. Взрослый произносит скороговорку очень быстро и чётко. Ребёнку должно очень понравиться, как это звучит. Это даст стимул для того, чтобы научиться произносить скороговорку так же, как взрослый.
2. Теперь произнесите скороговорку в нормальном темпе. Спросите малыша: о чём она, все ли слова понятны.
3. Ещё раз закрепите правильное расположение органов артикуляции при произношении звука, часто повторяющегося в скороговорке.
4. Начинайте повторять скороговорку вместе с ребёнком в медленном темпе. Исправляйте малыша, если он неправильно произносит звуки.
5. Когда произношение закреплено, начинайте проговаривать предложение всё быстрее. Если у ребёнка возникают трудности, остановитесь пока на комфортной для него скорости произношения скороговорки.
Жизнь неумолимо наращивает темп. Ускоряется всё: машины, Интернет и, естественно, человеческая речь, что требует от нас ещё более высокой подготовки и глубоких знаний. Идти в ногу со временем или безнадёжно отстать от реальности дня - перед таким выбором стоим мы все.
- Комментировать
- 2179 просмотров
Комментарии
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад