Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Художник-монументалист Александр Работнов: Храмовому искусству учились у древних мастеров

Художник-монументалист Александр Работнов:  Храмовому искусству  учились у древних мастеровДля белгородского художника-монументалиста Александра Работнова 2013 год трижды юбилейный: Александр Сергеевич отметил 70-летие
со дня рождения, 40-летие творческой деятельности и 15-летие своей деятельности на Белгородчине.

- Александр Сергеевич, расскажите о своём детстве, с чего началось увлечение рисованием?
- Родился я в Ярославле. Отец мой, Сергей Александрович, - ярославский, мама, Таисья Николаевна, - ивановская. Детство было военное, тяжёлое, но хорошее. Помню, каждое лето, поскольку в городах было голодно, отправлялись в деревню. И уже в четыре года я любил рисовать. Рисовал машинки, самолётики, а первое слово написал - «ХЛЕБ», потому что рисовал хлебовозы.

Потом была изостудия в ярославском Дворце пионеров, папа меня туда отвёл. Сразу посадили рисовать натюрморт и дали большой лист, но я нарисовал натюрморт в уголке листа, не привык ещё к таким крупным форматам. А уже через год участвовал во Всероссийских и Всесоюзных детских выставках.

Изостудию в Ярославле вёл Борис Иванович Ефремов, художник-портретист, замечательный человек, он хорошо общался с ребятами. Каждое лето студия ездила на пленэры - в Переславль-Залесский, Ростов Великий, Углич...

- А как возникло желание заниматься именно монументальной живописью?
- После изостудии я поступил в Ярославское художественное училище, многое там получил. После - уехал поступать в «Строгановку». К этому времени созрело желание быть монументалистом: давно интересовался храмовым монументальным искусством. В Ярославле заходил и в действующие храмы и в те памятники древнерусского искусства, которые в советское время использовались как склады, бывал в Тутаеве (Романо-Борисоглебске), где был действующий храм, общался с настоятелем, он позволил зайти в алтарь, посмотреть фрески.

В «Строгановке» я проучился год - и забрали в армию на три года. Только год спустя вышел указ об отсрочке от армии для студентов вузов. На последнем году службы добился разрешения посещать уроки рисунка в училище вместе с «вечерниками», чтобы после армии не начинать снова с нуля. Ко времени моего возвращения в Строгановском училище организовали творческие мастерские. Руководителем мастерской монументальной живописи был известный монументалист Владимир Константинович Замков. Первая практика - делали во Владимире на торце одного из зданий сграффито: несколько цветных штукатурных слоёв, по которым потом процарапывается изображение.

Ездили по окрестностям, посетили Суздаль, практика была ознакомительной, с экскурсиями. Во время практики на втором курсе я поехал в Ярославль, делал копии ярославских фресок. Третий курс - практика в Ферапонтове, писал там копии с фресок Дионисия, а на четвёртом - с фресок Новгорода и Пскова. Вообще в то время наиболее качественным монументальным искусством было именно храмовое: что же ещё копировать, как не древнерусские фрески! У древних мастеров и учились.
Летом выезжали на объекты, зарабатывали, пытались даже расписывать храмы, но не сговорились о цене с настоятелем. Сейчас я думаю, что это и хорошо: к такой работе надо быть готовым не только профессионально, но и духовно, а как раз этого в то время у меня ещё не было.
Но в качестве темы диплома, конечно, ещё нельзя было брать храмовое искусство, и я представил эскиз мозаики в интерьере музея Революции. Делал форэскиз - на всю площадь музея, и рабочий эскиз - фрагмент 1/4 мозаики, уже в материале. Приняли работу на «отлично», с похвалой.

- И как после всего этого вы попали в Кемерово?
- Очень просто: распределение. Я соблазнился предложением из Кемерово, где уже жили и работали знакомые, да и романтика Сибири сыграла свою роль. Мне сразу предоставили мастерскую и квартиру - в течение полугода. На одного меня - двухкомнатную! Заказы были традиционные - оформление зданий аэропорта, дворцов культуры, бассейнов, роспись по керамической плитке в духе соцреализма…

- Когда же появилась возможность заняться храмовым искусством?
- Когда подошёл 1988 год - 1000-летие крещения Руси. Недалеко от моего дома стали строить храм, я познакомился с настоятелем, предложил свои услуги как художник. Он стал духовно готовить меня к этой работе. Сначала дал мне светские книги, где затрагивается тема христианства, потом и духовные.

