Я взяла кредит в банке. Как выяснилось, мои права были нарушены, что делать в такой ситуации?
Е.Ч., г.Белгород
Рассказывает товаровед-эксперт отдела защиты прав потребителей ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области" Олеся ЯГОДИНЦЕВА:
- Если вы обнаружили, что нарушаются ваши права потребителя в сфере оказания финансовых услуг, вы вправе обратиться к исполнителю с предусмотренными законом требованиями (применяется Закон РФ «О защите прав потребителей»). Для этого необходимо составить претензию о нарушении прав с изложенными требованиями, передать её в приёмную банка или отправить по почте заказным письмом с уведомлением. При отказе в удовлетворении ваших законных требований (путём получения ответа либо неполучения ответа в установленный в претензии срок) вам придётся воспользоваться правом на судебную защиту. Перед обращением в суд необходимо подготовить доказательства своей правоты и реальности ваших требований, собрав документы, подтверждающие нарушение прав, в том числе экземпляр претензии с отказом выполнить ваши требования (если таковой имеется); составить исковое заявление, в котором привлечь в судебный процесс управление Роспотребнадзора для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителя.
Как показывает практика, наиболее частыми нарушениями прав в сфере потребительского кредитования являются включение в кредитный договор условий, ущемляющих права потребителей:
1. Ограничение права потребителя в самостоятельном выборе места предъявления иска в суд.
Ранее банки включали в кредитные договоры условие подсудности, в соответствии с которым решения споров по требованию банка должны проходить по месту нахождения банка - юридического лица. Однако большинство банков, находящихся на территории Белгородской области, зарегистрированы в г.г. Москва, Курск, Самара, Екатеринбург, что предполагает возникновение дополнительных расходов у потребителя (транспортные расходы). Но теперь согласно ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» иски потребителей могут быть предъявлены по выбору истца: по месту жительства, по месту заключения или исполнения договора, по месту нахождения организации.
2. Взимание комиссии за открытие и обслуживание ссудных счетов.
Открытие и ведение ссудного счёта служит для отражения в балансе банка образования и погашения ссудной задолженности, то есть операций по предоставлению заёмщикам и возврату ими денежных средств в соответствии с заключёнными кредитными договорами, что является способом бухгалтерского учёта денежных средств. Соответственно, ссудный счёт нельзя квалифицировать как самостоятельную банковскую услугу. Открытие и ведение ссудного счёта является услугой, сопутствующей банковской операции.
Учитывая изложенное, включение банками в условия кредитного договора положения об обязанности заёмщика (физического лица) оплачивать комиссию за открытие и ведение ссудного счёта неправомерно.
3. Изменение банком процентной ставки в сторону увеличения после заключения договора при отсутствии согласия заёмщика.
В соответствии с действующим законодательством одностороннее изменение процентной ставки допускается по договорам о предоставлении кредита в случаях, когда это предусмотрено договором в отношениях только с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Таким образом, в кредитных правоотношениях, где стороной выступает потребитель - физическое лицо, одностороннее изменение процентной ставки не допускается.
4. Навязывание банком услуг по страхованию жизни и здоровья.
Многие кредитные организации предоставляют дополнительную услугу - страхование жизни и здоровья, которая, как правило, содержится в типовой форме кредитного договора. Если вы не нуждаетесь в указанной услуге, то вправе от неё отказаться (за исключением страхования при автокредитовании, ипотеке), но предусмотреть это необходимо на этапе заключения кредитного договора.
- 2735 просмотров
Отправить комментарий