Сначала я делал иконы разного размера и разными материалами (на левкасе, на холсте, темперой). Потом настоятель предложил заняться росписью. Сначала я расписывал сам, потом постепенно стал привлекать помощников. При храме организовался иконописный класс, куда приходили учащиеся разного возраста. К ним приглядывался и выбирал помощников.
Работал я также в Кемеровском художественном училище, был там завучем, стоял у истоков создания училища. Организовывал просмотры, в целом старался, чтобы там зародилась творческая жизнь, общение. Преподавал рисунок, композицию на оформительском отделении. Но потом понял, что задержался в училище слишком долго, и ушёл.

Когда я занялся росписью, то на четвёртом курсе этого училища предложил создать спецкурс по иконописи. И в течение года, занимаясь со студентами, отметил кандидатуры помощников в росписях. Так постепенно и сформировалась бригада, точнее, артель - на основе иконописной школы при храме и спецкурса в художественном училище.

В Кемерово построили большой Знаменский собор, и мы с артелью стали его расписывать, этот собор был освящён Патриархом Алексием II. Появлялись и другие объекты, но работали почти за гроши, шли 1990-е годы, финансовые сложности были у всех.

- Но именно в конце 1990-х вы приехали в Белгородскую область…
- Да, в 1997 году поступило предложение участвовать в конкурсе на роспись губкинского Преображенского собора. Конкурс не выиграл никто, его продолжили. Второго этапа не было. Я сделал массу эскизов, но, оказалось, зря. А в 1998 году нас пригласили расписывать собор Петра и Павла в Прохоровке. Я получил чертёж храма и программу росписей от его архитектора Дмитрия Соколова - с ним мне приходилось работать и раньше, он курировал строительство Знаменского собора в Кемерово. Я сделал эскизы, привёз их в Москву, встретился с архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном, показал ему эскизы и получил благословение на росписи.

В то время у меня была кемеровско-московская команда. Когда работали в куполе, владыка Иоанн сам поднялся к нам на леса, чтобы посмотреть, как идёт работа. Я другой такой ситуации не припомню, чтобы архиерей посетил работающих на лесах художников.

В один и тот же год мы работали в Прохоровке и Кемерово, в 1999 году приступили к росписи Преображенского кафедрального собора в Белгороде, и назрел вопрос о переезде. С 2001 года я живу в Белгороде.
В Преображенском соборе нам впервые предложили изобразить новоканонизированных святых, среди которых и Андрей Рублёв (эти святые изображены в барабане в медальонах). Здесь в трапезной части мы впервые использовали достаточно оригинальную систему росписи: изображение многочисленных иконографических типов Богоматери в календарном порядке. Над росписями Преображенского собора работали долго, около пяти лет, но службы всё это время не прерывались, иногда расписывали даже во время служб.

- И храм в Губкине всё-таки расписывала ваша артель…
- Да, в 2004 году нашёлся спонсор, и за два года мы расписали громадный храм (4,5 тысячи квадратных метров). Я не знаю примеров росписи столь большого храма за такой короткий срок. Работали 12 человек, а на втором году работы над росписью я организовал в Губкине практику для студентов монументального отделения Строгановского училища. Это тоже достижение - организация столь масштабной практики в наши дни. Но главное, что некоторые практиканты заинтересовались этой работой и сейчас продолжают работать в монументальной живописи.

- Какие сложности приходится испытывать при работе с артелью?
- Главная сложность в том, что когда работаешь на объекте, приходится отрываться от семьи на недели, а то и на месяцы, не всякий пойдёт на это. Да и учиться непростому ремеслу художника-монументалиста надо именно в артели, непосредственно на лесах, а новых учеников я в Белгороде, к сожалению, ещё не приобрёл, мало к этому делу интереса.

- Но, тем не менее, вы продолжаете работать.
- Да, заказы есть, и последняя на сегодня работа - Вознесенский храм в Харькове. Планирую заняться росписями храма в Ракитном, а также недавно построенного в Белгороде храма Почаевской Божьей Матери.

Беседовала
Наталья ГОНЧАРЕНКО

 

Фото Натальи ГОНЧАРЕНКО

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина